Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:05, реферат
Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день – другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле.
Введение…………………………………………………………………….3
Характеристика восприятия……………………………………………….4
Восприятие времени……………………………………………………….6
Ориентировка во времени…………………………………………………8
Временная перспектива…………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………...14
Список используемой литературы………………………………………….15
Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).
Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было “завтра”, становится после ночи “сегодня”, а через сутки – “вчера”. Эта текучесть, отвлеченность, т.е. незримость времени, его слитность с теми же жизненными событиями, которые ребенок наблюдает, крайне затрудняют его вычленение и познание.
Впервые младенец ориентируется на время в середине первого месяца жизни, когда он приучается просыпаться регулярно через 3 часа, к моменту кормления. Этот условный рефлекс на время является одним из наиболее ранних в жизни ребенка.
Дети преддошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то трех-, четырехлетний ребенок уверенно отмечает утро (“Мы еще не завтракали”) или вечер (“За нами скоро придут”). Он различает день и ночь. Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: “Утро (зимой) – еще не совсем светло”, “Вечер – уже темно, солнца нет”.
Дети долго не понимают объективного движения времени, его независимости от воли и действий людей, поэтому правильно употребляя некоторые обозначения времени, ребенок по существу не разумеет за ними действительности. “Мама, когда будет мой день рождения?” - “Через два дня”. – “Сколько раз я должен лечь спать?” – “Три раза”. Мальчик (4 г. 4 мес.) лег в кровать, три раза “всхрапнул” и заявил, что настал его день рождения.
Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека.
У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом времени: “Это было давно”. В старшем дошкольном возрасте в этом аморфном “давно” выступают первые временные ориентиры: “Это было еще до войны”, “Это было до революции”. Однако эти опоры еще никак не локализованы в действительном времени исторического прошлого.
Первой дифференцировкой времени служит введение слов “сначала”, “потом”, “раньше”, “после этого” в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).
”Как
медленно тянется время”, – говорим
мы, ожидая какое-нибудь радостное событие.
“Как мчится время!” – восклицаем,
глядя на своих постаревших школьных
друзей. Давно замечено, что в
детстве время бежит
Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение - ось времени, на которой могут быть довольно точно размещены события. Текущий момент отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до и события ожидаемого будущего - после этой точки.
Это общее восприятие отношений прошлого, настоящего и будущего носит название "временной перспективы".
Временная
перспектива относительно мало изучена.
Но некоторые факты заставляют с
уверенностью сказать, что она чрезвычайно
варьирует у разных испытуемых разных
возрастов в разных ситуациях. Для
солдата на фронте во время вражеской
атаки временная перспектива
чрезвычайно сужена. Прошлое для
него отсутствует, а будущее представлено
лишь несколькими часами предстоящей
битвы. На следующий день, когда он
лежит раненый в госпитале, его
временная перспектива
Временная перспектива разнообразными способами вплетается в наше поведение и определяет некоторые его аспекты. ]. Значимость прошлого, настоящего и будущего также обусловлена в какой-то мере типом темперамента: холерики скорее устремлены в будущее (что было, то было); у сангвиников тяга к новизне, прошлое не вернуть, но и равновесно обращены к настоящему; меланхолики предпочитают вспоминать, будущее их не тревожит; флегматики ориентируются в прошлое, будущее их не волнует и не привлекает. В.И. Цуканов замерил пороги чувствительности ко времени у представителей 4-х основных типов темперамента: самый короткий интервал чувствуемого времени у холериков. По длительности далее идут сангвиники, меланхолики, последние – флегматики. На вопрос «Вам хватает времени?» холерики выражают острый дефицит времени; сангвиники то же, отвечали, что не успевают, опаздывают все время; меланхоликам времени хватает; для флегматиков время проходит медленно, хватает с избытком [по А.А. Ершову].
Исходя из концепции Юнга о четырехмодальном восприятии мира (эмоции, мышление, ощущение, интуиция), выделяют четыре типа личности. Особенностью каждого типа является специфическое отношение ко времени.
Время для представителей эмоционального типа циркулирует: прошедшее становится настоящим, а затем возвращается в прошлое, как воспоминание. Личное прошлое определяет поведенческие реакции и акты. Времена меняются, а человек – нет. Людям такого типа кажется, что мир остается таким, каким он был в годы их молодости. Они оценивают события не по результатам, так как для них значительны только те события, которые в последующем могут стать яркими воспоминаниями. Люди мыслительного типа тоже воспринимают время как идущее из прошлого в будущее, но их прошлое – это не личное, а отвлеченное, историческое прошлое. Они придают основное значение преемственности и последовательности, поэтому стремятся сделать все обдуманно. Время и план для них – серьезный фактор. Люди ситуативно-сенсорного типа воспринимают настоящее во всей его полноте, игнорируя при этом свой прошлый опыт. Такие люди не способны ждать, не осознают длительности времени, не воспринимают его движение. Только восприятие настоящего богато, глубоко, полно. Они движутся от одного момента времени к другому не течением времени, а через свои действия. Они невнимательны к своему прошлому и будущему. И последний в данной классификации – интуитивный тип. Интуиция, по мнению многих авторов, – это функция предвидения. Для человека этого типа настоящее – всего лишь бледная тень, а прошлое – туманно. То, что будет, для него реальнее того, что есть или было. Не осознают времени.
Широко
известен феномен изменения масштаба
времени при стрессовых ситуациях,
когда, с одной стороны, люди успевают
в невероятно короткий срок принять
решение и выполнить
Каждый человек воспринимает время так или иначе, ни один человек (да и любое существо, явление, любые предметы) не может существовать вне времени, поэтому оно касается всех и каждого. Было проведено исследование отношения ко времени, в котором участвовали 185 студентов. 46% относятся ко времени ситуативно (положительно – отрицательно), 38% всегда положительно и 16% – отрицательно. Безразличных ко времени не оказалось.
Мишель Сифр, известный французский ученый, спелеолог, в своей книге «В безднах земли», описывает несколько экспериментов по проверке наличия у человека «внутренних часов», когда ритмы внешнего мира перестают влиять на нас. В результате им и его коллегами было открыто явление, которое они назвали двухсуточным ритмом, то есть продолжительностью около 48 часов. Хотя последующие эксперименты показали, что некоторые испытуемые сохраняют почти привычный ритм жизни (в пределах 28 часов). Однако все отмечали, что время бежит быстрее, чем они предполагали.
Таким
образом, можно говорить о наличии
у каждого человека своих внутренних
часов, которые не всегда совпадают
с суточным ритмом Земли, и для
восприятия этого ритма человек
пользуется дополнительными внешними
признаками и, соответственно, разными
анализаторами.
Итак, подводя итог работе, можно сделать следующие выводы: