Общая структура юридической деятельности и ее основные стороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:49, контрольная работа

Краткое описание

В условиях осуществляемой правовой реформы существует необходимость комплексного изучения юридической деятельности. Это объясняется не только тем, что каждая юридическая наука может включить некоторые ее проявления в свой предмет исследования, но и тем, что сама юридическая деятельность представляет довольно сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации. В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность в обществе входит в системы более высокого порядка.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данном этапе развития нашего государства, очень важно точно и четко определить понятие юридической деятельности, ее элементы и функции.
Понимание вопросов, связанных с юридической деятельностью в методическом плане важно тем, что она является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

Содержимое работы - 1 файл

Юридическая психология 1.1.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  высшего

профессионального образования

«Московский государственный университет технологии и управления

Имени К.Г. Разумовского»

Филиал  ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Мелеузе

(Республика  Башкортостан)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Юридическая психология

 

На тему: Общая структура юридической деятельности и ее основные стороны

 

 

 

 

Выполнил:

Студент         1   курса

Дмитриев  М.Ю.                                       

Института: Юридический 

Специальность: Юриспруденция

Шифр: 20375    \

Работа  сдана на проверку

Преподаватель: Смирнова О.Н.

Оценка:     

 

Введение

В условиях осуществляемой правовой реформы существует необходимость  комплексного изучения юридической  деятельности. Это объясняется не только тем, что каждая юридическая наука может включить некоторые ее проявления в свой предмет исследования, но и тем, что сама юридическая деятельность представляет довольно сложную высокоорганизованную, самоуправляющуюся и динамичную систему, состоящую из материальных и идеальных, индивидуальных и социальных моментов, процессов субъективации и объективации, опредмечивания и распредмечивания, экстерриторизации. В качестве относительно самостоятельной системы (подсистемы) юридическая деятельность в обществе входит в системы более высокого порядка.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что на данном этапе развития нашего государства, очень важно точно и четко  определить понятие юридической  деятельности, ее элементы и функции.

Понимание вопросов, связанных с юридической деятельностью в методическом плане важно тем, что она является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

 

1. Понятие юридической деятельности

Понятие «юридическая деятельность»  в последние два десятилетия используется в теоретической науке о государстве и праве достаточно часто. Однако её содержание в юридической литературе определяется неоднозначно. В связи с этим следует более подробно проанализировать появление категории юридическая деятельность в юридической науке и развитие её содержания. Следует заметить, что оно еще в достаточной степени не сформулировано. Вольно или невольно юридическая деятельность отождествляется с правовым поведением, юридической практикой, активностью, правовыми формами деятельности государства, юридическим процессом, правоотношениями и другими смежными явлениями. Причём, почти все авторы, дающие общее определение юридической деятельности, единодушны в том, что в качестве ее субъектов могут выступать любые субъекты права - отдельные граждане, социальные группы, государственные и общественные организации. Такой подход к юридической деятельности представляется слишком неопределённым. Расширение субъектного состава юридической деятельности не позволяет отразить ее относительно самостоятельную природу как категории общей теории права, понять природу самой юридической деятельности и ее место и роль в правовой системе общества [2].

Как известно, общетеоретические  вопросы правовой деятельности стали  разрабатываться в отечественном научном правоведении вслед за "деятельностным" бумом в общефилософской литературе, когда на страницах журнала "Вопросы философии" в 1985 году прошла одна из самых плодотворных дискуссий по данной проблематике. В естественноисторическом аспекте человек выступает как элемент производительных сил и формируется как следствие объективного процесса функционирования и развития способа производства. Тем не менее, в каждом акте жизнедеятельности человек стремится реализовать себя в этом мире, он воплощает в жизнь свои программы, ценности, идеалы. И в этом аспекте, когда субъект выбирает свой путь в определенных объективных условиях, на основе уже сложившейся системы ценностей, его поведение выступает как деятельность. Методологические работы, появившиеся в обществоведении по вопросам деятельности и поведения, не могли, не явится теоретическим источником юридических исследований правовой деятельности [7].

Более глубоко были разработаны  вопросы правового поведения, правовых форм деятельности государства, а также правомерного поведения.

Однако существенное влияние на характер трактовки и  использования категорий "правовое поведение" и "правовая деятельность" оказали не столько общефилософские  разработки, сколько некоторые научные  идеи, получившие ранее развитие в правоведении (в области теории правоотношений и правопорядка). Во-первых, более широкое применение поначалу получило понятие "поведение". Во-вторых, анализ деятельности в правовой сфере в основном связывался с изучением тех действий, которые регулируются правом и которыми реализуются правовые нормы, субъективные права и юридические обязанности.

