Общение в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад. Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные, они жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались и кричали друг на друга

Содержимое работы - 1 файл

готовый реферат семья.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью оградить их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль. Родители злоупотребляют физическими наказаниями, считают, что единственный способ справиться с ребенком – физическая расправа. Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых.

Увещевательный стиль. Полная родительская беспомощность по отношению к детям – предпочитают бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях «садятся на голову», возникает ситуация из известной басни Крылова «А Васька слушает да ест».

Отстраненно-равнодушный стиль. Возникает в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение матери. Такие подростки с радостью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны взрослых, привязываются к любому, кто относится к ним с большой теплотой и доверием.

Воспитание по типу «кумир семьи». Чаще возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у пожилых родителей или одинокой матери. На ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами родители.

Непоследовательный стиль. У родителей не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением взрослых.

Повышенная эмоциональность в отношениях родителей и детей выражается как в проявлениях нежности, поцелуях, поглаживаниях, так и во вспышках гнева, шлепках, одергиваниях и прочее. Очень часто перед родителями встает вопрос о физических наказаниях, который является, пожалуй, самым спорным в семейных конфликтах. Владимир Леви[3] в книге «Нестандартный ребенок» пишет: «Еще вопрос, что предпочтет ребенок: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый божий день слушать бесконечный крик». Родителям очень важно знать, что по поводу физических наказаний пишут педагоги и психологи.

В категорической форме родителям запрещается:

–        шлепать детей младше 3 лет (возникает обобщенная реакция ребенка на действия взрослых, происходит подавление активности, развивается невроз страха, угроза развитию);

–        наказывать ребенка 7 лет и старше в присутствии посторонних и особенно сверстников (ребенок это расценивает как публичное унижение);

–        наказывать с применением силы за любую вину девочку старше 10 лет и мальчика старше 14 лет (подростковый период, когда формируется новое качество психики);

–        угрожать или наказывать орудием, усиливающим боль, страх (ремень, линейка, палка);

–        причинять боль и страх каким-либо иным насильственным действием (выкручиванием ушей, щипком) – это уже из области садизма;

–        наказывать хладнокровно, без гнева (рассудочная экзекуция абсолютно недопустима);

–        систематически угрожать наказанием.

Американские психологи, общаясь с детьми подросткового возраста, попросили их ответить на вопрос «О каких родителях они мечтают».

В результате этого исследования выявилось следующее. Дети мечтают о родителях, которые

«…интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

«…выслушивают нас и стараются понять»; 

«…дают почувствовать, что они любят нас»;

«…принимают нас такими, какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками»;

«…доверяют нам и ждут от нас хорошего»;

«…веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример».

В 1988 году в штате Калифорния было проведено исследование 1109 групп состава «родители – подросток». Преимущественно представители среднего класса, но с различным уровнем доходов. Проводилась оценка методов родительского контроля и того, какие стили воспитания они предпочитают.

Было выявлено семь основных стилей:

1.      Утверждение силы – физические наказания, депривация, угрозы.

2.      Командный стиль – категорические требования, но без применения наказаний и угроз.

3.      Лишение любви – метод воспитания, при котором ребенок наказывается временной холодностью и отторжением.

4.      Индукция, ориентированная на самого подростка, – готовя подростка к самостоятельному выбору, родители рассказывают о всевозможных выгодах или невыгодах того или иного поведения.

5.      Индукция, ориентированная на других, - родители прибегают к религиозным или этическим мотивам, напоминают подростку о личных обязательствах и о том, насколько важно оставаться привлекательным для других.

6.      Советы – родители в форме совета предлагают ребенку наиболее эффективный, результативный и простой способ решения стоящей перед ним задачи.

7.      Родственная поддержка – родители призывают своих детей брать пример с отца и матери и всегда надеяться на родительскую поддержку.

Частота применения тех или методов оказалась следующей:

Командный метод предпочли 34% родителей; индукцию, ориентированную на подростка использовали 31%; советы предпочитали давать 14% родителей; родственную поддержку использовали 10% взрослых. Утверждение силы как метода воспитания применяли 8% родителей; индукцию, ориентированную на других,  предпочитали 1%; лишали своей любви 1% родителей.

Психологами также было установлено, что школьные успехи детей напрямую зависят от методов родительского воспитания. Было выявлено несколько типов, которые оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на успеваемость детей.

Родители – борцы за успех: такие родители постоянно «давят» на подростков, требуя от них хороших оценок, вечно критикуют и «пилят» своих детей.

Слишком заботливые родители: чересчур наставляют, чересчур защищают, демонстрируют повышенную требовательность и ожидают, что их дети будут безупречны во всем.

Безразличные родители: предъявляют заниженные требования, не интересуются делами детей, не устанавливают никаких ограничений.

Конфликтные родители: имеют явно непоследовательные, противоречивые представления о воспитании детей.                 

При неблагоприятном семейном климате и эмоциональных травмах, возникших у ребенка в результате этого нарушения, при острых неполадках в системе взаимоотношений «ребенок – родитель», в ситуациях страха и тревоги у ребенка срабатывает механизм психологической защиты, который обеспечивает ему возможность справиться с возникшим когнитивным диссонансом.

