Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Объект – социально-психологические причины девиантного и делинквентного поведения.
Субъект – подростки с отклоняющимся поведением.
Задачи:
Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка.

Содержание работы

Введение
3
I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Формы проявления нарушений поведения 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
II глава. Девиантное поведение и личность
2.1. Девиантные явления в жизни подростка 15
2.2. Личная характеристика «трудного» подростка 24
Заключение 2

Содержимое работы - 1 файл

Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

    Завершая  очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность  семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков)-

    Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое  распространение в современном  мире. Злоупотребление наркотиками  характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии  аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана.

    Конечно само по себе употребление наркотика  не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983)

  • Единичное или редкое употребление наркотиков;
  • Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;
  • Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции;
  • Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;
  • Наркомания III стадии – полная психическая и физическая деградация.

    Первые  две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму  уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит  от возраста, и от характера наркотического средства.

    Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

     Вместе  с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять  наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах. [4]

    Помимо  вреда для здоровья наркотизм  почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

    Противоправное  поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности  и присвоении чужого. Обратимся к первому.

    Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

    В старшем школьном возрасте агрессивность  отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия к юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

    Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

    Агрессия  нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при  криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

    Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках  между отдельными группами. Спор между  проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

    Наконец, агрессивность при регулировании  отношений в  группе. Она связана  с установлением или сохранением  определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы. [11]

    Подростковая  агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и  пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

    Подростковые  акты вандализма, как правило, совершаются  сообща, в группе. Роль каждого в  отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

    Негативное  явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

    Свои  особенности имеет поведение  девушек-подростков, совершающих кражи. В тех семьях, где нет возможности  иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые  совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

    В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью  овладения имуществом). Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют  денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

    Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

    Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

    У части таких подростков наблюдается  выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость. В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

    Нравственно – ценностная ориентация личности подростка – насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления  о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер. [2]

    К действительному поведению можно  отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки. [9]

    Проблема  юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

    Среди подростков, обследованных А.Е. Личко (1983) 32% суицидальных попыток приходится на долю 17- тилетних, 31% - 16 – тилетних, 21% - 15 – тилетних, 12% - 14 – тилетних, 4% - 12-13 – тилетних.

    Многие  попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

    В психологических экспериментах  не раз, было показано, что у некоторых  людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

    Существует  даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

    В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков –  правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

    Влияние самой юношеской делинквентности  на судьбу взрослого человека также  неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное  поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается. 

 

    2.2. Личностная характеристика  «трудного» подростка 

    Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения.

    Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи  между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.

Информация о работе Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков