Посредничества при урегулировании конфликтов, при переговорах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 06:50, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование посредничества при урегулировании конфликтов,

при переговорах. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

изучение структуры посредничества,
технологий и трудностей при осуществлении посреднической деятельности,
условия эффективности посреднических услуг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3


1.Структура посредничества………………………………………………..4

2.Виды и типы структур……………………………………………………..7

3.Проблемы возникающие при посредничестве…………………………..14

4.Трудности при осуществлении посреднической деятельности и требование предьевляемые посреднику……………………………………………………17

5.Моменты, благоприятные для посредничества…………………………20


Заключение…………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………..22

Содержимое работы - 1 файл

конфликтология.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

  Сложности посреднической деятельности предъявляют  крайне высокие требования к третьей стороне. Несмотря на то, что в каждом конкретном конфликте формируются свои критерии, на основе которых осуществляется выбор посредника, обычно исходят из тех соображений, что посредник должен:

  •  быть компетентным лицом (обладать соответствующими знаниями и умениями);

  •  быть лицом, незаинтересованным в решении вопроса в пользу какой-либо одной стороны, независимым от участников конфликта, нейтральным и объективным;

  •  обладать влиянием, престижем и авторитетом.

  Компетентность  посредника включает в себя две составляющие: 1) знание посредником проблемы, лежащей в основе конфликта, и ее контекста; 2) знание и умение реализовать посреднические функции. При отсутствии необходимых знаний и умений посредник может только обострить конфликт.

  Под требованиями незаинтересованности, нейтральности, объективности посредника подразумевается то, что он не должен поддерживать ни одну из сторон, участвующих в конфликте. При наличии даже подозрений в проявлении посредником симпатий к кому-либо из участников конфликта другой может отказаться от его услуг, что порой негативно сказывается не только на процессе урегулирования, но и на репутации посредника.

  Сложно  быть нейтральным и, соответственно, осуществлять посредничество, если до этого посредник занимал определенную позицию по вопросу спора. В подобном случае он не рассматривается конфликтующими сторонами как лицо беспристрастное. Например, в 1964 г. в Каире ОАЕ приняла решение о том, что границы африканских государств признаются такими, как они установлены. Это создало проблему для получения согласия на посредничество ОАЕ тех страны, которые имели территориальные споры (например, Сомали, Mapoкко)7.

  Говоря  о «нейтральности» посредника, следует  подчеркнуть, что это понятие все же является относительным. У посредника всегда есть свои интересы. Посредник заинтересован уже хотя бы в том, чтобы конфликт был разрешен мирными средствами. Посредник является заинтересованным лицом также и по той причине, что в урегулировании конфликта зависят его моральное удовлетворение, престиж и авторитет. Бывает, что третья сторона прямо заявляет о своих интересах.

  Наличие собственных интересов у посредника является причиной того, что он порой иначе, чем участники, воспринимает проблему и отношения сторон в конфликте. В результате этого феномена может возникнуть непонимание между посредником и конфликтующими сторонами.

  Важно иметь в виду, что сам факт наличия у посредника собственных интересов, возможность их развития и появления новых в ходе урегулирования конфликта оказывается весьма существенным фактором, который может приводить к различным последствиям для дальнейшего урегулирования.

  Посреднику  необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом. Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество); возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.

  Требование  к посреднику обладать влиянием, престижем  и авторитетом и определяет то, насколько он в состоянии воздействовать на конфликтующие стороны. Экспертные знания позволяют посреднику быть компетентным, а, следовательно, побуждают стороны прислушиваться к нему. Если участники конфликта согласились на посредничество кого-либо, то тем самым они дали ему право быть посредником и на этом основании выполняют его просьбы и указания. Обладание информацией от обеих сторон ставит посредника как бы «над» участниками конфликта, благодаря чему он также усиливает свое влияние. Наконец, xopoшие отношения посредника с конфликтующими сторонами формируют высокий уровень доверия к нему. В свою очередь наличие доверия порождает возможность посредника воздействовать на участников.

  Влияние посредника может быть симметричным, т.е. примерно равным по отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и менее — в отношении другой.

  Говоря  о влиянии, следует иметь в  виду, что не только посредник влияет на участников конфликта, но и они в свою очередь могут оказать влияние на него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под влиянием одного из участников конфликта и тем самым не потерял бы доверие другого.

  К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует еще добавить такие характеристики, как его терпение, настойчивость в поиске решений, высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и прежние отношения посредника с конфликтующими сторонами: чем они были лучше ранее, тем более влиятельным будет посредник. 
 
 
 
 
 

  5.МОМЕНТЫ,БЛАГОПРИЯТНЫЕ  ДЛЯ ПОСРЕДНИЧЕСТВА.

