Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:41, доклад
ИСС достигаются всякий раз, когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком, с осмыслением информации в привычных категориях. При этом ИСС является необходимым, поистине неотьемлемым элементом познания человеком окружающего мира. В этом случае человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают эти состояния в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее никогда не встречавшимся.
Психофизиология измененных состояний сознания
ИСС достигаются всякий раз, когда удается снять организующую роль логического сознания, связанного с языком, с осмыслением информации в привычных категориях. При этом ИСС является необходимым, поистине неотьемлемым элементом познания человеком окружающего мира. В этом случае человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают эти состояния в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее никогда не встречавшимся.
Сознание
может глубоко изменяться под
воздействием самых разнообразных
патологических процессов: мозговой травмы,
поражения химическими
Существует большая и очень важная подгруппа необычных состояний, для которой Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, придумал название «холотропные». Это сложное слово буквально означает «обращенный к цельности» или «движущийся в направлении целостности» (от греч. holos — «целый», «весь», и trepein — «движущийся к чему-либо или в направлении чего-либо»). Таким образом, понятие «холотропный» предполагает, что в своем повседневном состоянии сознания мы отождествляемся только с одним очень маленьким фрагментом того, что мы есть в действительности.
В холотропных состояниях сознание очень глубоко и качественно видоизменяется в своей основе, но не оказывается поврежденным, как при органических психозах (таких, как отравление, заражение и т.д.). И в них мы переживаем вторжение других измерений сущего, которые могут оказываться очень напряженными и даже всепоглощающими. Но в то же самое время, как правило, мы полностью ориентируемся и в пространстве, и во времени, совершенно не утрачивая связи с повседневной действительностью. Холотропные состояния характеризуются каким-то особым преображением сознания, связанным с волнующими изменениями восприятия во всех чувственных сферах, с чрезвычайно сильными и чачастую необыкновенными чувствами и с глубокими переменами в ходе мыслительной деятельности. Обычно они сопровождаются также широким набором ярких психосоматических проявлений и необычным поведением.
Содержание холотропных состояний оказывается подчас мистическим или духовным. Мы можем пережить череду психологической смерти и возрождения и широкий спектр надличностных явлений, таких, как чувства единения и отождествления с другими людьми, с природой, Вселенной, Богом, обнаружить нечто такое, что кажется нам воспоминаниями из других воплощений, встретиться с яркими архети-пическими образами, общаться с бесплотными существами и посещать бесчисленные мифические края. Наше сознание может отделяться от тела и сохранять, тем не менее, свою способность воспринимать как ближайшее окружение, так и места самые что ни на есть, отдаленные.
Древние и туземные культуры тратили необычайно много времени и усилий на выработку действенных техник, которые могли бы вызывать подобные состояния. Подобные «технологии священного» используют различные сочетания пения, дыхания, барабанного боя, ритмичной пляски, а также пост, уединение, чувственное голодание, причинение сильной физической боли и т.д. Многие культуры достигали холотропных состояний, используя психоделические растения. Самыми известными примерами среди них могут служить некоторые сорта конопли, психоактивные грибы, мексиканский кактус пейот, южно-американские и карибские сорта табака, а также лиана амазонских джунглей.
Другими
важными возбудителями
Среди современных средств достижения холотропных состояний сознания есть чистые активные начала, выделенные из растений (мескалин, псилоцибин, производные триптамина, тетрагидроканнабинолы и другие) или синтезированные в лаборатории (ЛСД, производные амфетамина и кетамин), а также сильнодействующие виды переживательной психотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, рибёфинг, холотропное дыхание, которое способствует возникновению глубоких холотропных состояний такими необычайно простыми средствами, как осознанное дыхание, побуждающая музыка и целенаправленная телесная работа.
Для
изменения сознания существуют также
действенные лабораторные методики.
Одной из них является сенсорная
изоляция, которая вызывает значительное
уменьшение значимых чувственных раздражителей.
В ее крайнем виде у индивида отключаются
чувственные сигналы
Важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли людей. А поскольку современная психиатрия не проводит различия между мистическими или духовными переживаниями и душевными болезнями, люди, переживающие такие состояния, получают ярлык психопатов, госпитализируются и подвергаются предписанному подавляющему психофармакологическому воздействию. Станислав Гроф относится к этим состояниям как к «духовно-душевным кризисам» или «духовным обострениям» и полагает, что при обеспечении поддержки и необходимого ухода они могут приводить к эмоциональному и душевно-телесному исцелению, к благоприятному преображению личности и к эволюции сознания.
Западная психиатрия и психология рассматривают холотропные состояния (за исключением сновидений, которые не являются повторяющимися или кошмарными) преимущественно как явления патологические, нежели как возможные источники исцеления или достоверных сведений о человеческой психике. Когда бы и каким бы образом не происходили непроизвольно возникающие необычные состояния сознания, традиционно ориентированные врачи-клиницисты без разбора склонны наклеивать этим пациентам патологические ярлыки и применять медикаментозное подавление. Майкл Харнер, антрополог с прекрасной академической репутацией, во время полевой работы в амазонских лесах прошедший шаманское посвящение и занимающийся шаманизмом, полагает, что западная психиатрия серьезно искажена, по крайней мере, двояко:
— она этноцентрична, это означает, что она рассматривает собственное видение человеческой души и действительности как единственно правильное и наивысшее по отношению ко всем остальным;
— она когницентрична (быть может, более точное слово прагмацентрична), это означает, что она принимает к сведению переживания и наблюдения, имеющие место исключительно в обычных состояниях сознания.
Отсутствие интереса психиатрии к холотропным состояниям сознания и пренебрежение по отношению к ним повлекли за собой культурную установку на невосприимчивость и склонность паталогизировать любой вид деятельности, который нельзя было бы представить в узком контексте материалистической парадигмы, не делая при этом исключения ни для обрядовой и духовной жизни древних и доиндустриальных культур, ни для всей духовной истории человечества в целом.
Но
если мы последовательно исследуем
переживания и наблюдения, связанные
с холотропными состояниями, то с неизбежностью
придем к коренному пересмотру наших основополагающих
представлений о сознании и душе человека,
что повлечет за собой совершенно новый
подход к психиатрии, психологии и психотерапии.
Надличностная область психики.
Вторая важная область холотропных исследований,открытых исследований,которая доступна при картографии человеческой психики, называется надличностной, или трансперсональной, что буквально означает «простирающаяся за личное» или «превосходящая персональное»*. Переживания, которые берут начало на этом уровне, влекут за собой превосхождение границ тела и Я и ограничений трехмерного пространства и линейного времени. Надличностные переживания лучше всего могут определяться посредством сопоставления с нашим повседневным опытом самих себя и мира или, точнее говоря, с тем способом, каковым нам надлежит переживать себя самих и окружающую обстановку, чтобы сходить за «нормальных» в соответствии со стандартами нашей собственной культуры и ньютоно-картезианской психиатрии, т.е. модели человеческой души, ограниченной конвенционально измеримыми феноменами.
*
Мы предпочитаем термин надличн
В обычном, или «нормальном», состоянии сознания мы переживаем себя как ньютоновы объекты, существующие в границах своей кожи. Наше восприятие окружающего ограничивается физиологическими пределами наших органов чувств и физическими характеристиками среды. Можно говорить о подобном переживании себя как об отождествлении с «эго в оболочке из кожи».
Ведь
мы не можем видеть предметы, от которых
нас отделяет толстая стена, не можем
видеть корабли, находящиеся за горизонтом,
или обратную сторону Луны. Если
мы сейчас в Праге, то нам не расслышать,
что же говорят о нас друзья
в Сан-Франциско. Не почувствовать
нам и мягкость каракуля, пока поверхность
нашего тела не придет в непосредственное
соприкосновение с ним. Мы можем
припоминать прошлые и
Три категории надличностных переживаний.
Надличностные переживания могут быть подразделены на три больших категории. Первая из них предполагает главным образом превосхождение обычных пространственных и временных барьеров «эго в оболочке из кожи». Подобные переживания включают в себя слияние с другой личностью в состоянии, которое можно было бы назвать «двуединством»: принятие в себя самобытных свойств другой личности, отождествление с сознанием целой группы людей, такой, как все матери мира, все население Индии или все узники концлагерей, либо даже переживание такого расширения сознания, которое, кажется, способно объять все человечество. И переживания такого рода описывались в мировой духовной литературе неоднократно.
Подобным
же образом мы можем превосходить
пределы опыта исключительно
человеческого и
Информация о работе Психофизиология измененных состояний сознания