Темперамент, методы исследования темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

Содержание работы

Введение 3
1.1. Физиологическая основа темперамента 4
1.2. Психологическая характеристика темпераментов 6
1.3. Темперамент и личность. 8
2.О лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения. 9
2.1.Методические пути исследования темперамента 11
2.2.Лабораторные методы 15
2.3.Анамнестические методы изучения темперамента 21
3.Исследования отечественных и зарубежных психологов в области темперамента. 24
Заключение. 28
Практическая часть 29
Литература 34

Содержимое работы - 1 файл

Temperament3.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

6.                        Основная проблема теории темперамента - взаимная связь свойств темперамента и отношений личности. Для того чтобы разрешить этот вопрос, свойства темперамента и общий тип высшей нервной деятельности необходимо систематически сопоставлять с отношениями личности. Какими методическими принципами при этом нужно руководствоваться? Отношение личности представляет собой целостную, характерную для данного человека систему мотивов, устойчиво и постоянным образом проявляемых в определенной и типичной ситуации деятельности. Так, например, отношение к труду характеризуется совокупностью тех мотивов, которые человек обычно проявляет в ситуации произвольного труда, - любовь к своей профессии, потребность в активной творческой деятельности, стремление служить своим трудом коллективу, обществу и т.д. В эксперименте мы не в состоянии строго контролировать все те мотивы, которые в совокупности характеризуют данное отношение личности, так как каждый из этих мотивов проявляется при специфических изменениях условий деятельности. Поэтому в эксперименте мы изменяем отношение личности, воздействуя преимущественно на какой-либо один мотив, но при том такой именно, в котором наиболее полно отражается отношение личности. Так, например, вызывая интерес к заданию, мы тем самым в наибольшей степени изменяем и отношение испытуемого к заданию.

В каком направлении следует изменять мотивы деятельности при исследовании темперамента? Существуют мнение, что свойства темперамента проявляются лишь при наличии активного отношения личности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Согласно этой концепции чем активнее отношение личности к деятельности, тем отчетливее в ней проявляются свойства темперамента. Наоборот, при отсутствии активного отношения личности свойства темперамента вообще не проявляются. Если стоять на этой точке зрения, то необходимое условие исследования темперамента - создание в эксперименте наиболее активных мотивов деятельности. Для этого необходимо, чтобы ситуация деятельности была как можно более содержательна и жизненно значима. При таком понимании в очень элементарных по содержанию лабораторных заданиях, исключающих всякое участие осмысливания и жизненного опыта, свойства темперамента не могут проявиться с достаточной точностью и надежностью. С этой точки зрения многие, если не все, методические требования, которые были выше изложены, совершенно нецелесообразны. “Они характеризуют лишь историческое прошлое психологических исследований, а не его будущее” (С.Л. Рубинштейн).

Совершенно иначе решается этот методический вопрос, если мы полагаем, что характер связи темперамента и отношений личности представляет собой не нечто нам вполне известное, а проблему, подлежащую разрешению. Для того, чтобы разрешить эту проблему, необходимо изучать проявления темперамента при различной степени активности отношений личности: в элементарных и в очень сложных заданиях, в ситуации, требующей осмысливания и не требующей его, в жизненно значимой, интересной и жизненно незначимой, неинтересной ситуации и т.п. При такой постановке задач исследования один из наиболее важных методических вопросов - вопрос об экспериментальных критериях степени активности мотивов деятельности. По каким объективным признакам мы в состоянии надежно судить о том, в какой степени активны затронутые экспериментом мотивы испытуемого?

Активность мотива прежде всего зависит от тех отношений личности, которые затронуты в экспериментальной ситуации. Допустим, например, что мы стимулируем в эксперименте мотив честолюбия, сообщая, что будим испытывать силу воли. Это возможно только в том случае: 1) если испытуемый вообще честолюбив, 2) если ценность своей личности он видит в силе воли, 3) если он дорожит мнением экспериментатора о силе его воли. Другими словами, в данном случае эффективность стимулирования мотива честолюбия у испытуемого зависит от его отношения к самому себе и к экспериментатору. Все эти отношения личности определяются историей развития данной конкретной личности. Поэтому в одной и той же экспериментальной ситуации при совершенно одинаковых объективных условиях разные испытуемые могут обнаружить совершенно различную степень активности одного и того же мотива. Отношение испытуемого является чем-то наперед данным, обусловленным историей развития личности. Нам же необходимо сделать отношение личности и обусловленный им мотивом деятельности заданными, т.е. создаваемыми в эксперименте. В этом и заключается вся трудность экспериментирования с мотивами и отношениями личности.

В настоящее время нам неизвестны такие экспериментальные приемы, которые позволяли бы с полной достоверностью вызывать одинаковую реакцию у всех испытуемых максимальную или оптимальную степень активности какого-либо мотива. Следовательно, задача заключается не столько в том, чтобы вызвать одинаковую определенную степень активности мотива, сколько в том, чтобы с достоверностью определить, какова была проявленная степень активности мотива.