  Один  из наиболее широко обсуждаемых вопросов касается времени, когда третья сторона должна вмешиваться в конфликт, чтобы ее деятельность была успешной: только ли после обращения к ней конфликтующих сторон или ей следует предлагать посреднические услуги самостоятельно, не дожидаясь просьбы? Иными словами, какое — испрашиваемое или предлагаемое — посредничество обычно более эффективно.

  Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, в какой момент развития конфликта все же лучше вступить третьей стороне. Одни авторы полагают, что не следует торопиться с вмешательством, поскольку считают самостоятельное подключение третьей стороны к урегулированию конфликта малоэффективным. А если оно еще и основано на методах принуждения, то может вести к расширению конфликта.

  Проблема  же состоит в том, что участники  конфликта ищут помощи третьей стороны, как правило, лишь в случае сложного и длительного конфликта. Часто  к ней обращаются только после  того, как в силу вступят факторы, связанные с проявлением насилия. В результате позднего вмешательства в конфликт многие возможности его урегулирования оказываются упущенными. Поэтому другие авторы полагают, что чем раньше третья сторона подключится к урегулированию, тем быстрее и легче можно будет найти взаимоприемлемое решение. Именно посредничество на ранних стадиях позволяет участникам конфликта избежать тупиковых ситуаций, а также проявления насильственных действий.

  Обе точки зрения имеют под собой  определенные основания. В зависимости от характера конфликта в одних случаях целесообразно раннее, самостоятельное вмешательство третьей стороны, в других — подключение к конфликту на более поздних стадиях его развития. Конкретные рекомендации здесь дать сложно, но все-таки чаще официальное посредничество оказывается более эффективным в тех случаях, когда оно чуть запаздывает и стороны имеют возможность прийти к выводу, что самим им с конфликтом не справиться. успешным, если оно происходило на достаточно поздних стадиях развития конфликта и если при этом интенсивность конфликта была слишком высока. В то же время нельзя не учитывать тот факт, что ожидание благоприятного момента для вмешательства в конфликт связано с большим риском. Участники могут оказаться в эскалационных ловушках, и им будет крайне сложно выйти из конфликта, «не потеряв лицо», даже, несмотря на помощь посредника.

  В спорной ситуации посредник помогает участникам осознать необходимость нахождения взаимоприемлемого решения, а вмешательство его в конфликт на заключительной стадии способствует поиску такого решения. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

  В ходе проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

  Сегодня практически во всех конфликтах в  той ли иной форме участвуют посредники. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в нынешних условиях выход из конфликта путём переговоров является жизненно важным не только для непосредственных его участников, но и для других членов мирового сообщества. Посредничество достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев принимается населением и не вызывает негативных реакций.                                                                                                   

  Сегодня  необходимо создавать сеть как официальных правительственных, так и неофициальных посреднических организаций, которые бы дополняли друг друга, взаимодействовали друг с другом, постепенно заполняли собой все конфликтующие ячейки нашего общества. Само собой разумеется, что на  возникающие конфликтологические структуры должны ложиться пропагандистские миссии. Им необходимо показывать, что мирный путь решения конфликта является оптимальным, в то время как силовой способ лишь будет загонять проблему внутрь.                                                                                       

  Международное сотрудничество имеет важный аспект, касающийся личности посредников. Понятно, что в любом конфликте посредник  должен восприниматься обеими конфликтующими сторонами как человек беспристрастный, абсолютно ни в чём не заинтересованный, кроме разрешения конфликта. Однако главная роль в разрешении конфликтов должна быть отведена практике межгосударственного регулирования конфликтов, включая использование механизма ООН. Однако это отнюдь не исключает, что наряду с межгосударственным регулированием может быть применено и неофициальное посредничество как база для более  широких дипломатических шагов.                                                                                                    

  Посредничество уместно в любом случае, на любом этапе, пусть первоначально оно будет пробуксовывать, кроме разве что одного случая – когда в результате некомпетентности таковое начнёт, наоборот, обострять ситуацию. Более того, оно будет дискредитировать саму идею посредничества.  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

  1. Англо-русский дипломатический словарь  (под редакцией В.С.Шах-Назаровой).

      М.,РУССО, 1999 г., 480 с.

  2. Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М., 1999.

  3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект Пресс»,  

      1999 г., 271с.

  4. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. М., 1991 г.

  5. Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире:     

      тенденции, проблемы, перспективы. //Вестник  Московского Университета. Серия 18. 

      Социология и политология, 1998 г., №3. С.5-10

  6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения,

      технологии. //Новая и новейшая  история, 2000 г., №6.

  7. Луков В.Б. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития

       //Дипломатический вестник. Год  1987 /под редакцией О.Г.Пересыпкина/. М.,

      Международные отношения, 1988 г.С.117-127.

  8. Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.

  9. Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва, «Международные  

     отношения», 1970 г.

    10. Родин Л. «Роль посредничества в урегулировании межнациональных конфликтов».

        Журнал «Международная жизнь», № 8/9, 1992 г. Стр. 102 -110

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Посредничества при урегулировании конфликтов, при переговорах