Развитие делопроизводства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель работы – рассмотреть историю развития делопроизводства на Руси в VIII-XIVвв.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
рассмотреть стадии возникновения делопроизводства;
рассмотреть первые документы;
рассмотреть взаимосвязь становление государственного управлении и развития делопроизводства.

Содержание работы

Введение 4
Возникновение и развитие делопроизводства в IX – XIIвв 6
Зарождение Древнерусского государства и функций управления 6
Русь в период феодальной раздробленности XII - конец XV вв 9
Создание феодальных княжеств и аппарата управления 9
Исторические источники IX – XVвв дошедшие до наших лет 11
Документирование норм феодального права 14
Документы фиксирующие внешнеполитическую и внутреннюю
жизнь княжеств 17
Складывание традиций и обычаев в работе с официальными
документами 27
Заключение 33
Список источников и литературы 34

Содержимое работы - 1 файл

курсовая 2семестр ДОУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     Как уже отмечалось, необходимым условием появления актов как особого  вида исторических источников является наличие договаривающихся сторон, заключение договора говорит о том, что права  контрагентов договора если и не равны, то, во всяком случае, сопоставимы. Видимо, поэтому договорные отношения возникают прежде всего между юридически независимыми друг от друга политическими единицами - государствами и существуют на всем протяжении истории России - с X в. вплоть до настоящего времени. Как следствие, почти все акты Древней Руси публично-правовые.9

     По  справедливому замечанию С.М. Каштанова, "договорные документы разных эпох и народов образуют один вид благодаря  наличию у них общих внешних  документально-юридических признаков: их происхождение - результат сделки контрагентов, содержание - определение взаимных условий, форма - комбинация устойчивых статей и формул. В происхождении всех разновременных и разноязычных распорядительных документов общий внешний формально-юридический момент - одностороннее волеизъявление носителя власти или субъекта права, содержание - конкретизация воли в форме распоряжений по определенным вопросам, форма - предписание исполнения распоряжений, даваемое тому или иному лицу"10

     Условно сюда входят судебные постановления и завещания. Такие документы имеют двойственную основу: с одной стороны, они являются распорядительными, с другой (особенно если речь идет о поздних судебных решениях или духовных грамотах правителей) - законодательными. В отличие от них регистрационные, информационные, просительные, отчетные и другие документы в случае отсутствия в них -помимо основной - договорной или распорядительной функций С.М. Каштанов предлагает не относить к актам.

     Деление актов на публично-правовые и частноправовые исходит из представления о четком разграничении частной и публичной (государственной) собственности: "задача публичного права состоит в том, чтобы установить те нормы, которые регулируют ввиду общего блага единого общественного целого отношения между общей волей всех и каждого" из его членов; задача частного права состоит в том, чтобы установить, не нарушая такого условия, те нормы, которые регулируют ввиду частной выгоды принадлежащих к нему отдельных лиц отношения их волеизъявлений друг к другу". И далее: "некоторое различие между понятиями о публичном и частном праве можно полагать в основу разграничения понятий о публично-правовом и частноправовом акте, хотя оно и не всегда совпадает с различием их с чисто дипломатической точки зрения по их формулярам"11

     Кроме договорных частных актов есть и частные акты распорядительного характера. Отметим еще категории письменных источников, которые трудно с уверенностью отнести к публично-правовым или частноправовым. Это документы, в которых частные лица вступают в какие-то отношения с публичной властью, либо давая ей известные обязательства (договорный вид), либо обращаясь к ней с просьбой (просительный вид). Говоря об актах, мы ограничимся договорным видом и будем называть его документы публично-частными"12.

     Периоду IX – XVвв.  присущи следующие виды документов (актов):

I. ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

А. Акты светских властей

1. Договорный вид:

1.1 международные договоры (с X в.);

1.2. княжеские договоры с контрагентами внутри Руси (с ХIII в.):

а) договоры между князьями и Новгородом,

б) договоры между великими князьями,

в) договоры между великими и удельными князьями,

г) договоры между князьями и церковью.

