Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:02, реферат
В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.
Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.
Когда-то Уильям Джемс представил самооценку в виде «дроби, где в знаменателе – наши претензии, а в числителе – наш успех; таким образом, самооценка = успех / претензии» Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определения самооценок подчеркивают соотношение между личными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущение недостатка в общении может вызвать переживание одиночества и понизить чувство собственного достоинства. Одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.
Если, как полагают Джемс и другие, самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредовано личным объяснением причин этой неудачи. В частности, неудача, отнесенная за счет личной неполноценности, должна иметь большее влияние на самооценку, нежели неудачный исход, приписываемый обстоятельствам.
Изучая достижимый тип поведения, Вайнер, Рассел и Лермен установили, что эмоции, сопровождающие неудачу, существенно различаются в зависимости от ее объяснения. Объяснение неудачи внешними причинами вызывало такие чувства, как удивление и недовольство, который не имеют отношения к самооценке. Объяснение же неудачи недостаточностью прилагаемых усилий вызывало у индивида чувства стыда и вины, вероятно из-за того, что он мог бы добиться большего, если бы больше постарался. Неудача, объясняемая личностными качествами или недостатком способностей, ассоциировалась с чувствами некомпетентности и неполноценности; такое объяснение более всего вредит самооценке.
В исследовании, посвященном исключительно проблеме одиночества, студентов просили оценить одинокого человека в зависимости от одной или нескольких причин его одиночества. Когда в ходе эксперимента одиночеству приписывались внутренние причины, одинокий человек воспринимался как эгоцентричный, нелюбимый и недалекий, и предполагалось, что его самооценка будет ниже, нежели в случае, когда одиночество объяснялось внешними причинами. Андерсон получил данные, свидетельствующие о том, что многие одинокие студенты готовы усвоить самообвиняющий стиль объяснения результатов своего общения, приписывая неудачу своим собственным личностным качествам или плохим способностям, а успех в общении – внешним обстоятельствм, или не контролируемым.
На склонность обвинять себя в неудачах общения влияют и мнения посторонних. Например, Вейс предположил, что у разведенного самообвинение может быть усилено упреками и унижениями со стороны бывшего супруга. В общем и целом люди, обвиняя одинокого человека, тем самым предоставляют ему явное подтверждение его чувства собственной неполноценности.
Список литературы: