Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:48, статья
В статье раскрыты теоретические и практические аспекты работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам. Подробно рассмотрены социально-психологические особенности подростков «группы риска» и причины их самовольных уходов из социальных учреждений. Представлена теоретически обоснованная программа профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам.
Проблема самовольных уходов подростков, проживающих в учреждениях интернатного типа
В статье раскрыты теоретические и практические аспекты работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам. Подробно рассмотрены социально-психологические особенности подростков «группы риска» и причины их самовольных уходов из социальных учреждений. Представлена теоретически обоснованная программа профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам.
In the article the theoretical and practical aspects of work with juveniles inclined to voluntary departure. Examined in detail the social and psychological characteristics of adolescents «group of risk» and the reasons for their voluntary departure from social institutions. Presented theoretically based program of preventive work with juveniles inclined to voluntary departure.
Ключевые слова: подростки «группы риска», девиантное поведение, самовольные уходы, профилактика самовольных уходов.
В современном обществе к детям с девиантным поведением принято относить детей, оставшихся без попечения родителей, детей с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации, а также детей-сирот, оказавшихся в детском доме, приюте, школе-интернате и других учреждениях помощи детям. Одним из признаков, характеризующим детей данной группы, является наличие у подростков нарушений в развитии и поведении, в частности склонность к самовольным уходам, побегам из учреждения интернатного типа.
В исследованиях отечественных и западных психологов дается характеристика детей, оставшихся без родительского попечения (И.В.Дубравин, Э.А.Минкова, М.К.Бардышевская и др.). Данные исследования показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, нестабильный эмоциональный фон, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение
этих детей характеризуется
Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, классифицируются как дети «группы риска» и характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством). В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
По данным отечественного психолога А.Л.Лихтарникова, подростки, лишенные родительского попечения, имеют следующие особенности:
Отечественный педагог А.С.Макаренко говорил, что сирота испорчен воспитанием в семье, воспитанием в школе и воспитанием на улице. Во всех этих сферах он был максимально свободен от выполнения дисциплинарных норм и правил поведения. Поэтому он в качестве стратегии избегания конфликтной ситуации использует бегство. Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или какого-либо учреждения.
Бегство может быть вызвано различными причинами: социально-экономическими условиями, потерей чувства безопасности, хроническими конфликтами, ущемлением прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками и др. К самовольным уходам из учреждения детей склоняет система отношений и взаимодействия в группе, а также различные нарушения психики. Попадая в детский дом после относительной свободы, социальный сирота болезненно переживает ее потерю, а также дисциплинарное давление и санкции со стороны персонала.
Отечественный дефектолог В.П.Кащенко учитывал соотношение в коллективе детей, склонных к побегам, и детей, адаптированных к условиям детского дома, а также факт влияния меньшинства членов группы, склонных к побегам и бродяжничеству, на большинство. Наличие нарушений и отклонений в психическом развитии, повышенной внушаемости и подражания, наличие влечений, проявляющихся в жесткой фиксированности и последовательности в удовлетворении потребности (влечения) совершить побег, отсутствие эффективных психолого-педагогических методов профилактики и коррекции приводят, по мнению В.П.Кащенко, к распространению этого явления в интернатных учреждениях для детей-сирот.
Профессор, доктор медицинских наук А.Е.Личко связывает уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По мнению А.Е.Личко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип». В этом плане она выделяет четыре типа побегов у детей: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические.
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12 – 15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.
Импульсивные побеги составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны воспитателей или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать неправильный тип воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них все поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность. от 7 до 15 лет.
Демонстративные побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст детей, совершающих демонстративные побеги, 12 – 17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Дети, совершившие такой побег, внезапно возвращаются домой — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г.Штутте. Он выделяет следующие типы:
К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков (самовольных уходов, побегов) относят:
1. Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности чаще всего, если они не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.
2. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают К.Леонгард, А.Е.Личко и другие известные психологи, акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних.
3. Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте в результате неправильного, неграмотного реагирования взрослых закрепляется и укореняется.
4. Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, при этом очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков происходит через неформальную группу. Отверженность в семье или учреждении, изоляция в классном коллективе вынуждают подростков искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.
5. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными, становятся основой для отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из учреждения на длительное время.
Побег, какими бы причинами он не объяснялся, — это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения, но и глобальные нарушения в личности подростка.
По итогам исследования была разработана программа профилактической работы с подростками, склонными к самовольным уходам.
Цель программы: развитие навыков ориентированного поведения в рамках предупреждения самовольных уходов.