Нетрудно заметить, что  понимание в качестве юридической  деятельности, урегулированной правом, согласуется с определением правоотношения как общественного отношения, урегулированного правом, столь распространенного в нашей юридической науке. Некоторые авторы, предпринявшие критику данного подхода к рассмотрению правовых явлений, пришли соответственно к выводу, что "чисто" правовой деятельности (как и правовых общественных отношений) со специфическим правовым предметом не существует. В частности, Шагиев Б.В. писал по этому поводу: "Говоря о правореализующей деятельности, следует иметь в виду не какую-то особую разновидность человеческой деятельности, вписанную в нее в качестве одной из структурных единиц наряду с производственной, социально-политической, духовной деятельностью, а перевод соответствующих принципов и норм права из потенциального состояния в поведенческое, процессуальное состояние, в ходе чего решаются экономические, политические, социальные, идеологические задачи». Нам же представлялась более привлекательной позиция тех ученых, которые исходили из наличия юридической деятельности как самостоятельной разновидности социальной деятельности. Таковой признавалась прежде всего процессуальная деятельность. В то же время некоторые авторы считали собственно правовой лишь деятельность специальных субъектов (законодательных органов, милиции, суда и т.д.), направленную на организацию и поддержание правопорядка. Карташов В.Н. предпочел использовать для ее наименования термин "юридическая", что позволило ему избежать упреков в чрезмерном ограничении сферы правовой деятельности [6].

Но другие исследователи  полагали, что юридическая деятельность слагается, пожалуй, из всех действий субъектов права в различных сферах жизни, предпринимаемых на основе правовых норм, в соответствии с ними. И хотя эта позиция не может претендовать на окончательное разрешение данной проблемы, нельзя не заметить, что именно Пиголкин А.С. придает юридической деятельности специальный статус в категориальном аппарате юридической науке. Он считает, что с ней сопоставима лишь категория "правовая надстройка", вместе с которой они и составляют особую целостность - правовую реальность [13]. Кроме того, в плоскости той же реальности следует рассматривать также противоправные действия и бездействие физического или вербального (словесного) характера, образующие правонарушения, а равно злоупотребления правом, когда они не перерастают в правонарушения. Поскольку правовые отклонения образуют язву на "теле" соответствующего правового организма, они не могут не считаться явлениями (хотя и болезненными) правовой действительности. В то же время их нельзя рассматривать в качестве элемента правовой деятельности или правовой надстройки. Впоследствии он к противоправной реальности прибавил объективно-противоправные деяния и правоприменительные ошибки. Нельзя было не заметить и такое определение правовой деятельности как совокупности действий государства в лице его органов, иных общественных организаций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм, использованием других правовых рычагов при решении социально-экономических задач, как деятельности по внесению организованности в другую, регулируемую деятельность.

Своеобразным компромиссом между сторонниками узкого (только собственно юридическая) и широкого (вся правореализационная) понимания  правовой деятельности явилось определение  правовой деятельности как несущей  в себе информацию и волеизъявления субъектов по поводу другой, регулируемой деятельности и в ходе, которой субъектами постоянно совершаются правовые акты, т.е. создаются, закрепляются, защищаются нормы, постоянно "воссоздается" право.

В последние годы наметился  еще один аспект научных исследований, в связи с которым возникает проблема правовой деятельности. Имеется в виду активная разработка категории "правовая система". Ее внедрение в научный оборот обосновывается в принципе теми же причинами, что и категории "правовая деятельность": выявлением роли, которую играет в этой системе личность как высшая социальная ценность в нашем обществе и как активный субъект правовой деятельности [8]. Действительно, если правовую систему рассматривать как весь арсенал юридических средств и всю совокупную правовую деятельность, осуществляемую в обществе в различных формах и сферах, то перед исследователем и предстает сложный и обширный правовой мир, мир бесчисленных человеческих связей, в центре которого находится человек. Правовая система позволяет человеку раскрыть его возможности и способности реализовать свой социальный и нравственный потенциал. Причем во всех работах, где поднимается проблема "правовой системы", неизменно упоминается юридическая деятельность в качестве ее элемента.

В юридической литературе достаточно подробно рассмотрены специфические характеристики юридической деятельности, тем не менее, практически не имеется исследований, анализирующих соотношение юридической и правовой деятельности. Поэтому первым шагом в этом направлении может стать уточнение смысла каждого из этих понятий.

