Подходы к борьбе с алкоголизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:11, реферат

Краткое описание

АЛКОГОЛИЗМ (alcoholism) – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по-арабски «одурманивающий»). Является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения.

Содержание работы

Понятие алкоголизма (стр. 2)
Исторические справки (стр. 2)
Численность больных алкоголизмом (стр. 4)
Больные алкоголизмом среди населения России (стр. 5)
Среднедушевое годовое потребление спирто-водочных напитков (стр. 6)
Мотивы употребления спиртного (стр. 7)
Механизм гибели клеток под действием алкоголя (стр. 8)
Степень опьянения (стр. 9)
Подходы к борьбе с алкоголизмом, «Сухой закон» стр.(12)
10) Литература (стр.16)

Содержимое работы - 1 файл

Социология.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

   А) «сверху» в форме ограничений, вводимых государством, несмотря на огромные доходы от монополии  на продажу спиртных напитков (ограничения времени, мест продажи, возрастной ценз и т.п.),  

   Б) «снизу»  в виде массовых трезвеннических  движений, образуемых обычно социальными  группами, озабоченными распространением алкоголизма и его негативными  последствиями. 

   Государственные запреты. Извлечение государством доходов от алкоголя постоянно сопровождалось и мерами по ограничению винопития. Так, при Иване Грозном вообще запрещалось употреблять крепкие напитки во всякое время, кроме как на Страстной неделе и в Рождество Христово. Для предупреждения «кабацких бунтов» начали вместо кабаков обустраивать кружечные дворы, в которых на одного человека полагалось только одна чарка и было строго запрещено продавать вино на вынос и под залог вещей. Борис Годунов, будучи ярым поборником трезвости, объявлял, что скорее помилует вора и убийцу, чем того, кто вопреки указу, осмелится открыть кружечный двор. Запрещалось продавать вино в посты, по воскресеньям, средам и пятницам. Однако все эти запреты долго не держались – сиюминутный фискальный интерес одерживал верх над заботой о здоровье подданных, и запреты быстро переставали соблюдать. 

   Самым решительным подходом к борьбе с  алкоголизмом считают введение «сухого  закона» – полного или частичного государственного запрета на производство и торговлю спиртным. Однако история «сухих законов» в 20 в. показывает, что их негативные последствия всегда перевешивали положительные результаты.

   Наиболее  известен «сухой закон» в США 1920–1933. На исходе Первой мировой войны американский Конгресс, руководствуясь соображениями  высокой морали, принял 18-ю поправку к Конституции, запретившую производство, продажу, перевозку, вывоз и ввоз спиртных напитков. Большой спрос на запрещенный товар вызвал его широкое нелегальное предложение. Именно бутлеггерство (нелегальное производство, контрабанда и торговля спиртным) стало главным источником доходов американских преступных организаций 1920-х – начала 1930-х. К началу 1930-х провал «сухого закона» стал очевиден для всех здравомыслящих граждан. Здоровье американцев в целом не намного улучшилось, поскольку уменьшение потребления алкоголя компенсировалось падением его качества. Зато доходы от алкогольной индустрии перекочевали из казны государства в казну преступных организаций. Едва президентом стал Ф.Рузвельт, он инициировал в 1933 21-ю поправку к Конституции США, отменявшую 18-ю поправку.

   Менее известно, что почти одновременно с Америкой схожий эксперимент по введению «сухого закона» осуществили в нашей стране. Принятый еще в 1914, запрет на производство и торговлю спиртным сохранялся и в годы «военного коммунизма», вызывая повсеместное распространение самогоноварения и усиление наркомании. В отличие от американцев, советское правительство осознало вредность «сухого закона» гораздо быстрее и отменило его уже в 1925.

   Вторая  попытка внедрить в СССР систему  административных ограничений, близкую  к «сухому закону», была предпринята  в 1950-е при Н.С.Хрущеве и также  закончилась его отменой через несколько лет.

   Последний раз внедрить в нашей стране систему  административных запретов на винопитие  попытались при М.С.Горбачеве. Строго говоря, это не было «сухим законом»: по указу «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» 1985 были демонтированы многие ликеро-водочные заводы, проведено уничтожение уникальных виноградников, введены жесткие ограничения на время и количество продажи спиртного, но полного запрета на торговлю спиртным не было. Данное мероприятие резко понизило популярность перестройки, сократило доходы госбюджета, но не дало особого оздоровительного эффекта: сокращение потребления магазинной водки стали восполнять потреблением самогона и суррогатов (технического спирта, одеколона). В конце 1980-х пришлось ограничения отменять.

   Попытки внедрить жесткие административные ограничения на торговлю спиртным в  других странах (например, в Финляндии, в Канаде, в Индии) также заканчивались  их отменой из-за неэффективности.

   Справедливости  ради надо отметить, что известны и удачные примеры применения «сухого закона». Так, в Норвегии за время его действия (1919–1926) удалось на порядок сократить потребление спиртного, причем после отмены административного запрета норвежцы сохранили низкий уровень винопития.

