Самопознание, его аспекты и возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 07:05, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональное самосознание юриста как интегральная характеристика личности имеет свою особую психологическую структуру, основными компонентами которой являются мотивационный, когнитивный, аффективно-волевой и коммуникативный.
Профессионально значимыми компонентами профессионального самосознания юриста являются: мотивационный компонент, проявляющийся в наличии интереса к процессу труда и его результатам; установка на изучение специальных дисциплин и литературы по ним, стремление к профессиональному росту; когнитивный компонент, проявляющийся в особых свойствах мышления - логичности как способности устанавливать причинно-следственные связи, эвристичности как самостоятельности и оригинальности в нахождении способов и приемов получения необходимой информации, рефлексивности как умения предугадывать вероятные действия процессуальных оппонентов. аффективно-волевой компонент, проявляющийся в высоком уровне волевой регуляции и резистентности к использованию тактических хитростей процессуальными оппонентами, а также в толерантности к возможным угрозам, агрессивным действиям со стороны участвующих в деле лиц и к негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних лиц); коммуникативный компонент, обнаруживающийся в способности устанавливать психологический контакт с участвующими в деле лицами; в умении разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности, в свободном владении вербальными и невербальными приемами и способами профессионального общения;

Содержание работы

1. Самопознание, его аспекты и возможности 3
3.Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие 19
4.Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам 27
5.Практическая часть 30
Список использованной литературы: 33

Содержимое работы - 1 файл

юп.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

По содержательно-функциональным особенностям навыки специалиста весьма разнообразны: навыки работы с документами, навыки работы со средствами связи, навыки использования оружия и специальных средств, навыки работы на компьютере, навыки выполнения профессиональных действий, навыки анализа обстановки и анализа результатов действий и пр. Навыки бывают простые и сложные. Отдельные автоматизированные движения — пример простых навыков. Сложные навыки включают в себя простые в качестве элементов более сложных структур. Так, даже навык стрельбы из пистолета в простейших условиях включает навык правильного держания пистолета, навык прицеливания, навык нажатия на спусковой крючок. Высокое профессиональное мастерство всегда характерно владением преимущественно сложными навыками.

Профессиональные  умения. Профессиональное умение — это освоенный специалистом комплексный способ успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе его лежит психическое образование, объединяющее знания и навыки специалиста со специальной обученностыо использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно.1 В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение — в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действия для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность.

Различают простые  и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать  и из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующим образом, специалист проявляет простое умение. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют.

Сложное умение включает в себя знания и навыки, но само никогда в навык не превратится. Например, (такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, радер-жание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный Допрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они ни выполнялись одним и тем же сотрудником правоохранительных органов, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз ему надо будет напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность.

Умения классифицируются и по другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще  умения юриста, умения организатора-управленца, умения работы с людьми и др. Сложные профессиональные умения — венец специальной обученности и профессионального мастерства специалиста органов правоохраны. Неслучайно на Руси высококвалифицированных специалистов называли умельцами. Формирование профессиональных умений у юристов — важнейшая задача обучения их.

Обучая студентов  юридических образовательных учреждений, совершенствуя мастерство практикой, занимаясь самообразованием и самообучением  — всегда следует определять точный перечень знаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованы за время учебы и при изучении каждой учебной дисциплины, в данный период работы над собой и формировать их, учитывая их свойства, психологические характеристики и особенности формирования.

 

  1. Психологические основы судебного процесса по уголовным и гражданским делам

Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические  аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно – психологической экспертизы.

Судебная психология в качестве предмета включает изучение психологических фактов, закономерностей  и механизмов, влияющих на осуществление  судебного процесса и соответственно проявление активности всех лиц, в нем  участвующих, а также разработку научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности правосудия.

