Психологическая характеристика человеческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:34, реферат

Краткое описание

Методы – это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования. Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

Содержимое работы - 1 файл

психология.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

    Введение

     Методы  – это приемы, и средства, применяемые  учеными для исследования предметов  и явлений с целью получения  новых знаний о их свойствах, закономерностях  и механизмах их возникновения и  существования. Учение о принципах  и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией.

     Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и  своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

     Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный  характер. Поэтому не случайно одной  из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода.

     В процессе развития знаний в области  психологии, ее вычленения в отдельную  науку, разветвлению психологии на различные  области изучения у нее, как и  у других научных дисциплин определилась и своя методологическая база, т.е. такая совокупность применяемых в науке методов, с помощью которых исследователи могут наиболее эффективно исследовать все психические процессы, происходящие в мозгу человека, в том числе и подростка.

     Предметом исследования курсовой работы являются методы исследования возрастной психологии.

     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной  разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, рассмотреть проблему методологии изучения способностей, определить основные методы ее исследования и особенности их применения относительно разных возрастных групп.

     Объектом  анализа настоящей работы являются теоретическая база, разработанная  ведущими учеными-психологами, социологами в области современной возрастной и педагогической психологии.

     Методологической  основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также  специальные методы познания.

     Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести метод моделирования и прогнозирования, различные способы психологического анализа социальных явлений.

                             1. Понятие о способностях

     Встречаясь  в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного  роста, мы постоянно убеждаемся в  том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

     Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни  поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию  способности, полагая, что разницу  в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

     Конкретное  психологическое содержание понятия «способности» до сих пор остается дискуссионным. Предельно широко способности понимались в так называемой психологии способностей, разрабатывавшейся Христианом Вольфом. В русле его концепции говорилось о способности мыслить, воспринимать и т. д. В результате само понятие «способности» утратило конкретный психологический смысл1.

     После попыток Декарта, Локка и других философов раскрыть природу мышления подобное употребление термина стало  совершенно неприемлемым, а Локк даже создал концепцию так называемой «чистой доски» (tabula rasa), по существу отрицавшей само понятие о потенциальных возможностях психики. Любые достижения были объявлены им исключительно результатом научения, как тексты, написанные мелом на чистой доске.

     Новый, практически важный аспект проблемы способностей открыл Ф. Гальтон, положивший начало измерениям психофизиологических различий людей. Смело для своего времени, но наивно с наших современных позиций он пытался оценить интеллект человека (т. е. умственные способности) путем измерения простых сенсорных порогов.

     Термин  «способность» употребляют в  житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая психология способностей сильно дискредитировала это понятие1. Наподобие мольеровского ученого врача, который «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способность» усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность». Способности, таким образом, в ученом арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врожденные особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

     Термин  «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его  определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом2:

     1. Способности – свойства души  человека, понимаемые как совокупность  всевозможных психических процессов  и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

     2. Способности представляют собой  высокий уровень развития общих  и специальных знаний, умений  и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII–XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

     3. Способности – это то, что не  сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех1.

     Существуют  и другие определения способностей человека. Согласно утверждениям профессора А.В. Петровского: «способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся»2.

     Способности – это такие индивидуально-психологические  особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать  опыт и продуктивно выполнять  какую-либо деятельность3. Так в свих трудах утверждает еще один специалист в области отечественной психологии – Сорокун П.А.

     В любом случае, всякая способность  является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие  у человека определенной способности  означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

     В отечественной психологии экспериментальные  исследования способностей чаще всего  строятся на основе подхода, согласно которому, способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям  и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б.М. Теплов1.

     Он  выделил следующие три основных признака понятия «способность».

     Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых  все люди равны.

     Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

     В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или  умениям, которые уже выработаны у данного человека.

     Так понимаемые способности – это  умения второго порядка, умения приобретать  умения. Как в механике, где ускорение  определяет не темп продвижения (он задан  скоростью), а его изменение, т. е. вторую производную пути по времени. Способности в процессе учения и научения формируются стихийно, параллельно с прочими умениями и навыками.

     Способности складываются в некую форму активности и определяют ее успешность. Один вид  деятельности человек выполняет  хорошо, демонстрируя соответствующие качества, а к другому у него может не быть способностей2.

     К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в  педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию.

     Несмотря  на то что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак  не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и  быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей1.

     Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

     Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других1. «Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Б.М. Теплов2, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

     Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности – знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире3.

     Таким образом, способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

     Иными словами, способность закрепляется в личности как более или менее прочное достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется.

Информация о работе Психологическая характеристика человеческих способностей