Доктрина Трумэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:30, реферат

Краткое описание

Доктрина Трумэна — это внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира.

Содержание работы

Введение
I. Предыстория вопроса
II. Становление доктрины Трумэна
1. Причины и цели
2. Этапы становления доктрины
III. Основные положения доктрины Трумэна
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Доктрина Трумэна.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  Образования и  Науки Республики Казахстан

Казахско  – Американский Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРС на тему: «Доктрина  Трумэна» 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила:

                                                                           Мариненко Е.

                                                                                    ФОГН-МО(09)-IIC*

                                                                      Проверила:

                                                                             Тайчикова К.Т. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2011

План:

Введение

    1. Предыстория вопроса
    2. Становление доктрины Трумэна
    1. Причины и цели
    1. Этапы становления доктрины
    1. Основные положения доктрины Трумэна

Заключение

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Доктрина  Трумэна — это внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира.

В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин  Ачесон и другие.

Предусматривала выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом  коммунистической угрозы со стороны  СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией  и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

                  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предыстория вопроса

       В среду 12 марта 1947 года в  Конгрессе Соединенных Штатов  выступил президент Гарри Трумэн. Медленно зачитанная им по блокноту 18-минутная речь была выслушана конгрессменами с напряженным вниманием и почти не прерывалась аплодисментами. По мнению одного из трумэновских биографов,  она «стала, вероятно, самым знаменитым и самым противоречивым президентским выступлением в американской истории ХХ века».

       Серьезность ситуации, сложившейся  сегодня в мире, требует моего  выступления перед объединенной  сессией Конгресса. Внешняя политика  и национальная безопасность  нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной.

    Трумэн просил у Конгресса  400 миллионов долларов экономической  и военной помощи. Но речь шла  не об  учреждении еще одной  традиционной программы зарубежной  помощи. Президент просил средства  на создание совершенно новой  внешней политики, предполагающей изменение лица мира.

        Семена тоталитарных режимов  распространяются и растут в  злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного  роста, когда надежда людей  на лучшую жизнь умерла.

Мы должны поддержать эту надежду.

Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации.

И я  уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.

       Возложение на США этой ответственности  было делом вынужденным. И не  только факторами политическими.  В конце 46 - начале 47 года  разрушенная  послевоенная Европа переживала  не только жесточайший экономический  кризис, но и необычно суровую и холодную зиму. Эти обстоятельства вынудили британское правительство в феврале уведомить своих американских союзников, что Англия прекращает свою помощь Греции и Турции (попросту и на себя-то не хватает средств!). Для раздираемой политическими противоречиями и бешеной инфляцией Греции британское решение означало в близкой перспективе установление там коммунистического правления. В Греции шла гражданская война и оказывалась, со стороны, прежде всего, Югославии, активная помощь левым прокоммунистическим силам. Роль Советского Союза в Греции была минимальной. Сталин считал ее британской зоной влияния, исходил из того, что Запад не отдаст Грецию. Еще сложнее обстояло дело в Турции. Уже летом 1945 г. Молотов, по инструкции Сталина, предъявил Турции ультимативное требование создать «совместные» советско-турецкие базы для защиты Босфора и Дарданелл. Главной целью советской политики было изменение режима проливов, получение в лучшем случае контроля над проливами – старая мечта российских царей, а потом коммунистов. Своего апогея эта война нервов достигла летом 46-го года. Сталин рассчитывал на то, что турки дрогнут, а Запад за них не заступится. Он ошибся и в том, и в другом. Так к началу 47-го в Южной Европе назрел военно-политический кризис, который госсекретарь США Джордж Маршалл истолковал, как « имеющий прямое и непосредственное отношение к Соединенным Штатам». 27 февраля обращаясь к лидерам Конгресса США, он сказал: «Советское доминирование может расшириться на весь Ближний Восток до границ Индии. (…) мы стоим перед первым кризисом из серии, которая может привести к советскому доминированию в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии».

   Таким образом, даже поверхностный  взгляд на события  весны  1947 г. позволяет предположить, что  доктрина Трумэна, означающая поворот во внешней политике США на десятилетия вперед, вызван отнюдь не реальной «советской опасностью». Однако доктрина была принята, резкое изменение в отношениях со вчерашними союзниками произошло, и мир оказался надолго расколот «железным занавесом». Период, длящийся почти всю вторую половину ХХ века и закончившийся, по сути, только с исчезновением одной из сторон, принято называть «холодной войной», сквозь призму которой мы вынуждены рассматривать все события недавней мировой истории. Тем любопытнее обратиться к ее истокам. 

Становление доктрины Трумэна (причины, цели, основные этапы)

      Оказавшись перед лицом быстро  развивающегося процесса революционных  перемен в мире, лидеры США  избрали стратегическую внешнеполитическую  линию, направленную на слом сложившегося в результате войны соотношения сил, на «оттеснение» Советского Союза с занимаемых им позиций и установление мировой гегемонии США. Эта линия получила название политики «сдерживания коммунизма» и стала официальным внешнеполитическим курсом трумэновской администрации, найдя свое наиболее известное выражение в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла». В теоретическом плане стратегия «сдерживания» строилась на геополитических тезисах, постулирующих «традиционную борьбу» континентальных и морских держав. В идеологическом отношении «сдерживание» опиралось на антикоммунизм и антисоветизм. Выдвижение концепции «сдерживания» определялось стремлением Вашингтона применить комплексный метод давления на СССР — военного, экономического и идеологического.                                                                                                                        

       Перед Потсдамом, во время и  после Потсдама советская сторона  делала все от нее зависящее,  чтобы предпосылки для прорыва  в справедливый и безопасный мир воплотились в конструктивных и праведных делах. Американская разведка докладывала своему президенту, что в ближайшие 10 - 12 лет СССР не будет представлять опасности ни для кого.  Но  с получением ядерного оружия идея мирового господства становилась осью американского политического и военного коловращения. Идеологически-пропагандистский смысл концепции «сдерживания» заключался в том, чтобы запугать население США «коммунистической угрозой» и тем предотвратить критику глобально-гегемонистского курса администрации. Как подчеркивал американский политолог

Дж. Суомли, «холодная война и мнимая угроза советского контроля над миром создавали  политическую и „моральную» возможность  для Соединенных Штатов направлять свою мощь в различные части планеты под предлогом „опережения» коммунистической мощи». С помощью мифа о «советской угрозе» американскому народу навязали «воинскую повинность в мирное время, НАТО и другие военные союзы, военно-промышленный комплекс и огромные налоги для удовлетворения его требований». 19 июля 1945 г. Соединенные Штаты ревизовали свою военно-политическую доктрину. Если прежде за исходное бралось «отражение нападения», то новая доктрина основывалась на нанесении «превентивных ударов» по противнику. Особо выделялся элемент внезапности при сокрушении любого «источника угрозы». Причем определение характера и степени этой угрозы, как и момент ее элиминирования, оставлялись целиком за Вашингтоном.

      В феврале 46-го в Вашингтоне  была получена из Москвы знаменитая  «длинная телеграмма» посла Джорджа Кеннана в 8 тыс.слов, в которой тот проанализировал советскую политику и намерения лидеров СССР. Кеннан утверждал, что сталинский режим «фанатически убежден» в невозможности «мирного сосуществования» с миром капитализма, в первую очередь США, что правители СССР, как это всегда было в истории России, делают ставку на военную агрессию с целью «обеспечения внутренней безопасности своего слабого режима». Но они, как писал Кеннан, очень чувствительны к «логике силы» и всегда отступают перед ней. Дж. Кеннан рекомендовал «сдерживать советское давление» применением «контрсилы» в различных «постоянно перемещающихся географических и политических точках». Так родилась «стратегия сдерживания».     Идея «сдерживания» не мыслилась Кеннаном в категориях пассивной политики «удерживания рубежей». «Соединенные   Штаты, - утверждал   Кеннан, - вполне способны своими действиями повлиять на внутреннее развитие как России, так и всего международного коммунистического движения». Конечно, было бы преувеличением считать, развивал он свою мысль, что американская политика единолично может «решать вопрос о жизни и смерти коммунистического движения и привести к быстрому падению Советской власти в России». Но Соединенные Штаты, по его мнению, могут усиливать давление на внутренние процессы в СССР и таким путем «содействовать тенденциям, которые, в конечном счете, приведут либо к распаду, либо к постепенному размягчению советской мощи». Внешнеполитический диагноз и рецепты Кеннана имели головокружительный успех в Вашингтоне, поскольку совпали с преобладавшим политическим настроением в столице. После этого президент Трумэн поручил двум своим помощникам Кларку Клиффорду и Джорджу Элси подготовить отчет по вопросам американо-советских отношений. В этом секретном документе, созданном к осени 46-го, говорилось, что  генералиссимус Сталин и его окружение  предпочитают мощные вооруженные силы любым возможным союзам с заграницей. СССР имеет любые возможности увеличить — прямо или косвенно — область своего контроля для обеспечения дополнительной безопасности в жизненно важных для него районах. В докладе подчеркивалась «необходимость» указать Советскому правительству, что Соединенные Штаты располагают достаточной мощью «для быстрого сокрушения СССР в войне». Война против СССР, разъяснялось в документе, будет «тотальной» в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружений. В докладе предлагалось,  чтобы любые переговоры с СССР о разоружении велись медленно и осторожно, постоянно имея в виду, что предложения о запрещении применения атомного оружия и наступательных видов вооружения дальнего действия значительно ограничат мощь Соединенных Штатов». Основные выводы  отчета Клиффорда и Элси: «язык военной силы»  является единственным средством разговора с Кремлем. Кроме того, США «должны поддерживать и помогать всем демократическим странам, которым угрожает СССР». Эти мысли и легли в фундамент новой политической доктрины, официально провозглашенной в марте 1947 г., которая, по словам тогдашнего заместителя госсекретаря США Дина Ачесона, вовсе не являлась доктриной, охватывающей весь мир. Однако факты говорят об ином. На финальной стадии войны у Москвы были несколько иные заботы. Надлежало поднимать из руин страну, а не мечтать о квазикоммунистической экспансии. До осени 1947 – весны 1948 годов в Чехословакии, Венгрии, Румынии у власти находились правительства, возглавлявшиеся представителями буржуазных партий. В Польше из-за обструкции англичан, коим очень не терпелось внедрить в высший эшелон агента «Интеллидженс сервис», процесс формирования правительства национального единства осложнялся. Тито не спрашивал Сталина, как управлять Югославией. Болгария пошла за Димитровым тоже без наших подсказок. По логике вещей особняком,  вроде бы, должен был стать вопрос о Германии. Что предлагал Советский Союз? Сохранение  единства, проведение общегерманских свободных выборов, формирование по их результатам национального правительства, скорое заключение с немцами мирного договора и вывод с территории Германии всех иностранных войск. Немцам дозволялось самим определять строй, при котором они хотели бы жить. А как реагировали на советские предложения США?  Госсекретарь США застолбил: «У нас нет оснований доверять демократической воле немецкого народа».

Информация о работе Доктрина Трумэна