Жизненный путь человека в трудах отечественных психологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:41, реферат

Краткое описание

Среди философов, исследовавших влияние активности человека на свой жизненный путь, особо следует отметить Л. Н. Когана и М. Мамардашвили. Л.Н. Коган понятие «судьбы» связывает с социальной активностью людей, с их самостоятельным жизненным творчеством. Исторический процесс рассматривается им как результат объективно действующих в обществе законов, по которым развиваются общественные отношения людей. Чем полнее и глубже люди познают требования существующих законов и чем эффективнее их социальные действия, направленные на реализацию этих требований, тем полнее проявляется свобода. Чем активнее роль людей как творцов исторического процесса, тем больше их ответственность за его результаты.

Содержание работы

Введение ______________________________________________________2
Жизненный путь человека, как проблема психологии_________________5
Заключение____________________________________________________12
Список использованной литературы_______________________________14

Содержимое работы - 1 файл

Жизненный путь человек.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение ______________________________________________________2
  2. Жизненный путь человека, как проблема психологии_________________5
  3. Заключение____________________________________________________12
  4. Список использованной литературы_______________________________14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Интерес к самопроектированию и построению жизненных планов, в первую очередь, обусловлен желанием управлять событиями своей жизни, контролировать их. Виртуальное определение собственного будущего избавляет от чувства страха из-за неуверенности в завтрашнем дне, а так же задаёт определённое направление, смысл происходящему, позволяет сделать нужный выбор в ситуации неопределённости.

Актуальность  изучения влияния жизненных планов на качество жизни личности в настоящий момент определяется и сложной социально-экономической ситуацией, когда зациклинность человека на прошлом или трудностях настоящего приводят к серьезным внутриличностным и межличностным конфликтам. Неполноценность структуры личности (без ориентации на будущее) тормозит ее развитие. При этом только единство прошлого, настоящего и будущего в сознании человека обеспечивает его устойчивость в жизни, деятельности и общении. И, если категории прошлого и настоящего очевидны, то будущее может либо не осознаваться вообще, либо восприниматься как неведомая фатальность. Такая позиция нашла своё отражение в многочисленных поговорках, пословицах, крылатых выражениях: «Чему быть, того не миновать»; «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах»; «О будущем не загадывают» и т. д.

Следует понять, является ли самопроектирование фактором, способствующим управлению своей жизнью и судьбой, могут ли быть выделены принципы организации человеком своей профессиональной карьеры. Значимым является также вопрос о том, каковы типичные личностные параметры, способствующие эффективному протеканию этого процесса: активность или пассивность, индивидуальность или стандартность и т. д. И, главное, предстоит выявить механизмы превращения объективных обстоятельств в субъективный способ организации собственного профессионального пути на каждой из фаз становления и развития личности: на этапе получения начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального образования.

Экскурс в историю показывает, что желание человека влиять на ход жизни тем или иным способом, волновала человечество с древнейших времен, однако степень этого влияния в отдельные исторические периоды оценивалась по-разному.

В недрах восточнославянского язычества  имеются неоспоримые доказательства широкого и достаточно глубокого проникновения в культуру древних славян традиции особого отношения к будущему, выражающейся в стремлении предвидеть, а значит, и влиять на него. Свидетельством этого является наличие в пантеоне славянских богов тех, кто конкретно отвечал за судьбы. К ним следовало обращаться, чтобы узнать что будет, с просьбой о победе в сражении, счастливом замужестве, богатом урожае. Таковы:  

Гамаюн — птица вещая, говорун, посланник богов;

Макошь — мать счастливого жребия, пряха; её помощницы:

Доля — добрая богиня, ткет счастливую судьбу и Недоля - богиня, которая ткет несчастливую судьбу.  

Втроём  они прядут нити, сплетая из них  разнообразные судьбы людей и  богов, подобно античным мойрам.

Хотя  язычество древних славян уходит корнями вглубь за много тысячелетий до начала нашей эры, отголоски сохранялись вплоть до нашего времени. В одной из церковных книг XVI в. говорится, что у исповедующейся в церкви спрашивали: "Не ходила ли еси к Мокоше?" Не исчезла практика гадания и сегодня: карты, линии на ладони, ромашки, кофейная гуща, гадалки и ещё большой арсенал средств используется вполне современным человеком, чтобы заглянуть в будущее, с целью повлиять на него.

Таким образом, дохристианское мифологическое сознание хотя и имело направленность на идею предрешённости судьбы, покорности ей, всё же отражало возможность человека обращаться к божествам, которые могут не только предсказать человеческую судьбу, но и изменить её исходя из усердия просящего.