2. Договорно-законодательный вид:

2.1. жалованные грамоты (с ХII в.);

2.2. уставные грамоты в пользу церкви (с ХII в.);

2.3. уставные грамоты территориям (со второй половины XIV в.);

2.4. кормленые грамоты (со второй половины XIV в.):

3. Договорно-законодательный вид с элементами частноправового расположения: духовные грамоты великих и удельных князей (с конца ХIII в. в Юго-Западной Руси, с 20-30-х годов XIV в. в Северо-Восточной Руси).

4. Договорно-распорядительный  вид:

4.1. указные грамоты о действиях властей в пользу реального контрагента (со второй половины XIV в.);

Б. Акты церковных властей

1. Договорно-законодательный  вид:

1.1. уставные грамоты (с конца XIV в.);

II.ЧАСТНЫЕ  АКТЫ

1. Договорный вид:

1.1. акты на землю(с XII или с XIII-XIVвв.):

а. данные (вкладные),

б. купчие (продажные, отступные),

в. меновные,

г. закладные,

д. полюбовные разъезжие, мировые;

1.2. акты на разнородные объекты - недвижимое и движимое имущество, деньги и несвободных людей (с XIII в.):

а. духовные,

б. брачные контракты (рядные-сговорные и др.),

в. дарственные;

     Особую  роль в государственной жизни  древней Руси начиная с конца X в. играла церковь. На ранних этапах развития отношений между светской и духовной властями какие-то стабильные формы княжеско-церковных договоров отсутствовали. Не было, соответственно, и устойчивых разновидностей соглашений между княжеской властью и церковью. Впрочем, существование на ранних стадиях развития государства устной формы договоров серьезно затрудняет окончательное решение этого вопроса

     Самым ранним внешнеполитическим договором  удельного периода является договор  Новгорода Великого с Готским берегом (островом Готланд) и немецкими городами, относящийся к концу ХП в. Всего же от XII-XIVвв. сохранилось 18 документов Новгорода, касающихся международных отношений. Девять из них составлены от имени новгородского князя (до первой трети ХIV в.), пять - от имени княжеского наместника (с 30-х годов XIV в.) и четыре - от республиканских органов власти. Судя по подлинникам, грамоты скреплялись печатями (архиепископа, князя, тысяцкого, посадника, новгородского Совета господ), привешиваемыми к ним. Подписи в качестве способа удостоверения документов не применялись.

     Кроме новгородских, сохранились также  отдельные международные договоры Смоленска и Полоцка XIII-XIV вв.

     К XIV в. относится и первый московский внешнеполитический договор - перемирная грамота великого князя литовского Ольгерда с великим князем московским Дмитрием Ивановичем (1371). Составленная, видимо, литовскими послами, она не отражает традиции московской великокняжеской канцелярии.

     Удельная  эпоха породила договорные политические акты и внутрирусского происхождения. Они заключались между политическими  субъектами, имевшими ту или иную степень  юридической независимости друг от друга. Это прежде всего договоры между великими князьями и Новгородом, между великими князьями различных великих княжеств, между великим и удельными князьями одного великого княжества. Образование единой Руси привело к исчезновению почвы для таких политических договоров.

     К числу внутриполитических актов относятся также церковные уставы, уставные и жалованные грамоты. Самые ранние списки церковных уставов и уставных грамот относятся лишь к концу ХIII - началу XIV в. Широкое распространение получил церковный устав князя Владимира Святославовича, а также князя Ярослава Владимировича.

     Считается, что в основе их лежали уставные грамоты этих князей, позднее переработанные и дополненные. Протографы этих уставов датируют ХIIв. Они близки, с одной стороны, к законам, с другой - к жалованным грамотам. Поэтому данные уставы принято относить к числу законодательных источников, несмотря на их актовую форму.

     С полной уверенностью можно говорить, что княжеско-церковные договоры существовали с ХII в., когда были созданы местные новгородский и смоленский церковные уставы. Их формуляры очень близки. Кроме собственно уставной грамоты князя (смоленского Ростислава Мстиславича и новгородского Святослава Ольговича), они включают подтвердительные грамоты епископов и дополнительные записи о размерах сборов в пользу церкви. Центральное место в их диспозитивной части занимают росписи сборов с определенных территориальных единиц. Неразвитость протокольной части княжеских грамот, по мнению С.М. Каштанова, свидетельствует об их близости к законодательным источникам.

