Модели отношения к инвалидам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:57, доклад

Краткое описание

Мейнстриминг (нормализация). Терминологически нормализация предполагает соотнесенность с некоторой нормой, общепринятой социальной моделью, основным направлением. Она используется в скандинавских странах, в большинстве европейских государств. Соответствующие практики концептуализируются как мейнстриминг (от англ. mainstream - главная линия, основное направление).

Содержимое работы - 1 файл

МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

     МОДЕЛИ  ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ

     Мейнстриминг (нормализация). Терминологически нормализация предполагает соотнесенность с некоторой нормой, общепринятой социальной моделью, основным направлением. Она используется в скандинавских странах, в большинстве европейских государств. Соответствующие практики концептуализируются как мейнстриминг (от англ. mainstream - главная линия, основное направление).

     Данное  направление предполагает обеспечение  людям с нарушениями в развитии (задержка умственного развития) такие же социальные, образовательные и медицинские сервисы и блага, какими пользуются все граждане; обеспечение нормальной жизни в такой степени, в какой это возможно. Для мейнстриминга характерна массовая деинституциализация –расформирование специализированных школ, взамен которых предлагаются ресурсные центры;  нивелирование различий в возможностях людей и предоставление дополнительных ресурсов тем, кто в них нуждается. Дискурсивная цепочка выглядит следующим образом: все люди рождаются со сходными потребностями, одна из самых мощных – потребность быть как все. Если по ряду причин человек не может эту потребность реализовать, общество должно предоставить необходимые средства. Технологии помощи открывают выход в зону социальной нормативности, позволяющей человеку быть "как все". Нормальность рассматривается как благо.

     При положительных сторонах практики нормализации, она не была закреплена как постоянно  действующая в социальной политике европейских стран, не была принята  родителями нетипичных детей.  В  отечественной практике при закреплении дихотомии «норма – не норма» в общественном отношении к инвалидности и отсутствии достаточных услуг для компенсации и коррекции нарушений развития явно выражен негативный эффект, который выражен в стремлении родителей к приобретению детьми некоего социально желательного статуса, социально одобряемой роли в конкретной социальной группе или обществе. Реализация родительского устремления зависит не только от возможностей ребенка, но и от того, как сообщество оценивает его. Если окружение отвергает ребенка, родители не могут достичь своей цели. Если роль воспитания можно определить как передачу культуры, то родители, чьи дети отвергнуты культурой, оказываются лишенными своего предназначения и вынуждены растить своих детей в социальном вакууме.

     Социальное  включение (инклюзия). Идея социального включения, или инклюзии (от англ. inclusion – включение, присоединение), неразрывно связана с теорией семейных систем и программами раннего вмешательства, получившими законодательную поддержку в Соединенных Штатах.  Семья  считается главным ресурсом абилитации и реабилитации человека с ограниченными возможностями. Физическое, социальное и эмоциональное функционирование семьи определяется взаимозависимостью ее членов. Именно поэтому раннее вмешательство (интервенция) социума в семьи с нетипичными детьми позволяет не только обеспечить помощь ребенку, но и восстановить ослабленные функции семьи. Микросистема, мезо-, экзо-, макросистемы репрезентируют уровни и структуры социальной поддержки и социально-психологической помощи семье. Кроме того, социальная капитализация нетипичности уменьшает риск отставания детей в развитии; минимизирует вероятность институциализации индивидов с ограниченными возможностями и максимизирует их потенциал независимой жизни в обществе; увеличивает способности семей удовлетворять особые потребности детей-инвалидов. Сердцевиной раннего вмешательства можно считать индивидуализированный план семейных услуг, акцентирующий особую роль родителей – полноправных членов реабилитационной команды – в разработке стратегии и тактики поддержки ребенка и его семьи. Включение подразумевает моделирование социальной среды на уровне малой группы, организации, института. Изменение и формирование общего социосредового контекста предполагает активное участие индивидов и групп на основе доверия, взаимосвязей (интерактивных и интраличностных) и гражданских обязательств.

     Раннее  начало помощи предполагает раннее вмешательство специалистов в социальное пространство семьи, способствует многостороннему (культурному, социальному, эмоциональному, интеллектуальному и физическому) развитию за счет активизации индивидуальных и социальных ресурсов. Чем раньше диагностируются особенности созревания, а семья и ребенок включаются в систему социальной работы, тем успешнее социализация, больше вероятность компенсации недостаточного развития, шире возможности освоения различных социальных контекстов и поведенческих моделей. Этим обеспечивается и превентивная сущность ранней интервенции, ее способность предотвратить возможные вторичные нарушения.

     Партнерство семьи и профессионалов – непременное  условие раскрытия семейного потенциала, идентификации практик функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям. Постоянство предполагает долгосрочность и периодичность социальной деятельности, направленной на ребенка. Основной недостаток медицинских и социально-психологических практик, существующих в российском обществе в настоящее время, связан с дискретностью в осуществлении подобных мероприятий.

     Интеграция. Если эффективность социального включения в значительной степени зависит от готовности индивидов и малых групп, то эффективность социальной интеграции обеспечивается готовностью общественных институтов. Интеграция акцентирует момент встраивания в макроструктуру общества. При этом социальный статус нетипичности соотносим в горизонтали социальной структуры со статусом нормальности. Любой человек считается ценностью, приветствуется разнообразие личностных проявлений, а целевой вектор задается необходимостью обеспечения устойчивого развития социальной системы. Социум создает условия, в которых индивидуальные особенности могут максимально развиться и проявиться. Подключение социальных ресурсов способствует реализации базового принципа социальной работы и социальной политики – расширения возможностей ребенка и его семьи. Понятие ресурса становится основополагающим моментом: это – все, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения проблемы. Арсенал средств-ресурсов, привлекаемых для обеспечения полноценного функционирования семьи, в конечном итоге работает на увеличение потенциала социальной общности, в которую входит семья, следовательно, и ребенку становятся доступными социальные возможности, усиливается потенциал семьи, а социум в целом приобретает дополнительный потенциал устойчивого развития [61, c.89].

     Многие  трудности расширения спектра профессиональных услуг, развития социальных институтов для обеспечения потребностей семей инвалидов связаны с наличием в нашем обществе медицинской модели инвалидности, которая понимает инвалидность как медицинскую патологию, которая отличает инвалидов от «нормальных» (здоровых) людей. Все проблемы инвалида – следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей, и задача социальной работы – помочь инвалиду в его адаптации, а основным её содержанием должна быть социальная защита. Эта модель отражается в наличии определенной структуры учреждений социальной защиты. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется следующими обстоятельствами: 1) социальная «маркировка» (стигматизация) ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом (неполноценного); 2) искусственная изоляция ребенка в особом социуме, не способствующая его последующему включению в общество; 3)жесткость и безвариантность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений; 4) почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями (В.И.Курбатов, 2000).

Информация о работе Модели отношения к инвалидам