Позже, после крещения Руси, идеология покорности, подчинения судьбе, которая находится в руках божьих, была воспринята и развита христианством. Но и тогда, информация о будущем могла существовать в качестве божественного провидения, промысла и предназначения. Лаврентьевская и Никоновская летописи служат подтверждением данного факта: «…Осведомленными здесь являются одни лишь волхвы, выступая в роли провидцев, взору которых доступны сокровенные тайны» Здесь имелась в виду их магическая сверхчувственность, дарованная свыше.

Необходимость и возможность людей не только знать, но хотя бы, в какой-то степени управлять своей жизнью, строить её, находит отражение в недрах народного творчества, его фольклоре. «На бога надейся, а сам не плошай», «Под лежачий камень вода не течёт», «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше», - пословицы, которые дошли и до наших дней, призывающие не к тотальному смирению перед волей всевышнего, а к личной активности. Проблема противостояния человека превратностям судьбы, его возможностям идти против обстоятельств к намеченной цели является одним из основных объектов как классической, так и современной художественной литературы. А.Пушкин, А.Дюма, Л. Толстой и В. Каверин…, практически, эта тема находит своё отражение в творчестве каждого писателя.

Таким образом, вопрос сочетания божественной предопределённости и свободы воли человека, волновал человечество с давнего времени и остаётся насущным до сих пор. Но, если народная мудрость и авторская творческая мысль формируются на основе наблюдений, интуиции, то у науки арсенал методов исследования значительно шире. Философия, социология, психология, история, этнография, демография, антропология небезуспешно с различных сторон пытались выявить закономерности взаимовлияния человека на судьбу.  

С конца 19 века в работах отечественных философов и социологов ( Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.С.Соловьев, П.А.Сорокин, М.М.Троицкий и др.), прослеживалась тенденция к центрированию внимания на проблеме развития личности в плане её саморазвития и самореализации, самоопределения и самостроительства . Таким образом, уже учёные обозначили возможность личности влиять на свою судьбу через планирование изменений, как в себе, в своей карьере, так и жизни в целом.

Среди философов, исследовавших влияние  активности человека на свой жизненный путь, особо следует отметить Л. Н. Когана и М. Мамардашвили. Л.Н. Коган понятие «судьбы» связывает с социальной активностью людей, с их самостоятельным жизненным творчеством. Исторический процесс рассматривается им как результат объективно действующих в обществе законов, по которым развиваются общественные отношения людей. Чем полнее и глубже люди познают требования существующих законов и чем эффективнее их социальные действия, направленные на реализацию этих требований, тем полнее проявляется свобода. Чем активнее роль людей как творцов исторического процесса, тем больше их ответственность за его результаты.

Определению и исследованию жизненных планов посвящены работы известных отечественных психологов И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.И. Смирнова, Б.Ф. Ломова. Вопросами жизненных планов занимались В.Т. Лисовская в Ленинграде, М.Н. Руткевич в Свердловске, М.Х. Титма в Таллине, В.Н. Шубкин в Новосибирске и др.

Почти все существующие на сегодняшний  день подходы в западной и отечественной  психологии (психоанализ, экзистенциализм, бихевиоризм, деятельностный подход и др.) прямо или косвенно затрагивают проблему самоопределения, возможность влияния человека на свою судьбу по двум основным направлениям, которые они, так или иначе, представляют. Это гуманистическое (А.Адлер, Р.Мэй, Э.Фромм, К. Роджерс, А.Маслоу и др.) и экзистенциальное (Э.Берн, Л. Зонди, Ж. Пиаже, М. Хайдеггер и К. Ясперс). Категориальный аппарат экзистенциально-гуманистического подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т.д.

Гуманистическое направление в психологии основывается на следующих методологических принципах: человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своём выборе; человек есть активное, интенциональное (соответствие бытия личности в мире собственной внутренней природе), творческое существо.

Экзистенциальная  традиция, являясь ветвью гуманистического направления напротив, подчеркивала человеческие ограничения и трагическую сторону существования, но всегда ориентировала на возможность выхода из этой ограниченности. Для всех экзистенциалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытиё человеческой личности, уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Человек сам определяет себя, он хочет быть таким, а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной цели, он творит себя, выбирает свою жизнь. Сознание человека свободно, его воля определяет жизненный путь  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Жизненный путь человека как  проблема психологии 

Первое  систематическое изучение закономерностей  жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению экзистенциальной психологии на Западе Взгляды Ш. Бюлер  на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

•  реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

•  самоосуществление – итог жизненного пути. 

Пять  фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер ) 

фазы

Возраст

в годах

Общая характеристика фаз  жизненного цикла
1 до 16 / 20 нет семьи, профессии, нет жизненного пути
2 16/20–23/30 предварительное самоопределение, выбор супруга
3 23/30–45/50 зрелость –  собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация
4 45/50— 69/70 стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей
5 69 / 70 ... старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность
 

В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Ленинграде.

Разработка  концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека

Информация о работе Жизненный путь человека в трудах отечественных психологов