Психология личности преступника. Психологические особенности отдельных категорий преступников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Личность преступника всегда была одной из центральных проблем наук криминального профиля.
В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития нации по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий.

Содержание работы

1. Понятие, структура личности преступника ………………………3-6
2. Типология личности преступника ……………………………… 6–12
3. Психология насильственного типа преступников. Психология корыстного типа преступников. Психология корыстно-насильственного типа личности преступника. Психологические особенности преступников – профессионалов и рецидивистов. Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления ……….. 12–17
4. Решение задач ……………………………………………………17–19
5. Список использованной литературы ………………

Содержимое работы - 1 файл

Личность преступника.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

      Преступники отличаются друг от друга и от социально-адаптированных, законоисполнительных людей не по “преступным  чертам”, а по тем отрицательным чертам характера, которые сформировались в различных условиях их жизнедеятельности и которые больше всего повлияли на характер преступного деяния.

      Не  существует ни “преступной психики”, ни “преступной наследственности”. В то же время и психика, и природные влечения “причастны” к любому поведенческому акту, в том числе и к противоправному.

      У человека без твердых социальных позиций даже его природные влечения могут проявиться в антиобщественных формах поведения: половой инстинкт – в изнасиловании; активнооборонительный рефлекс – в посягательстве на личность; инстинкт самосохранения – в дезерстирстве6.

      Не  может быть принята предлагаемая некоторыми юристами и криминальная классификация по характеру совершенного преступного деяния.

      Само  по себе деяние не раскрывает полностью  субъективных сторон личности преступника. Деяния, одинаковые по юридическим признакам, могут быть обусловлены различными психическими факторами.

      “Кража, например, в одном случае обнаруживает хищническую приобретательскую направленность виновного, а в другом слабоволие и внушаемость. От первого, скорее всего, можно ожидать повторного хищения, от другого – самых разнообразных поступков”7.

      Личностные  качества человека, проявившиеся в  преступном деянии, свидетельствуют не о каких-то общих “дефектах правосознания”, а о конкретных нравственно-психологических пороках (жадность, жестокость, социальный негативизм).

      В основе судебно-психологической классификации  личности преступников должны быть элементы психологической структуры деяния: доминирующие позиции, мотивы, цели и способы преступления.

      Критерием криминальной классификации должны быть уровни социализации личности, ее социально-адаптационные возможности, типы антисоциально направленной личности, ее ориентационно-поведенческая схема. 

Психология  насильственного  типа преступников.

Психология корыстного типа преступников.

Психология  корыстно-насильственного  типа личности

преступника. Психологические  особенности преступников – профессионалов и рецидивистов.

       Психологические особенности лиц,

       совершающих неосторожные преступления. 

     По  содержанию антисоциальной деятельности резко выделяются два типа преступников – насильственные и корыстные.

     Типичными чертами насильственных преступников является эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие синтонности, чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность…

     Общей особенностью насильников является отсутствие критической оценки своих  поступков, бескультурье, десоциализированность. 90% насильственных преступлений (хулиганство, изнасилование, убийство, драки, увечья) совершается в состоянии опьянения.

     Наряду  с явно антисоциально направленными  преступниками в категории насильственных преступников встречаются лица асоциальные, не имеющие устойчивых социальных позиций. Их преступное поведение часто обусловлено “провоцирующей” ситуацией.

     Особо опасным насильственным преступлением  является убийство.

     Криминологические исследования показывают, что труднее  всего выявить “типы” убийц. Побуждения убийц разнообразны: убийства из хулиганских побуждений, из корысти и мести, ревности и зависти, страха и гнева.

     Наиболее  опасными являются убийцы, проявляющие  особую жестокость и цинизм, обычно совершаемые при разбойном нападении, при осуществлении мести, при  стремлении избавиться от ненавистных  лиц (“злостные” убийцы).

     Другая  группа убийц – так называемые “случайные” убийцы, совершающие преступление в состоянии аффекта и в связи с неправомерными действиями пострадавших. Такого рода убийства совершаются в конфликтных ситуациях и связаны с неспособностью преступника нейтрализовать конфликты социально адаптированными способами.

     Большое количество убийств совершается  в процессе драк (количество “случайных”  убийств в два раза превышает  количество “злостных” убийств).

     При исследовании этой категории особо  опасных преступников не обнаружено статистически достоверных врожденных аномалий. Здесь налицо аномалии психической регуляции поведения.

     Половые преступления также обусловлены не “конституционными” и “эндокринными” особенностями, а морально-психологическими особенностями: примитивность интересов, разнузданная чувственность, жестокость, цинизм, наглость, пьянство, неспособность устанавливать общепринятые контакты, готовность к преступному посягательству на половую свободу женщины в силу крайнего ее неуважения.

     Корыстно-насильственные преступления – грабежи, разбои и др. совершаются преступниками, которым одинаково присущи пренебрежение к личности окружающих и стремление к наживе. Более половины этой категории преступников при совершении преступления находилось в нетрезвом состоянии.

     Корыстный тип личности преступника отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству, скопидомству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливается объективной социалистической действительностью. Но главной антисоциальной стороной этих извращенных потребностей является изыскание нетрудовых источников их удовлетворения.

     Корыстные устремления и связанные с  ними хищения, взятки и т.п. связаны как с накопительством, так и с его “антиподом” - разгульным расточительством, пьянством, кутежами и т.п. Но и в том, и в другом случае основа одна – скудность духовных потребностей, отсутствие подлинно человеческих, достойных потребностей.

