Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:23, статья
Ключевые слова: долгосрочный прогноз, численность населения, природные ресурсы, международные миграции, цивилизации, сценарии взаимодействия.
Долгосрочные перспективы роста численности населения мира
Автор: Акимов
А. В.
Журнал: Историческая
психология и социология
истории. Том 3, номер 2 / 2010
На основе методики прогнозирования численности населения, разработанной автором в середине 1970-х годов и проверенной по прогнозу на 2000 год, дается расчет численности населения стран мира до 2300 года, а также анализируются проблемы, связанные с ресурсным обеспечением этого роста и взаимодействием цивилизаций в условиях догоняющего развития. Показано, что к концу XXI века количественное преобладание незападных цивилизаций может привести к развитию событий как по конструктивному, так и по конфронтационному сценарию.
Ключевые слова: долгосрочный прогноз, численность населения, природные ресурсы, международные миграции, цивилизации, сценарии взаимодействия.
Традиционно
долгосрочное прогнозирование численности
населения является средством, с
помощью которого определяются перспективы
соотношения населения и
В статье представлены результаты расчетов по методике, разработанной автором и прошедшей проверку временем[2]. Показаны возможности долгосрочного прогнозирования процессов, связанных с ростом населения. На этой основе сформулированы две задачи, встающие перед обществоведением при долгосрочном прогнозировании: изучение и мониторинг баланса «население – ресурсы», а также перспективы взаимодействия мировых цивилизаций при успешном догоняющем экономическом развитии в ныне развивающихся странах и переходных экономиках и естественной убыли населения в развитых в экономическом отношении странах.
Прогноз численности населения и оценка потребностей населения в ресурсах
Численность населения в данном прогнозе рассчитывается по разработанной автором методике смены режимов демографического развития (операциональное описание демографического перехода)[3]. Методика основана на выделении нескольких путей демографического перехода, т. е. развития от высоких рождаемости и смертности к низким[4]. После завершения демографического перехода смертность начинает превышать рождаемость в силу старения населения – увеличения доли лиц пожилого возраста в населении при росте средней продолжительности жизни и сохранении низкой рождаемости. Демографический переход в методике смены режимов демографического развития описан в связи с социально-экономическим прогрессом, это означает учет того факта, что сокращение рождаемости и смертности возможно лишь при определенном уровне развития экономики.
Одной из наиболее принципиальных проблем долгосрочного прогноза является ответ на вопрос, будет ли население мира стабильно после завершения демографического перехода или же оно будет убывать. В этой работе расчет сделан из предположения естественной убыли населения в условиях его старения. Такая гипотеза предполагает высокий уровень жизни, хорошее здравоохранение при сохранении малодетности семей (примеры – современные страны Западной Европы и Япония).
Прогнозные
расчеты выполнены по четырем
сценариям. Максимальный, минимальный
и средний варианты – это соответственно
самый медленный, самый быстрый
и средний варианты смены режимов
и сроков действия каждого режима.
Четвертый вариант – реальный
сценарий. Необходимость его введения
связана с двумя
Сравнение прогнозных сценариев, показывающих динамику численности населения мира в целом до 2300 года, представлено в таблице 1.
Поскольку все сценарии построены на основе смены режимов демографического развития, а последним в этой схеме является режим естественной убыли населения, то все графики имеют сходный характер изменений: рост, достижение максимума, затем убыль.
Таблица 1
Сравнение вариантов прогноза до 2300 г.
Если не рассматривать максимальный и минимальный сценарии, то оценка периода роста населения составит примерно 100 лет, а рост за это время – 5–7 млрд. человек, т. е. население Земли за ближайшие 100 лет может удвоиться по сравнению с современностью. Уровень 11,4–13,3 млрд. человек – максимальная численность населения мира, после чего наступает период убыли протяженностью около 200 лет. Убыль «съедает» весь прирост за предшествующие 100 лет, и к 2300 году численность населения по среднему варианту оказывается чуть меньше современной, а по реальному – меньше современной на 1,3 млрд. человек.
Как
показывают расчеты, естественная убыль
населения в течение двух веков
не вызывает чрезвычайно большого сокращения
численности населения мира в
целом, которое поставило бы под
вопрос возможность существования
развитой цивилизации современного
типа. Что касается минимального варианта,
то этого уровня можно добиться только
при очень больших усилиях
по развитию тех стран, которые еще
не завершили демографический
В таблицах 2–3 приведена динамика доли крупных регионов в суммарной численности населения Земли. Сейчас доля Европы, Северной Америки и Океании в мировом населении – примерно 17 %, а на Азию и Африку приходится 74 % (разница между этими группами регионов примерно 4,3 раза). По среднему сценарию уже в 2050 году оно меняется до 11 % и 81 %, а в 2100 году – до 8,5 % и 85 %. Это десятикратный разрыв. К 2300 году соотношение меняется до 6,7 % и 87 %, т. е. разрыв увеличивается до 13 раз.