   В наши дни «сухой закон» действует лишь в некоторых странах ислама (например, в Объединенных Арабских Эмиратах, в Саудовской Аравии). Кроме того, в США, Канаде и Австралии приняты жесткие ограничения на продажу спиртного аборигенам (индейцам, эскимосам и т.д.), на которых оно действует особенно разрушительно.

    Трезвенническое  движение. В настоящее время самой  эффективной стратегией борьбы  с алкоголизмом считается пропаганда  здорового образа жизни, причем  не только и не столько государством, сколько гражданскими организациями.

   Одно  из первых массовых трезвеннических  движений прошло в России в 1858–1859. Тысячи сел и деревень, сотни тысяч  людей выносили решения о закрытии питейных заведений. Во многих губерниях (Ковенской, Саратовской, Курской, Тульской и других) стали возникать общества трезвости. Однако это стихийно начавшееся трезвенническое движение было прервано грубым вмешательством в него официальных властей, не заинтересованных в уменьшении доходов от акциза на спиртное.

   Новая волна трезвеннических настроений в России поднялась в конце 19 в. К 1914 в стране действовало 400 обществ трезвости. Царское правительство по-прежнему тормозило трезвенническое движение: даже чтобы прочитать лекцию о вреде алкоголя, обществу трезвости нужно было получить специальное разрешение у попечителя учебного округа и губернатора. Министр финансов говорил, что «требование полной трезвости противоречит общепринятому мнению о пользе умеренного потребления горячительных напитков». Несмотря на сопротивление сверху, в 1909 в Петербурге прошел первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством. Постоянная Комиссия при Русском обществе охраны народного здравия выработала ряд положений, не потерявших своей актуальности и по сей день. Укажем в качестве примера такой тезис: «Как вещество ядовитое, алкоголь ни в каком разведении не может быть причислен к укрепляющим или питательным продуктам и вообще не должен считаться в каком-либо отношении „необходимым" или „полезным" для нормального организма».

   Периодом  самого массового трезвеннического движения в России стали 1928–1930. В 1928 в московском клубе имени Кухмистрова открылось организационное собрание трезвеннических инициативных групп. Несколько тысяч участников этого собрания утвердили устав Общества борьбы с алкоголизмом (ОБСА), просуществовавшего до 1932. Однако и на этот раз гражданская борьба с пьянством была пресечена, поскольку советское государство не терпело независимых от него общественных организаций. Не оживилось трезвенническое движение и в постсоветской России.

   Более результативным опытом гражданской борьбы с пьянством обладает Америка.

   Американское  трезвенническое движение имеет  длительную историю, тянущуюся с  начала 19 в. Но если прежние поборники  трезвости выступали с требованиями полного запрета «дьявольского  зелья», то в наши дни эффективные программы по преодолению алкоголизма ориентированы на кропотливую систематическую работу по изменению существующих социокультурных норм. Это предполагает, в первую очередь, профилактическую работу с детьми и подростками, постоянную пропаганду безалкогольного образа жизни в средствах массовой информации, увеличения налогов на производителей алкоголя. Опыт США свидетельствует, что на стабильное изменение этой нормы требуется не менее 5–7 лет активных действий по реализации такой программы.

   При лечении алкоголизма все большую эффективность демонстрируют методы групповой психотерапии, а также различные формы групповой психологической поддержки для социальной реабилитации. Наиболее известным опытом такого рода является деятельность общества «Анонимных алкоголиков» (АА), зародившегося в 1935 в США. Оно стало примером для подражания в других странах. АА – неформальное товарищество выздоравливающих и уже выздоровевших алкоголиков, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни на дискуссионных собраниях и в группах поддержки других выздоравливающих, но все еще пьющих людей.

   Уже в 1970-е в США началось неуклонное понижение смертей от цирроза  печени, отражающее сокращение алкоголизма. В результате пропаганды здорового  образа жизни за последнее десятилетие частота алкоголизма среди взрослых американцев снизилась с 4,4% в 1992 до 3,8% в 2002. Впрочем, одновременно сильно выросло менее болезненное пристрастие к алкоголю – привычка выпивать в стрессовых ситуациях (с 1,6 до 4,7% взрослого населения).  

   Таким образом, к началу 21 в. общепризнанно, что алкоголизм как социальную болезнь  можно если не побороть, то по крайней  мере стабилизировать. Однако это возможно только путем долгосрочной политики, без надежд на быструю отдачу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА 

   Девиантность  и социальный контроль в России (ХIХ–ХХ вв.): тенденции и социологическое  осмысление. СПб, 2000

   Шпаков  А.О. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые  яды: Справочник для родителей и  детей. СПб, 2000. Часть III. Алкоголизм

   Кошкина Е.А. Эпидемиология алкоголизма в  России на современном этапе // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. Т. 3. №.3.

   Нужный  В.П. Вино в жизни и жизнь в  вине. 2-е изд., доп. М., 2001

   Гудвин  У.Д. Алкоголизм. М., 2002

   Такала  И.Р.«Веселие Руси»: История алкогольной проблемы в России. СПб, 2002

Информация о работе Подходы к борьбе с алкоголизмом