     Как показывают исследования, у большинства  расхитителей, мошенников, взяточников материальные интересы являются основным смыслообразующим фактором их жизнедеятельности. А в системе самих материальных интересов ведущую роль играют деньги, вещи, стремление к праздной и разгульной жизни. Для многих из них накопление вещей является самоцелью.

     Корысть, стяжательство особенно гипертрофируют там, где существуют “содействующие”  обстоятельства. Среди осужденных за хищения в пищевой промышленности около половины “страдало” стяжательством, а в сфере торговли – 66%. В этих сферах распространен особый тип расхитителя: расхититель – делец, махинатор, накопитель.

     Многие  мелкие хищения связаны не с извращенными потребностями, а с нормальными  бытовыми потребностями и в этих случаях переход за грань дозволенного связан обычно с системой оправдательно-защитных механизмов (“я не украл, а “взял” на работе, “позаимствовал”), а в конечном итоге – с низким уровнем социалистической сознательности. Лишь 3% лиц, привлеченных к уголовной ответственности за кражу, совершили ее в связи с материальными затруднениями.

     Преступление  может быть эпизодическим, не характерным  для стиля поведения человека, для типа его жизнедеятельности. Оно может быть совершено в состоянии аффекта, в результате неадекватной реакции на неправомерные действия потерпевшего, в результате стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств. Лиц, совершивших такого рода преступления, условно можно назвать “случайными” преступниками.

     От  такого рода преступников отличаются так называемые “злостные” преступники – злонамеренные бандиты, грабители, убийцы, насильники, расхитители, опасные рецидивисты, в жизни которых преступная деятельность занимает центральное место.

     “Злостные”  преступники отличаются крайней  устойчивой антиобщественной ориентацией и конкретными ценностными дефектами.

     При неоднократном совершении преступлений у “злостных” преступников формируется устойчивая антисоциальная направленность личности. Наряду со сферой сознания у них начинает функционировать подсознательная направленность на совершение определенных преступлений, то есть сфера соответствующих антисоциальных установок. Эти установки облегчают совершение новых преступлений.

     Установки, шаблоны, стереотипы легче формируются  в молодом возрасте. Более половины обследованных особо опасных рецидивистов свое первое преступление совершили до 19 лет.

     Почти половина обследованных опасных  рецидивистов занималась преступной деятельностью в течение не менее десяти лет. Наиболее распространен рецидив насильственных и имущественных преступлений.

     “Злостные”  преступления совершаются не только в силу сложившихся обстоятельств, но и вопреки этим обстоятельствам. “Злостные” преступники в отличие  от “случайных” сами создают преступную ситуацию или активно ищут ее. Как правило, эта категория преступников отличается крайне низким уровнем образования (одна треть из них не имеет даже четырехлетнего образования), утратой социальных связей (не работают, не состоят в браке и т.п.), имеют извращенные потребности (алкоголизм, наркомания, извращенная сексуальность), извращенные представления о ценностях.

     Встречая  постоянное отчуждение в широкой  социальной сфере, “злостные” преступники стремятся к определенным извращенным декомпенсациям.

     Среди личностных черт этой категории преступников можно выделить доминантность – подчеркивание своего превосходства над окружающими, своей решимости идти на риск, самолюбование ложным “героизмом”, самохвальство, позирование. В своей преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы.

     Длительная  преступная деятельность связана с  созданием определенных стабильных условий – подысканием “надежных” соучастников, организацией сбыта добытых  преступных путем вещей и ценностей  и в большинстве случаев –  созданием преступной группировки.

       Личность  преступника рецидивиста.

     Характеризуя  личность преступника-рецидивиста  следует выделить следующие вопросы: потребности и мотивы, нравственное и правовое сознание, социальные позиции и связи и социально-значимая деятельность.

     У преступников-рецидивистов система  мотивов беднее и уже, чем у  законопослушных граждан и лиц, совершивших преступление впервые. Доминирующие мотивы сдвинуты к эгоистическим мотивам, материально-потребительским, эмоционально-сиюминутным. У большинства рецидивистов отсутствует потребность в систематическом труде. У преступников-рецидивистов наблюдается деформация  потребностей – преобладание материальных интересов над духовными, такими как  потребность в общении, образовании, творчестве. Антисоциальным потребностям соответствуют и антисоциальные мотивы поступков – корысть, месть, ревность, зависть, хулиганские побуждения, влияние других лиц, устранение препятствия или сокрытие другого преступления.

     Тесно связана рецидивная преступность и  с таким явлением, как алкоголизм. Временами потребность в спиртных напитках выступает как сомотив или стимул для иной криминогенной мотивации: агрессивность, корысть, насилие.

     Рецидивисту свойственны несамокритичность, самооправдание содеянного, вера в безнаказанность, удачливость, умение избегать разоблачения, циничное пренебрежение общественными благами в угоду эгоистическим интересам. Многие их них расценивают свою деятельность правильной, разоблачение нелепой случайностью, а приговор суда и наказание – ужасной несправедливостью.

     Для рецидивистов характерно, то, что они  рано, многие еще до достижения ими 16 лет, начинают трудовую деятельность и также рано прекращают ее. Рецидивисты, как правило, имеют небольшой прерывающийся общий стаж, несоразмерный с их возрастом и не соответствующий трудоспособности. Стаж складывается их периодов между очередными осуждениями. Кроме того, это обычно лица, имеющие только среднее или даже неполное среднее образование.

     Рецидивисты поддерживают связи с другими  преступниками, часто вступают в брак с лицами, имеющими аналогичные взгляды и привычки, навязывают их и своим детям.  

Информация о работе Психология личности преступника. Психологические особенности отдельных категорий преступников