Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Наука о психическом развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ре¬бенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера "Душа ребенка". В ней В. Прейер описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

Содержимое работы - 1 файл

возрастная психология, ответы на вопросы, теории.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект» как философской категории. Чаще всего это понятие употребляется совместно с понятием «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого обращена его активность, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта. Объектом может быть и сама деятельность человека.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание (рис. 1.3). Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность (рис. 1.4). Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

 

39. Становление личности в социально-психологической теории развития личности А.В.Петровского. Подход к периодизации детского развития Д.И.Фельдштейна.

Личностью не рождаются, личностью человек становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.

Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Появляющиеся в ходе этого процесса способности и качества воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что человек думает, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием.

А. В. Петровский считает, что определяющим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом). Движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Межличностные отношения в группах порождают противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группу, шире – в систему общественных отношений.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Это может быть переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в студенческий коллектив, работника из одной фирмы в другую, или же личностное развитие в глобальном масштабе – от младенчества до гражданской зрелости.

Развитие личности определяется тем деятельно – опосредствованным типом взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой. Иначе говоря, развитие группы выступает фактором развития личности. Кроме того, сама потребность быть личностью (т. е. быть в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей) и способность быть личностью (т. е. совокупность индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью), также определяют процесс развития личности.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая фаза Становления личности – Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. Субъективно потому, что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сфере других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого. Так, например, подросток, попавший в новую компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы.

Вторая фаза - индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанности, спортивных успехов, «бывалости» в отношениях между полами, смелости, граничащей с бравадой, особой манеры в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.

Третья фаза - интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями – с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Став членами производственной бригады, вчерашние школьники, пройдя адаптацию на второй фазе становления своей личности, стремятся найти пути проявления своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. Если в результате эти выявившиеся отличия (в смекалке, трудолюбии, развитии чувства юмора, самоотверженности и т. п.) принимаются и поддерживаются, происходит интеграция личности в группу. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит свою потребность в персонализации в соответствие с потребностями общности, сколько общность трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, занимающего в этом случае позицию лидера. Впрочем, так или иначе всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз выступает как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, что приводит к серьезной деформации личности. Если уже в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению , активизация одной стороны деятельности не вытесняет , не заменяет другую ее сторону , обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например , у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая , познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования , как произвольность , рефлексия , а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений , что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание , развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности , где подросток реализует себя для других , то он начинает стремиться к практической деятельности , которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка , он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта , согласно Фельдштейну , возникает уже у трехлетнего ребенка , в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет , на основе развития сознания и самосознания , вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом в исследованиях подчеркивается , что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности , но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

1. До трех лет , когда малыш осознает наличие других людей.

2.   С трех лет , когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам , осваивает нормы человеческих отношений , пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых , что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3.   С десяти лет , когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения , и самоуправление в процессе общения , т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности , ее стержневых качеств , а значит , для системы воспитательных воздействий , которые должны обеспечить школа и общество в целом.

 

40. Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (Ю.Н.Карандашев, В.Ф.Моргун, Н.Ю.Ткачева, В.И.Слободчиков).

Модель Ю. Н. Карандашева. Весь онтогенез, в соответствии с данной моделью, может быть разделен на два периода: 1) эволюцию как процесс усложнения поведения индивида и механизм, обеспечивающий это поведение; 2) инволюцию как процесс упрощения поведения и его механизм. Ход эволюции не повторяет инволюцию. Они не имеют четких границ, в то время как одни функции продолжают совершенствоваться, другие функции уже начинают распадаться. Движения эволюции и инволюции взаимно переплетаются. В более раннем возрасте преобладают эволюционные процессы, в более позднем преобладают инволюционные процессы.

Эволюционное развитие индивида делится на два периода:

•  пренатальный возраст,

•  постнатальный возраст.

Модель Ю. Н. Карандашева рассматривает эволюционный постнаталь-ный период. Анализ возрастных периодов позволил автору выделить парные признаки (эмпирические критерии), которые выражают позицию, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым на определенной ступени развития. Иначе эти признаки называются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым.

Эволюционный постнатальный период разделяется подростковым кризисом 11–12 лет на две части: детство и взрослость. Детство характеризуется зависимостью от взрослого (неспособностью человека самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи взрослых), а взрослость – независимостью, самостоятельностью (притязания на самостоятельное принятие решений и бремя ответственности за них).

Первый критерий функционально-стадиальной модели онтогенетичес-кого развития, пара « зависимость – независимость», образует самый верхний цикл развития. При этом зависимость выступает как левый элемент цикла, независимость – как правый. Переход от зависимости к независимости есть эволюция, обратный переход – инволюция. Ввиду того, что в основе данного критерия лежит обретение социальной независимости, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социальным.

Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эрами развития. Таким образом, в эволюции индивида выделяем эру зависимости (детство) и эру независимости (взрослость). Будучи самым общим циклом развития, он повторяется один раз.

Второй критерий « моноцентризм – полицентризм». Детство (эра зависимости) делится на две части возрастным кризисом трех лет. До трех лет ребенок не способен представлять себя в познавательной позиции другого человека. Это явление автор называет моноцентризмом. После трех лет у ребенка появляется способность мысленно представить себя в позиции другого, и это явление – полицентризм. Движение развития в детском возрасте представляет собой переход от моноцентризма к полицентризму, обратный переход от полицентризма к моноцентризму – это инволюция.

Информация о работе Возрастная психология