Специфика отдельных механизмов психологической защиты вначале изучалась на базе их проявления у взрослых людей и только потом внимание исследователей обратилось к более сложной задаче – изучению специфики детских защитных механизмов.

Психологическая защита у взрослых и детей

«Основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях».

Зигмунд Фрейд

 

 

__________________________________________________________________

 

 

Используя различные приемы искусства общения, можно достичь гармоничных отношений с окружающими, можно избежать конфликтных ситуаций и научиться разрешать их, если они возникли, можно эффективно управлять людьми, не прибегая к прямым приказам. Одним из самых известных специалистов по решению межличностных проблем и наиболее популярный среди современных читателей является Эрик Берн[4] – автор трансактного анализа общения.

Трансактный анализ – это психотерапевтическая система, в основе которой теория эго-состояний. Эрик Берн разработал модель для объяснения различного поведения одного и того же человека в различных жизненных ситуациях. Модели включают три основные структуры (три эго-состояния), которые он назвал родитель, взрослый и ребенок (эго-состояния). Это внутреннее устройство психики каждого человека, независимо от его возраста и социального положения. В зависимости от того или иного эго-состояния человек вырабатывает определенные способы реагирования и поведения.

«Родитель» – это набор состояний Я, повторяющих состояние Я его родителей или заменяющих их взрослых. Родитель может быть критикующим, тогда он использует формы поведения, характерные для этого эго-состояния. Он может запретить, приказать, заставить действовать так, как принято в его семье. Для эго-состояния «Родитель заботливый»  характерно стремление помочь, оказать заботу и внимание, ободрить и поддержать.

«Ребенок» – это набор состояний Я, когда человек действует, думает, чувствует так, как это было в его детстве. «Приспосабливающийся Ребенок» ведет себя как покорный, боязливый, жалующийся, неуверенный, виноватый. «Бунтарский Ребенок»  может быть своенравным, грубым, агрессивным и капризным. Если «Ребенок свободный», то для него характерна естественность, спонтанность, любознательность, игривость, порой хитрость и бесстыдство.

Эго-состояние «Взрослый» актуализирует личный опыт и познания, то, что человек пережил. Это активное состояние, когда трезво и по-деловому оцениваются факты, учитывается реальное положение вещей, используется накопленный ранее опыт. В этом состоянии человек способен решать проблемы, конструктивно действовать, строить деловые отношения, преодолевать трудности.

Общения между двумя определенными эго-состояниями осуществляется при помощи трансакций. Если трансакции параллельные, то коммуникация конструктивна и прогнозируема, поскольку у собеседников эго-состояния предсказуемы. При перекрестных трансакциях общение временно прерывается или прекращается вовсе, поскольку эго-состояния общающихся приводят к неадекватным реакциям. В некоторых случаях общение осуществляется при помощи скрытых трансакций, когда партнеры манипулируют эго-состояниями друг друга и вызывают преднамеренную реакцию.

В трансактном анализе можно выделить четыре основные позиции или жизненные установки, которых придерживается личность относительно себя и других.

1.      У меня все в порядке – у вас не все в порядке.

Это высокомерная позиция, когда люди, придерживающие ее ищут недостатки и ошибки у других, не обращая внимания на свои.  С самого начала они знают, где следует искать виновных.

2.      У меня плохо – у тебя тоже.

Люди, стоящие на такой позиции,  нуждаются в поддержке близких, друзей, а может быть, и в помощи психотерапевта. Это позиция отчаяния.

3.      У меня не все в порядке – у тебя все хорошо.

Это депрессивная позиция, для которой характерна низкая самооценка, неуверенность в своих силах, сверхосторожность.

4.      У меня все в порядке – у тебя тоже.

Это именно та позиция, к которой необходимо стремиться. Ее легко придерживаться, если человек общается с людьми, в которых он не видит ничего, что бы омрачало его настроение. Сила позитивного мышления помогает придерживаться этой установки, даже если есть «помехи» в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Виктор Франкл – известный австрийский психиатр и психотерапевт. В своих работах обращается к наиболее важным проблемам человеческого существования, которые стоят за симптомами тех или иных психических нарушений. Человек – это телесно-душевно-духовное целое, и именно эти понятия определяют психическое здоровье человека.

[2] Невроз (гр. neuron – нерв,  osis - суффикс, означающий болезнь), термин введен в 1776 г. Психогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности. Три классические формы: неврастения (астенический невроз – раздражительная слабость, повышенная возбудимость, легкая истощаемость) возникает при переутомлении, недосыпании; истерический невроз; невроз навязчивых состояний.

[3] Леви Владимир Львович – известный психолог, психотерапевт, врач, исследователь. Автор множества книг и статей, цель которых – помочь, насколько это возможно, каждому человеку лучше понимать себя и других, лучше управлять собой.

[4] Эрик Берн, американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления, основатель трансактного анализа. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», 1961 г. и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы», 1972 г. – книги, ставшие бестселлерами. Они переведены на многие языки. Задача автора – помочь людям решать конфликтные ситуации, разбираться в причинах конфликтов.

 


Информация о работе Общение в семье