Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:08, реферат
Сохранились воспоминания людей, присутствовавших в 1924 году в Петрограде на первом публичном (в масштабах страны) выступлении Выготского — 2-м Всероссийском съезде психоневрологов, куда он был послан делегатом Гомельского Губернского отдела народного образования, получившим «разнарядку» на одного практического низового работника.
Сохранились воспоминания людей, присутствовавших в 1924 году в Петрограде на первом публичном (в масштабах страны) выступлении Выготского — 2-м Всероссийском съезде психоневрологов, куда он был послан делегатом Гомельского Губернского отдела народного образования, получившим «разнарядку» на одного практического низового работника.
В судьбу самого Выготского — решающий, и уже этим советская психология премного тому съезду обязана. Ну а сам «просвещенец», как именовали тогда рядовых работников педагогического фронта, подготовился к нему на совесть, представив на суд высокого собрания, где присутствовали, между прочим, и В.М. Бехтерев, и А.А. Ухтомский, целых три доклада, и один из них зачитал с трибуны. «Приехал никому не известный молодой человек из Перми (?) и сделал такой доклад, что потряс всех!» —
Был в том зале один внимательный молодой слушатель, не спускавший глаз с оратора, пока тот зачитывал по бумажке свое выступление. Подойдя к нему в перерыве, чтобы выразить свое восхищение, молодой человек случайно заглянул в этот сложенный листок и обнаружил, что он… пуст. Молодой человек этот, Александр Романович Лурия, впоследствии одна из величин в мировой психологии, занимал тогда пост ученого секретаря Психологического института при 1-м МГУ (нынешнем Московском университете) и обладал, как сейчас говорят, некоторым административным ресурсом. Именно он и уговорил своего шефа, главного «реактолога» страны профессора К.Н. Корнилова, пригласить в Москву никому неведомого провинциала.
Приглашение Выготский принял и уже через несколько месяцев поселился вместе с приехавшей вслед за ним молодой женой в подвальном помещении того самого института на Моховой (никакой лучшей площади предложить ему в тот момент не могли), где ему предстояло теперь и жить и работать. Формально — под началом 22-летнего Лурии, несмотря на молодость снискавшего себе уже некоторую известность в своей науке (ему патронировал Бехтерев, с ним переписывался сам Фрейд).
Но очень скоро ведущий и ведомый поменялись ролями. И не потому, что Выготский был несколькими годами старше. И Лурия, и другой столь же юный его коллега, а впоследствии не менее знаменитый Алексей Николаевич Леонтьев, сразу же обнаружили в нем такой запас свежих идей и такую зрелость мысли, которая далеко опережала их собственную. И именно это, а не положение, не должность, сделали начинающего Выготского — научного сотрудника II-го разряда — признанным интеллектуальным лидером, к которому потянулась одаренная молодежь. Так сложилась знаменитая «тройка», переросшая затем в «восьмерку». Разница между «учителем» и «учениками» составляла порой 3—4 года, и, тем не менее, и тогда и потом, маститыми, семидесятилетними, все они неизменно смотрели на него снизу вверх, хотя сам он никогда и ни на кого сверху вниз не смотрел — это было органически невозможно для его натуры.
В 1929 году Львом Выготским был основан Экспериментальный дефектологический институт. Кроме того известный ученый проводил курсы лекций в учебных заведениях, а также в исследовательских учреждениях в различных городах: лекции психолога можно было прослушать не только в Москве и Ленинграде, но также в Харькове и Ташкенте".
В 1925 г. Л.Выготского командировали в Лондон для участия в работе Международной конференции по обучению глухонемых, где он выступал с большим докладом. Он посетил также Францию, Голландию, знакомился с работой психологических лабораторий и дефектологических учреждений.
Вернувшись из-за границы, Выготский тяжело заболел (вспышка туберкулеза). Он был освобожден от публичной защиты диссертации "Психология искусства", но за ним признали право преподавания в высших учебных заведениях.
Трудно рассказать о колоссальной работе, проделанной им. Все, кому довелось работать вместе с Л.Выготским в отпущенные ему судьбой последние годы, отмечали его одержимость, желание как можно больше охватить и успеть претворить на практике.
Рене ванн дер Веер и Дж. Валсинер напишут:
"От молодого человека, знающего, что может умереть в любую минуту, нельзя было ожидать, что у него будет достаточно времени, чтобы создать завершенную систему мысли и поддерживать оригинальные идеи при помощи долгосрочных эмпирических программ. К тому же менялись быстро и социальные условия, в которых он работал. Поэтому, выдвигая идеи, многие из которых были всплесками новизны, он хотел сориентировать на то, что заслуживало внимания для дальнейшего развития".
Выготский выступил с получившей мировое признание оценкой теории психоанализа Зигмунда Фрейда. В 1925 г. совместно с А.Лурия Л.Выготский написал предисловие к русскому изданию книги Фрейда "По ту сторону удовольствия". Наряду с критическими замечаниями, авторы отметили проявляемый в России интерес к этой теории. Небезынтересно отметить, что распространению психоанализа в тот период способствовали одобрительные отзывы Троцкого и Радека. Но именно подобные замечания вскоре скажутся самым негативным образом, когда последуют выступления не от научных кругов, а от высших партийных инстанций.
В 1925 г. впервые в советской психологии Л.Выготский предпринял попытку исследовать очень сложную из загадочных областей человеческой деятельности - искусство. К сожалению, рукопись "Психология искусства" лежала неопубликованной до 1965 г. Увидев свет, книга привлекла внимание не только специалистов, но и всех, кто интересуется вопросами искусства, она была переведена на многие языки мира.
В следующем году Выготский издал учебник "Педагогическая психология". Как современны его слова, обращенные к вузовским преподавателям: предоставить самые последние открытия студентам, которые хотят быть школьными учителями. Учебник отличался от других изданий тем, что на основе последних теорий содержал трезвые практические советы.
В конце 20-х - начале 30-х годов Выготский работал над книгами "Мышление и речь", "История развития психических функций", "Проблемы умственной отсталости" и др. К сожалению, с "Историческим смыслом психологического кризиса" советские читатели получили возможность ознакомиться лишь спустя более полувека.
И еще один штрих к характеристике ученого. Когда работа в области дефектологии и патопсихологии привела к необходимости получить медицинское образование, профессор психологии Л.Выготский в 1931 г. стал студентом медицинского института, где успел закончить только 3 курса.