     В ХII в. появилась еще одна разновидность кияжеско-церковных актов - жалованные грамоты. Название это в данном случае условно, поскольку, при всем сходстве их содержания с содержанием более поздних грамот, в них отсутствовала характерная формула "пожаловал есмь", от которой и происходит сам термин. Эти документы устанавливали определенные социально-политические отношения между княжеской властью и, условно говоря, частными юридическими лицами. В качестве таковых выступали монастыри, которые постепенно превращались в центры господства над окрестным населением. Рост влияния церковных обителей обусловил выдачу им княжеских грамот, являвшихся по форме пожалованием, а по существу - договором, который разделял властные полномочия князя и монастыря в данной местности и ограничивал сферу монастырского землевладения определенным селом и тем, что к нему "потягло". Выдавать жалованные грамоты монастырям начали в Новгороде, а с XIVв. и на других территориях.

     За  первую половину - середину ХП в. сохранились  четыре подобных документа, связанных с передачей земельных участков и некоторого движимого имущества двум новгородским монастырям: Юрьеву и Пантелеймонову. Среди них жалованная грамота великого князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.) - самый ранний подлинный древнерусский акт. Она написана на пергамене и имеет следы прикрепления печати, которая не сохранилась. Три других акта дошли в копиях.

     Поскольку о существовании таких документов для ХIII в. неизвестно, следующий комплекс жалованных грамот относится уже к XIV в. Им датируется 12 актов (включая упоминания и позднейшие изложения). Из них дошло всего три в подлинниках и пять в списках. Отметим, что великокняжеские московские жалованные грамоты не касаются собственно московских земель и относятся к пограничным спорным территориям (районы Печоры, Волока, Торжка и Костромы). Прочие грамоты связаны с территориями Ярославского княжества, Новгородской и Псковской республик. Одними из первых начали выдавать жалованные грамоты Тверское и Рязанское княжества, о чем, в частности, свидетельствуют наиболее развитые формуляры жалованных грамот, выданных в них.

     Во  всех упомянутых жалованных грамотах контрагенты явно неравноправны. Доминирующую роль играл князь. Передавая монастырю  землю и превращая того в земельного собственника, он по-прежнему обладал верховной распорядительной властью. Характерно, что в грамотах князей Всеволода и Изяслава даже не упоминаются имена игуменов монастырей, которым адресована грамота. Неразработанность жалованных грамот является показателем определенной близости их княжеским уставам ХIIв. Последним княжеско-церковным договором стала договорная грамота между Василием I и митрополитом Киприаном.

     Княжеско-церковные  договоры свидетельствуют о том, что русская православная церковь так и не стала юридически независимой от князя политической силой. На Руси не было самоуправляющихся церковных княжеств. Этим объясняется отсутствие того типа договоров с церковью, который характерен для взаимоотношений великих князей с другими великими или удельными князьями.

     Значительный  комплекс актов составляют договоры Новгорода с великими князьями. Причем подавляющее большинство грамот XIII-XIV вв. касается отношений с тверскими  князьями (самая ранняя относится к середине 60-х годов ХIII в., самая поздняя к середине 70-х годов XIV в.). Все новгородско-тверские договоры дошли в подлинниках.

     По  тематике они делятся на три группы:

  • о правах князя в новгородской земле (9 грамот);
  • о военной помощи (2 грамоты - княжеский и новгородский экземпляры одного договора рубежа XIII-XIV вв.);
  • о мире (4 грамоты XIV в.).

     Только в начале 70-х годов XIV в. была составлена договорная грамота с московским великим князем Дмитрием Ивановичем (дошла в списке конца XV - начала XVI в.). До XIV в. известно единственное упоминание договора с московским князем, касающегося, правда, не вопросов управления, а проезда великокняжеских "ватаг" через новгородские земли.

Информация о работе Развитие делопроизводства на Руси