По реальному сценарию исходное соотношение между ныне развитыми в экономическом отношении регионами, завершившими демографический переход, и Азией и Африкой в 17 % и 74 % к 2050 году меняется до 12 % и 80 %, что мало отличается от среднего сценария. В 2100 году соотношение составит 10 % и 82 %, т. е. разрыв будет только в 8 раз, а не в 10, как в среднем сценарии. В 2300 году соотношение составит 12,8 % и 79,5 %, разница будет в 6,2 раза. Она уменьшилась за счет иммиграции в Европу, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
В странах Азии и Африки демографическое развитие не будет равномерным. Наиболее населенными являются Восточная Азия, где численность населения определяется Китаем, Южная Азия, которая включает Индию и такие крупные по численности населения страны, как Пакистан и Бангладеш, а также Иран и Африка к югу от Сахары, где самой населенной страной является Нигерия. В настоящее время на них в совокупности приходится 59 % мирового населения, причем доли Восточной и Южной Азии примерно равны, а доля Африки вдвое ниже, чем каждого из двух регионов Азии. По среднему сценарию уже к 2050 году Южная Азия становится бесспорным лидером (30,4 % мирового населения), а Африка к югу от Сахары обгоняет Восточную Азию (18,1 % против 17,3 %). Успех демографической политики Китая делает этот прогноз весьма вероятным. Китай становится развитой в демографическом отношении страной, а демографические проблемы избыточного населения сосредоточиваются в двух регионах: Южной Азии и Африке к югу от Сахары. В других регионах, например Западной Азии и Северной Африке, демографические проблемы перенаселенности весьма остры из-за того, что природная среда этих регионов – пустыня, но масштабы проблемы здесь меньше в силу меньшей численности населения. На Западную Азию и Северную Африку в настоящее время приходится по 3 % мирового населения[5].
Экологические проблемы Южной Азии (малая территория Бангладеш, преобладание пустынь в Пакистане) делают проблематичным длительный рост населения в этих странах без угрозы экологической катастрофы. В то же время экономические успехи Индии в последние годы, а также убедительная победа государственной политики по сокращению рождаемости в Иране[6], где ислам вовсе не стал препятствием на пути модернизации в этой сфере, дают основания полагать, что демографический переход в данном регионе произойдет быстрее.
Таблица 2
Доли крупных регионов в суммарной численности населения по среднему сценарию
Таблица 3
Доли регионов в суммарной численности населения по реальному сценарию
Это отражает реальный сценарий, по которому к 2100 году Африка к югу от Сахары устойчиво опережает Южную Азию (27,4 % против 23 %). Возможность быстрого роста населения Африки ставит под вопрос такой фактор, как эпидемия СПИДа в этом регионе. В то же время этот факт может оказаться предпосылкой для демографического роста впоследствии, так как сейчас демографическое развитие региона практически отброшено назад, и улучшение ситуации со смертностью от СПИДа может стать началом компенсационного подъема роста населения, на смену которому позднее придет демографический переход.
При
любом сценарии Южная Азия и Африка
к югу от Сахары оказываются регионами,
где острота демографических
проблем и их социально-экономических
последствий в ближайшие
Хотя демографический рост арабских стран не оказывает столь сильного влияния на мировое развитие, как увеличение численности населения в Южной Азии и Африке к югу от Сахары, локальные последствия такого роста могут быть значительными. Если в 2005 году население Европы составляло 8,1 % от мирового, а суммарное население Западной Азии и Северной Африки – 6,1 %, то уже в 2050 году по среднему варианту прогноза оно изменится до 5,2 % против 6,6 %, т. е. население Европы от Испании до Эстонии будет меньше суммарного населения арабских стран и Турции. Это создает гигантский потенциал эмиграции в Европу из арабских стран.
Демографический отдел Экономического и социального департамента Секретариата ООН (the Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the UN Secretariat) в 2004 году опубликовал прогноз до 2300 года и провел его обсуждение специалистами (World… 2004). Долгосрочный прогноз ООН предусматривает пять сценариев изменения воспроизводства населения. Они базируются на прогнозе ООН до 2050 года, который выполнен в 2002 году в качестве регулярно пересматриваемого расчета перспективной численности населения. Все сценарии включают гипотезы о постепенном повышении продолжительности жизни в период после 2050 года и нулевой миграции.
В целом прогноз ООН мало отходит от идеологии стабилизации численности населения, а прогноз автора более ориентирован на анализ динамики с ускоренным ростом, достижением пика, а затем неуклонным снижением численности населения.
Прогноз ООН предполагает беспрецедентно быстрые демографические изменения в мире в ближайшие десятилетия. Методика смены режимов демографического развития в значительной степени базируется на прецедентах и предполагает более консервативный вариант.
Как показывают расчеты, естественная убыль населения в течение двух веков не вызывает чрезвычайно большого сокращения численности населения мира в целом, которое поставило бы под вопрос возможность существования развитой цивилизации современного типа.
Информация о работе Долгосрочные перспективы роста численности населения мира