Психологические особенности личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:15, доклад

Краткое описание

Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

Содержимое работы - 1 файл

Психологические особенности личности преступника.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности личности преступника 

       Под психологическими особенностями  личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения.

       Личность преступника – понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовнЛичность преступника – понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике. В юридической психологии данная проблема одна из центральных. В ходе изложения материала мы уже частично касались ее, когда говорили о понятии личности в целом, о некоторых экстремальных состояниях психики, акцентуированных свойствах характера.

       Понятие личности преступника, т.е. личности человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности, выражает его социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления.

       В науке уголовного права под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло свое подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

       Такой утвердившийся в юридической литературе подход побуждает дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Именно поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление, обращая внимание не только на его нравственные качества, знания, навыки, привычки, формы психического отражения, темперамент, но и на физическую сущность лица как человеческого индивида, его возраст, психическую способность к вменению, некоторые его функционально-ролевые признаки, например должностное положение, особые обязанности или особое положение по отношению к потерпевшему и т.д., а также психологическую характеристику личности преступника во всем сложном комплексе интеллектуальных, эмоционально-волевых и других его качеств.

       Все эти качества, признаки, особенности личности имеют достаточно емкое содержание. Например, возраст не сводится только лишь собственно к самому факту достижения лицом уголовно-правовой дееспособности, а рассматривается как особенность, связанная со многими социальными функциями и проявлениями личности. 
 

       Полученные  за последние два десятилетия  результаты эмпирического изучения личности преступников в сравнении  с законопослушными гражданами свидетельствуют  о наличии некоторых отличительных  черт в структуре личности. Заслуживает внимания исследование ценностно-нормативной системы, проведенное А. Р. Ратиновым и его сотрудниками, которое выявило существенные различия между преступниками и законопослушными гражданами в уровне развития правосознания, в отношении к различным правовым институтам общества.

       Так, максимальная солидарность с уголовным  законом и практикой его применения выражена у законопослушных граждан  и в значительно меньшей степени  у преступников, хотя правовая осведомленность  у них примерно одинакова, а отчасти (знание статей Уголовного кодекса) имеет  и обратную зависимость.

       Степень усвоения правовых ценностей и норм в качестве "своих" у преступников значительно ниже, чем у законопослушных  граждан. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь нежелательных  последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных  граждан.

       Выявлены  существенные различия в оценочном  отношении к правоохранительным органам и их деятельности у обследованных  групп. Преступники оценивают карательную  практику как чрезмерно суровую, особенно по тем видам преступлений, за которые сами осуждены, относятся  к органам правосудия настороженно, недоверчиво, что не свойственно для подавляющего большинства законопослушных граждан. Наиболее скептически к правоохранительным органам относятся корыстные преступники, наиболее отрицательно и враждебно - корыстно-насильственные.

       Изучения  специфики ценностно-нормативной  системы личности преступника все  же недостаточно для раскрытия его  психологической сущности и соответственно выявления причин преступного поведения. Вот почему значительным вкладом  в развитие криминальной психологии является предпринятая под руководством Ю. М. Антоняна попытка исследования психологических особенностей (черт) преступников и их отдельных категорий. Была изучена группа лиц, совершивших общеуголовные преступления, т. е. убийства, изнасилования, хулиганства, кражи, грабежи, разбои, хищения имущества, а также нанесших тяжкие телесные повреждения. Контрольную группу составили законопослушные граждане. Отобранные группы изучались с помощью методики многостороннего исследования личности (ММИЛ), которая представляет собой адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (ММРI).

       Установлено, что преступники от не преступников на статистическом уровне отличаются весьма существенными психологическими особенностями, которые и обусловливают их противоправное поведение. "Иными словами, - отмечает Ю. М. Антонян, - понятие личности преступника может быть наполнено этим психологическим содержанием. Поскольку же указанные психологические черты участвуют в формировании нравственного облика личности, есть основания утверждать, что преступники от не преступников в целом отличаются нравственно-правовой спецификой".

       Результаты  исследования позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них личностные черты.

       Прежде  всего, преступников отличает плохая социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе. У них выражена такая черта, как импульсивность, которая проявляется в сниженном самоконтроле своего поведения, необдуманных поступках, эмоциональной незрелости, инфантилизме.