По каким критериям это возможно определить? Один из таких критериев - уровень притязаний. В психологических исследованиях пользуются различными критериями для определения уровня притязаний. В зависимости от применяемого критерия изменяется и самое понимание психологической сущности уровня притязаний. С точки зрения степени активности мотивов, наиболее важный критерий - тот уровень достижений при преодолении трудностей, к которому стремится человек в данной задаче. В этом случае об уровне притязаний мы судим по тому, какую степень трудности следующего задания выбирает испытуемый после того, как с большим или меньшим успехом выполнил предыдущее задание. Как показывают экспериментальные исследования, одно из важнейших психологических условий уровня притязаний - степень вовлеченности (Hoppe, 1926; Karsten, 1928; Lewin K., Dembo, Fesinger, Sears, 1940). Если у испытуемого отсутствует какое бы то ни было активное отношение к экспериментальному заданию, он вообще не обнаруживает никакого уровня притязаний. Наоборот, чем активнее отношение испытуемого к экспериментальному заданию, тем более колеблется уровень его притязаний в зависимости от успеха или неуспеха. Таким образом, показателем высокой активности отношения личности является не высота уровня притязаний., а резкая его вариативность в зависимости от успеха или неуспеха.

Другой объективный признак степени активности отношения личности - скорость психического насыщения, надоедания. Чем активнее отношение личности  к экспериментальному заданию, тем медленнее оно ему надоедает при выполнении. Для того, чтобы проверить наличие или отсутствие психического насыщения, в предварительной инструкции указывают, что испытание должно быть прекращено, как только оно покажется испытуемому однообразным. Затем, когда по ходу эксперимента это возможно, испытуемого спрашивают, продолжать опыт или нет. Степень активности отношения личности проявляется также в том, как сказывается повторяющаяся неудача на психическом состоянии испытуемого. Чем активнее отношение личности, тем большее эмоциональное потрясение он испытывает при постоянно повторяющейся неудаче. Такое эмоциональное потрясение при неудачах называют фрустрацией. О фрустрации во время эксперимента мы можем судить как по двигательным внешним проявлениям, так и на основании словесного отчета.

Наконец, последним, наименее надежным, показателем активности  отношения испытуемого к экспериментальному заданию может быть словесный отчет о степени проявления интереса, внимания.

Применяя все эти критерии, мы можем в зависимости от задачи сопоставлять проявление темперамента в данных экспериментальных условиях или у тех испытуемых, которые обнаружили одинаковую степень активности отношений личности, или, наоборот, у тех, которые обнаружили различную степень активности.

 

      2.3. АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ   ТЕМПЕРАМЕНТА

     В психологическом исследовании анамнез может быть использован двояким образом: 1) для диагноза свойств темперамента и других индивидуальных психических особенностей: 2) для изучения происхождения и закономерностей развития свойств темперамента и других индивидуальных психических особенностей.

Для диагноза свойств темперамента применимы почти все те категории, которые применяются для этой цели в лабораторном психологическом исследовании (см. выше). Что же касается происхождения и закономерностей развития свойств темперамента, то прямо и непосредственно они могут исследоваться лишь путем анамнеза.

Основной путь в этом случае заключается в сравнении проявлений изучаемых индивидуальных особенностей на разных этапах развития. Очень важное значение имеют ранние этапы развития, когда еще отсутствуют те мотивы и отношения личности, которые могут обусловить такие же проявления, как и свойства темперамента.

Важно также проследить влияние раннего опыта на характеристику поведения. Резкое изменение поведения под влиянием вновь приобретенного опыта - надежное и объективное противопоказание для оценки данной индивидуальной особенности как свойства темперамента. Существенные данные можно получить, сравнивая наблюдаемых с очень сходными индивидуальными психическими особенностями, но развивавшихся в совершенно различных условиях воспитания в семье и в школе. Необходимым дополнением к этому служит сравнение наблюдаемых с противоположными индивидуальными особенностями, но развивавшихся в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. Такой двусторонний путь изучения помогает вскрыть роль антенатальных и постнатальных факторов формирования индивидуальных психических особенностей. Особое место в анамнезе индивидуальных психических особенностей занимает изучение однояйцовых и двуяйцовых близнецов. При этом мы можем сравнивать развитие однояйцовых близнецов в очень различных условиях среды и воспитания и двуяйцовых близнецов в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. При таком двояком сопоставление наиболее отчетливо обнаруживается сравнительная роль наследственных факторов и условий воспитания в формировании индивидуальных психических особенностей (Gotschaldt, 1954).