При любом виде дел процесс познания в суде, как  правило, проводится открыто и состязательно, судья должен создать все необходимые  условия для глубокого и всестороннего  познавательного исследования доказательств в соответствии с требованиями процессуального законодательства (УПК, ГПК). Как председательствующий он обязан для установления истины:

- проявлять  максимум внимательности, активно  воспринимать и запоминать информацию;

- задавать только  логически продуманные, этически  выдержанные вопросы; 

- активно устранять  попытки внушающего или манипулятивного  воздействия на участников процесса, чтобы вызвать у них психические  состояния, которые могут вести  к даче ложных показаний.

Существенную  помощь суду в объективном исследовании доказательств различных обстоятельств  дела может оказать психологически грамотное проведение допроса, в  том числе с участием в нём  в качестве наблюдателей экспертов-психологов. Данные специалисты могут обратить внимание судей и сторон правосудия на проявления субъективных искажений в восприятии, сохранении и репродукции конкретных обстоятельств разбираемых событий, на выявление бессознательных заблуждений и сознательной лжи.

При всех формах допроса обвиняемого для их успешного проведения используются тактические подходы и психотехнические приемы, разработанные судебной психологией и криминалистикой на основе обобщения эффективной судебной практики. Наиболее часто используются такие приемы, как сопоставление, уточнение, детализация, (конкретизация), контроль, напоминание, наглядность.

При допросе  обвиняемого всегда важным является не то, чтобы он подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, а актуально, чтобы им на суде были даны объективно правильные показания по делу. В этой связи, несмотря на характер поведения подсудимого, связанный с признанием или нет им вины, общая тактическая схема допроса должна строиться по следующему алгоритму: установление психологического контакта, от нейтральных фактов к узловым обстоятельствам дела в ходе свободного рассказа и далее к перекрестному или «шахматному» допросу. Поэтому только на заключительных этапах используется постановка перед подсудимым неожиданных вопросов или вопросов «издалека», по форме кажущихся несущественными, но все дальше и глубже заводящих подсудимого в «ловушку», пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим показаний, - эти и другие приемы позволяют судьям и прокурорам вскрывать ложность даваемых показаний и изменять подсудимому свою позицию в части освещения тех или иных обстоятельств рассматриваемого дела. Это происходит потому что, что постановка перед подсудимым с учетом особенностей его личности и текущего психологического состояния детальных вопросов, ответы на которые не были ни им, ни его защитником заранее продуманы, а также вопросов, направленность которых ему не ясна, всегда затрудняет быстрое ориентирование, не позволяет должным образом продумать и дать выгодный для себя ответ. Полезным для выявления лжи является также проведение в суде дополнительного и повторного допросов, которые позволяют тщательно конкретизировать и детализировать, уточнить и сопоставить показания.

Существует  психологическая специфика и  в допросе свидетелей и потерпевших. Так, учитывая, что при судебном разбирательстве показания вновь даются, как правило, после значительного промежутка времени от первичного допроса на предварительном следствии, а так же в условиях гласности, обусловленной присутствием судебной аудитории, то суду требуется учитывать возможные искажения: или из-за процесса забывания, присущего человеческой памяти, или из-за особенностей ролевого личностного поведения (например, феномена «публичности поведения») /3 /. В этой связи, если свидетели не могут вспомнить какие-либо интересующие суд факты, то их с учётом закономерностей функционирования памяти (ретроактивное проактивное торможение) следует допрашивать с учётом обстоятельств, непосредственно предшествовавших этим фактам или следовавших за ними. В случае же ролевого поведения свидетелей, потерпевших, которые не хотят предстать перед судебной аудиторией в «неприглядном виде», их избранные поведенческие стереотипы могут быть разрушены за счёт тактики и приёмов ведения перекрестного или «шахматного» допроса, а так же убеждения в важности следования гражданскому долгу, нравственным и общечеловеческим ценностям.

Особую сложность  представляет и допрос малолетних и  несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике  допроса (его затяжной характер, влияние внушающих воздействий и пр.), а также несоблюдение его процессуальных прав (например, возможности присутствия родителей, воспитателей) может вести к неадекватностям в показаниях или даже ложно-ситуативной интерпретации интересующих суд фактов.