       Нравственно-правовые нормы не оказывают на их поведение  существенного влияния. Такие люди обычно или не понимают, чего от них  требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять. Поскольку у таких лиц нарушен  или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются  стойким нарушением социальной адаптации.

       Им  свойственны также нарушения  в сфере общения: неспособность  устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это  в свою очередь снижает возможность  адекватной ориентации, продуцирует  возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все  вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют  аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как  опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.

       Рассмотренные психологические  черты присущи  различным категориям преступников не в  равной мере. Наиболее своеобразны среди них расхитители.

       В отличие от других преступников расхитители  являются более адаптированными, т. е. более приспособленными к различным  социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в  социальных нормах и требованиях, более  сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более  общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны  статусные потребности - стремление к лидерству, к признанию. Они  отличаются наименьшей психической  напряженностью, относительно высоким  уровнем интериоризации социальных норм.

       Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с выраженными психологическими чертами. Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта.

       Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Воры обладают наиболее гибким поведением и отличаются сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

       Психологический профиль насильников характеризуется такими чертами, как склонность к доминированию и преодолению препятствий. У них самая низкая чувствительность в межличностных контактах (черствость), и в наименьшей степени выражены склонность к самоанализу и способность поставить себя на место другого. Интеллектуальный контроль поведения такой же низкий, как и у корыстно-насильственных преступников. Для них характерна нарочитая демонстрация мужской модели поведения, о чем свидетельствует и характер совершенного ими преступления (изнасилование), в котором сексуальные мотивы выражены в меньшей степени, а в большей - утверждение себя в мужской роли. Им присущи также импульсивность, ригидность, социальная отчужденность, нарушение адаптации.

       В значительной степени черты, присущие всем преступникам, выражены у убийц. Вместе с тем у них имеются выраженные однородные личностные свойства.

       Убийцы - это чаще всего импульсивные люди с высокой тревожностью и сильной  эмоциональной возбудимостью, которые  в первую очередь концентрируются  на собственных переживаниях, а в  поведении руководствуются только своими интересами. У них отсутствует  представление о ценности жизни  другого человека, малейшее сопереживание. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к  конфликтам с окружающими. От других преступников убийц отличает эмоциональная  неустойчивость, высокая реактивность поведения, исключительная субъективность (предвзятость) восприятия и оценки происходящего. Они внутренне неорганизованны, их высокая тревожность порождает такие черты, как подозрительность, мнительность, мстительность, которые в большинстве случаев сочетаются с беспокойством, напряженностью, раздражительностью.

       "Среда, - отмечает Ю. М. Антонян, - ощущается убийцами как враждебная. В связи с этим у них затруднена правильная оценка ситуации, и эта оценка легко меняется под влиянием аффекта. Повышенная восприимчивость к элементам межличностного взаимодействия приводит к тому, что индивид легко раздражается при любых социальных контактах, ощущаемых как угроза для него".

       Такие люди обладают ригидными (косными) представлениями, которые с трудом поддаются изменению. Все затруднения и неприятности, с которыми они сталкиваются в  жизни, рассматриваются ими как  результат чьих-то враждебных действий. В своих неудачах они обвиняют других, чем снимают с себя бремя  ответственности.

       Наиболее  чувствительны убийцы к сфере  личной чести, у них болезненное  самолюбие в сочетании с завышенной (неадекватной) самооценкой. Постоянное аффективное переживание, что менее  достойные имеют значительно  больше благ, чем они, вызывает желание  защитить свои права, и они могут  разыгрывать роль "борцов за справедливость". Поэтому "справедливое" убийство они могут совершить не только при разбоях, когда как бы перераспределяются ценности, но и из мести или ревности, когда якобы отстаивается личная честь, и даже при учинении хулиганских  действий.

       Убийцам свойственны эмоциональные нарушения, психологическая и социальная отчужденность, трудности в установлении контактов, замкнутость и необщительность. Указанные лица испытывают также  трудности в усвоении нравственно-правовых норм. Чаще всего они совершают  преступления в отношении того или  иного человека или ситуации в  связи с накопившимся аффектом, не видя при этом (или не желая видеть) другого способа разрешения конфликта.

Информация о работе Психологические особенности личности преступника