Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 11:08, реферат
Психологическое состояние так же, как и устойчивые, особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.
Введение 2-3
Определение юридической психологии 5
Предмет и задачи юридической психологии 6-16
Заключение 17-19
Список используемой литературы 20
Ясно, что при определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли, есть много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях — деятельности, общения, отражения, личности или системного подхода. По нашему мнению, однако, определение предмета, задач и категорий отраслевых психологических наук, возникающих и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юридической психологии, безусловно, необходимо учитывать кроме психологии и предмет юриспруденции.
В частности, А.Ф. Шебанов считает предметом юриспруденции государство и право. Одновременно он категорически выступает против увлечения юристов проблемами, выходящими за рамки учения о государстве и праве, и охватывающего вопросы философии, социологии, политологии и т.д.10, то есть соответственно и психологии. Д.А. Керимов, наоборот, полагает, что включение вопросов названных наук «в себя» для юриспруденции не недостаток, а благо, свидетельство преодоления ею узкоюридического мировоззрения, свидетельство активного участия в комплексном решении практических проблем11, т.е. неизбежным является выход юриспруденции за традиционные рамки исследования лишь государства и права.
С.С. Алексеев указывает также, что предметом правовой науки является государство и право, их сущность, назначение и развитие12.
Приведенные позиции юристов по определению предмета юриспруденции, по нашему мнению, в основном совпадают. Спор идет лишь о том, могут ли в предмет юриспруденции включаться психологические, философские и социологические вопросы. Отметим, что неразделение понятий объекта и предмета познаний приводит к подмене предмета спора. Объектом юриспруденции является объективная социальная действительность. Она выступает также объектом познания философии, социологии и социальной психологии и других наук. Предметом же юриспруденции выступают государственно-правовые явления как часть социальной реальности, т.е. речь идет о том, что смежные с юриспруденцией науки не могут не изучать социальную действительность в качестве своего объекта. Поэтому для юриспруденции неизбежны стыки, выходы в «часть» объекта, которая является больше философской, социологической, нежели государственно-правовой.
Практика показала, что решить вопрос о связях и стыках между науками мы можем, применив системный метод.
Государственно-правовые явления в юриспруденции представляют целостную систему, тогда как в предметах других наук они выступают подсистемами других целостных систем. В то же время специфика и самостоятельность науки определяется не только обособлением и самостоятельным предметом исследования, но и понятийно-категориальным аппаратом, структурой, задачами и, конечно, методологией. Безусловно, доказывать специфичность и самостоятельность отдельной науки, базируя рассуждения лишь на анализе одного предмета, бесперспективно. С этой точки зрения выделение юридической психологии, являющейся связующим звеном между психологической и юридической науками, выступает как вполне закономерное явление.
Предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических явлении, закономерностей формирования психических свойств человека.
В свою очередь прикладные отрасли психологической науки, в том числе и юридическая психология, призваны как бы конкретизировать, углублять общие закономерности психологической науки применительно к определенным видам деятельности человека.
Юридическая психология, включая в себя различные области научных знаний, является, как было уже отмечено выше, прикладной наукой. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Правила, обязательные для какого-то определенного множества людей, называются нормами их поведения.
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право.
Из изложенного выше видно, что предмет юридической психологии — явление комплексное, то есть имеется в виду комплексность не только процесса или технологии познания в этой сфере, но и самого предмета познания.
В процессе дальнейшего развития исследований в области судебной психологии все более становилось ясно, что необходимо приняться за формулирование предмета науки судебной психологии, а не ограничиваться изложением перечня проблем, которые должна разрабатывать эта наука.
Следует отметить, что первые попытки определения данного предмета нельзя признать достаточно удачными: они были расплывчаты и недостаточно конкретны. Под предметом этой науки понимались психологические особенности следственно-судебной деятельности в их зависимости от конкретных обстоятельств дела, а также от стадий уголовного судопроизводства, методов и приемов расследования преступлений и от психологических качеств следователя и судьи13, иногда — психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики14.
Такой подход к формулированию понятия науки судебной психологии правильно отражал объективно существующую зависимость между предметом науки психологии и ее прикладной отраслью — судебной психологией.