Чем уже и ограниченнее различие в сопоставляемых условиях развития определенной индивидуальной психической особенности, тем более приближается анамнез к жизненному эксперименту и тем объективнее и точнее истолкование анамнестических фактов. Так, например, сравнение развития однояйцовых близнецов в резко различных условиях развития представляет собой подлинный эксперимент природы, так как наследственные особенности организма здесь полностью приравнены. В большинстве случаев, однако, различия в сопоставляемых условиях развития очень сложны и разнообразны. Поэтому для правильного объективного истолкования анамнестических фактов необходимы специальные методические критерии. Наиболее обстоятельно эти критерии проанализированы В. Н. Мясищевым и Н. И. Феоктистовой (1931). Важнейшие из них следующие:

1.    Для правильного истолкования происхождения индивидуальных психических особенностей - недостаточно установить внешние условия, в которых протекало развитие. Одни и те же внешние условия могут привести к формированию совершенно различных индивидуальных психических  особенностей в зависимости от того, каковы в данный момент психические свойства и психическое состояние испытуемого. Так, например, стеснение свободы проявлений в семье у ребенка меланхолического темперамента, робкого, боящегося своими поступками огорчить мать, может воспитать пониженную активность, подавленное настроение, отсутствие самостоятельности. Между тем у другого ребенка, холерического темперамента, отчужденного от родителей и равнодушного к оценке родителями его поведения, те же условия воспитания создадут агрессивность, непослушание, упрямство. Поэтому в анамнезе внешние условия среды и воспитания необходимо сопоставлять с теми психическими свойствами и состояниями, которые были присущи ребенку в момент их действия.   

При таком сопоставлении внешних воздействий с психологической почвой, на которую они падают, особое место занимают психосоматические отношения. Сюда относится влияние на психическое развитие того, как переживаются человеком осознаваемые им индивидуальные особенности его организма. Так, например, какое-либо наследственное или врожденное физическое уродство или даже резко выделяющаяся индивидуальная особенность во внешности (рыжий цвет волос), само по себе взятое, не формирует каких-либо определенных черт характера или отношений личности. Но если эти физические особенности переживаются человеком как признак его социальной неполноценности, если они вызывают постоянные насмешки окружающих, то на этой пренатальной основе формируются определенные психические свойства личности. Поэтому один из существенных методических путей анамнеза заключается в наблюдении и в истолковании всех таких соматопсихических отношений (Anastasi, 1958).

2. Правильное анамнестическое истолкование невозможно, если мы пытаемся оценить влияние какого-либо отдельного изолированного условия среды или воспитания на формирование определенной индивидуальной психической особенности. Формирование каждой такой особенности и всей личности в целом определяется не каждым отдельным условием, а целостной системой условий. В упомянутой статье В. Н. Мясищева и Н. И. Феоктистовой приводится следующая иллюстрация. Ребенок 12 лет проявляет в настоящее время пессимизм, склонность к унынию, апатии, уединению. Чем объяснить это состояние? Физически ребенок здоров. Мать не больная, но прихварывает, отец давно умер, ребенок его не помнит. С материальной стороны ребенок имеет все необходимое, но не больше того. Он редко получает сладкое, не может ходить в гости и на публичные празднества, так как стесняется своей чрезмерно скромной одежды. Квартира достаточно большая, но окна выходят во двор типа колодца. В школе по успеваемости он несколько ниже среднего, а он старше большинства одноклассников. Внешность у него очень незаметная, он ничем не импонирует товарищам, но и не отталкивает их от себя - его просто не замечают.

Каждый из приведенных фактов в отдельности недостаточно значителен, чтобы обусловить пессимизм и уныние ребенка как устойчивую черту характера. Но все они действуют в одном и том же направлении и потому, взятые в совокупности, представляют собой очень мощный фактор развития этой черты характера.

3.   Для правильного истолкования анамнестических данных необходимо не только учитывать всю совокупность условий развития, но и взаимную их связь. В приведенном выше примере все перечисленные условия влияют в одном и том же направлении на формирование определенной индивидуальной особенности. Гораздо чаще, однако, разные условия действуют в различном, иногда прямо противоположном направлении. Так, например, тяжелые материально-бытовые условия могли бы воспитать подавленность, замкнутость, озлобленность, но дружеские, любовные отношения в семье влияют  на личность в прямо противоположном отношении. Поэтому необходимо сопоставлять моменты, усиливающие влияние какого-либо анамнестического фактора, и моменты, его ослабляющие. Взаимная связь различных условий развития выражается в том, что одни условия с необходимостью порождают другие. Например, пьянство отца вызывает материальные трудности, скандалы и драки в семье, отсутствие контроля за поведением детей и т.п. Одно из условий правильного истолкования анамнестических данных и заключается в раскрытии всех многообразных связей между различными условиями развития.

В анамнезе обычно остается место для субъективного истолкования фактов. Однако в той степени, в какой удается объективное истолкование фактов, анамнез - единственный психологический метод, прямо и непосредственно раскрывающий происхождение и основные закономерности развития индивидуальных психических особенностей.

Информация о работе Темперамент, методы исследования темперамента