Планирование  и организация судебной деятельности носит творческий характер, состоящий  в выборе наиболее эффективных процессуальных действий, их систем, степени и последовательности использования.

 

  1. Практическая часть

Задача 1

Смоделируйте  ситуацию (генезис) свершения человеком какого- либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений  о возможных мотивах совершения данного преступления указывая, в силу каких личных свойств  и обстоятельств  могут возникнуть такие побуждения.

Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе  информации и общении с лицом, совершившие его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.

Решение:

Генезис ситуации - г. Хабаровск в сентябре 2011 г. в 18 час. 00 мин. гр-н П., 1984 г.р., находясь в автобусе № 8 в пути следования увидел у находящейся в нетрезвом состоянии гр-ки К. сотовый телефон «Apple». Выйдя на остановке «Конечная» вместе с гр-кой К., Н. потребовал отдать ему под угрозой насилия телефон и имеющиеся деньги, после чего засунул руки в карман куртки потерпевшей, забрал телефон и деньги в сумме 2500 рублей, тем самым совершив грабеж, предусмотренный п. «а» ч.2 ст. 178 УК РК

У лиц, совершающих корыстные преступления, зачастую формируется особый тип поведения это своего рода зависимость поведения от конкретной ситуации, которая зачастую связана с отсутствием социального контроля

Преступлению  предшествовала провоцирующая ситуация. Основу таких ситуаций образует демонстративно-вызывающее поведение потерпевшей, которое выражается в предоставлении ей возможности виновному увидеть ее, современный мобильный телефон, отсутствием лиц, способных оказать поддержку в случае такого посягательства и пр. Такая ситуация определяется также обстоятельствами места, времени, физическим состоянием жертвы и преступника.

Мотивы корыстных  преступлений условно делят на:

  • Удовлетворение абсолютных, т.е. самых необходимых, жизненно важных потребностей;
  • Удовлетворение «относительных потребностей», возникающих в условиях социально-экономического разделения населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих;
  • Достижение своего идеала - некоего материального стандарта или социального стандарта, на которые ориентировано данное лицо.

Личные свойства  преступников, мотивом корыстных  преступлений которых является Достижение своего идеала , свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, деформированность нормативного контроля. Они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социальной адаптации

Задача 2

Инспектор остановил  автомобиль, двигавшийся с превышением  установленной скорости и нарушающий правила маневрирования. При проверке документов  нарушитель  раздраженно показывает  визитную карточку известного  руководителя органа государственной власти, обвиняет в придирках, указывает на бесполезность его действий , угрожает увольнением с работы

  1. Какие психологические приемы применил нарушитель к инспектору?
  2. Должен ли инспектор акцентировать внимание на личности, указанной на визитной карточке?
  3. Каковы правильные действия инспектора  с целью предотвращения  возможных негативных последствий  возникновения конфликта с нарушителем?
  4. Какие психологические приемы нужно знать инспектору для  использования их  в аналогичных ситуациях с целью установления доброжелательных взаимоотношений с участниками дорожного движения.

Решение:

Здесь уместно  сказать о защитной доминанте  нарушителя, которая определяет направленность его психической деятельности,  повышенную чувствительность к тому, что охраняется сложившимися защитными  позициями.

Нарушитель  пытается отрицать свою вину, формулируя при этом механизм психологической зашиты, не упоминать и отрицать свою вину.. Также здесь использован манипулятивный прием – ссылка на авторитет, предсказание ужасных последствий.

Взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками  дорожного движения должны основываться «на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам» не зависимо от социального статуса.

Инспектор может  противостоять психологическому воздействию со стороны нарушителя следующими психологическими приемами:

  1. Подавление — защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при ее переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание.
  2. Рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Информация о работе Самопознание, его аспекты и возможности