В работах последнего времени, например, А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением и применением норм права15. Другой из основоположников юридической психологии — А. В. Дулов указывал, что предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических явлений, закономерностей, формирование психических свойств человека; а судебная психология как прикладная отрасль психологической науки
— это
самостоятельная наука, изучающая
закономерности человеческой психики,
проявляющиеся при совершении противоправных
действий, в процессуальной деятельности
и реализации наказания, а также разрабатывающая
на основе процессуального законодательства
специальные психологические методы,
обеспечивающие оптимальное решение целей
правосудия16. В.Л. Васильев
в последних работах указывает, что юридическая
психология в современном ее понимании
может развиваться лишь благодаря системному
подходу, который позволит ей в целом решить
комплекс стоящих перед ней задач. В качестве
предмета юридической психологии он выделяет
психологические основы личности и деятельности
в условиях правового регулирования системы
«человек—право»17. Выше в данной
работе уже приведены трактовки и подходы
ученых к определению предмета юридической
психологии как самостоятельной науки,
в основе которых лежат попытки объяснить
его с позиций психологической науки,
или найти более правильный интегративный
подход,
Следует отметить, что наряду с этим существует
и принципиально иной подход, в основе
которого лежит попытка «психологизировать»
юриспруденцию при необходимости объяснить
психологическое содержание правовых
явлений и процессов. Такую позицию занимал
М.С. Строгович, отрицавший существование
особой науки юридической психологии18.
В работе дан обзор мнений о предмете юридической психологии на стыке юриспруденции и психологии. Подводя итог этому обзору, можно высказать обобщающие соображения. По-моему мнению, предмет юридической психологии это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т. е. не психические явления, процессы, состояния, плюс государственно-правовые явления, а психология государственно-правовых явлений, как
целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а можно лишь выделить психологические и юридические подсистемы, находящиеся в неразрывной связи и развитии.
В то же время в предмете с помощью системного метода можно выделить его психологические составляющие - процессы, состояния, явления, деятельность, личность, установку, поведение, общение и т. д., или юридические — дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, вменяемость, мотив, вину, умысел и т. п. Все эти элементы имеют прямую связь с предметом юридической психологии и вне этого просто немыслимы, хотя вовне могут проявляться как определенные его подсистемы. И хотя будучи условно включены как подсистемы в другие системы, не связанные с предметом юридической психологии, они тем не менее будут в этих других подсистемах представлять всю систему предмета юридической психологии.
Установив
предмет юридической
Способы и методы осуществления действий определяются через четкое осознание человеком задач, которые необходимо разрешать в любой предстоящей деятельности. Только правильное определение целей и задач дает возможность определить пути, средства, методы для достижения конкретных целей.
Круг
задач психологической науки
— раскрытие законов
Из перечисленного выше видно, что при определении задач юридических и психологических наук нет соответствующей оптимальной системы: то во главу угла берется развитие теории, исследование предмета наук, то решение практических задач.
Исходя из единства, взаимосвязи предмета, задач и методов науки, можно считать, что к задачам юридической психологии относятся:
стабилизации коллективов юристов, стимулирования совместной деятельности; разработка методики профориентации и профотбора юристов, профессиограммы юридических профессий и др.;
4) теоретическое и методологическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология», связанных с ней спецкурсов и т. д.
5) обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации, участие специалиста-психолога в юрисдикционном процессе.
Здесь следует отметить, что наряду с задачами постоянными, связанными с общими закономерностями юридической психологии как науки, могут ставиться временные задачи, обусловленные внешними обстоятельствами (например, заказом юридической практики на обоснование учета «человеческого фактора» в судопроизводстве, в профилактической деятельности и т. д.).
Реализация задач юридической психологии требует учета определенных требований. Она должна дать «снимок» состояния и динамики государственно-правовых явлений, исследовать их с достигнутого уровня развития государства и права. Осуществленное юридической психологией исследование должно устанавливать степень развития психологической стороны государственно-правовых явлений в историческом контексте и давать конкретный анализ его существенных проблем. Например, развитие демократии, плюрализма и гласности связано не только с реформами, проводимыми сверху, но и с изменением сущности и образа жизни всего народа, резкой его политизацией, активизацией в сфере государственного управления, законотворчества и даже в правоприменительной деятельности. Важным требованием к реализации задач юридической психологии является анализ факторов, влияющих на государственные и правовые процессы. Исходной позицией такого анализа является диалектика социальных процессов, в которой отражены основные причинные связи. В ходе любого проводимого исследования эти положения конкретизируются и наполняются конкретными фактами.
Задачи, стоящие перед юридической психологией перечислены в общем виде. Они, конечно, более многообразны, и еще большее их количество будет возникать в процессе дальнейшего развития этой науки.
Развитие
юридической психологии обусловлено
и постоянством выдвижения новых задач,
которые будут проявляться в практической
деятельности судебных, следственных
и пенитенциарных органов, в процессе
применения разрабатываемых юридической
психологией рекомендаций и предложений.