С точки зрения субъектного  состава категория "правовая деятельность" шире категории "юридическая деятельность", поскольку призвана охватить не только действия публичных субъектов, осуществляющих государственную власть, но и всех юридических и физических лиц, гарантированные и охраняемые государством. Однако вряд ли будет правильным рассматривать соотношение правовой и юридической деятельности как целого и части. Термины "юридический" и "правовой" выводятся из различных смысловых значений.

Впервые на это обратила внимание Бухтерева М.А., по мнению которой  попытка отождествить слова "юридический" и "правовой" этимологически и  теоретически несостоятельна. Для обоснования  своей позиции Бухтерева М.А. ссылается  на авторитет римских юристов и утверждает, что слово jus (право) происходит от justitia (правда, справедливость). А вот термин "юридический" происходит от лат. juridious, то есть судебный.

Обратим внимание на то, что, например, Россия, имела самостоятельный  путь правового развития, и длительное время не участвовала в процессе зарождения и формирования европейского права. Лишь значительно позднее, выйдя на путь западной правовой традиции, Россия воспринимает многие ее черты Алексеев С.С. считает, что только после реформ 60-х годов XIX века в России начинается активный процесс развития юридической профессии, юридической науки, юридического образования [1].

В связи с этим можно согласиться  с определением юридической деятельности как деятельности профессиональной. Возвращаясь к вопросу о соотношении правовой и юридической деятельности, можно сделать следующий, весьма предварительный вывод. Категория "правовая деятельность" необходима для фиксации всех деяний, признаваемых нашим обществом и государством правильными, справедливыми, какими бы субъектами они ни осуществлялись. Юридическая же деятельность должна осуществляться лишь на профессиональной основе, юристами, поскольку связана со специальными операциями по поводу правовых явлений, требует особых навыков и умений. В связи с проводимым разграничением правовой и юридической деятельности становятся понятными разногласия, проявившиеся в юридической литературе по поводу предметного характера правовой деятельности. Ряд авторов достаточно долго придерживались мнения о том, что "практическая правовая деятельность не имеет своего самостоятельного предмета, отличного от деятельности в области производства (вещный характер предмета), в области политики (предметом которой являются учреждения), в области социальной жизни (предметом которой является уровень биосоциальной жизни и т.д.)".

Не все были согласны с этой позицией: "В данном случае упускается из вида предметный характер правовых норм и  других нормативно-логических конструкций. Срабатывает привычный стереотип  об идеальном, "прозрачном" содержании норм. Между тем в действительности нормативно-логические конструкции имеют предметную, чувственно воспринимаемую знаковую (прежде всего речевую, устную или письменную) оболочку. Знаковые предметы (например, нормативные акты, иски, судебные решения, сделки) являются продуктом деятельности, "опредмеченной" в них. Эту деятельность, которая несет в себе информацию и волеизъявления субъектов по поводу другой деятельности (т.е. той, которая регулируется), следует рассматривать как правовую разновидность социальной деятельности. В ходе правовой деятельности создаются, закрепляются, защищаются нормы, постоянно "воссоздается" право".

Таким образом, если признать правовую деятельность в качестве деятельности практической, а деятельность, о  которой, называя ее юридической, рассматривать как теоретическую. Тем более что и те ученые, которые отказывают правовой (практической) деятельности в предметной самостоятельности, не делают этого в отношении деятельности по изданию нормативных и индивидуальных актов, относя ее к деятельности интеллектуальной, теоретической, и даже именуют ее "чисто юридической", как бы имеющей своим предметом только право. В этом случае различие между теоретической (духовной) и практической деятельностью рассматривается с философских позиций.

Правовая деятельность как деятельность практическая представляет собой определенный вид социальной активности, мотивированно  осуществляемой субъектами в различных  сферах общественной жизни в целях  удовлетворения их разнообразных потребностей способом, признаваемым обществом и государством правильным, справедливым, а также, в случае необходимости, - и юридически значимым.

Правовая деятельность в современном  обществе не может обходиться без  деятельности юридической, обеспечивающей первой необходимую степень "признания". Именно в ходе юридической деятельности создаются правовые тексты, в которых официальные эталоны правовой деятельности возводятся в ранг обязательных (в том числе и для самой юридической деятельности, и для политико-правовой).

Таким образом, юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная и т.д.), будучи в основной своей массе в современном обществе также "правовой", организованной посредством процедурных или процессуальных норм, осуществляется путем принятия государственно-властных решений, как общего, так и индивидуального характера. Значительную роль при этом играет профессиональная и теоретико-прикладная составляющая.

Информация о работе Общая структура юридической деятельности и ее основные стороны