Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:12, контрольная работа
Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии, различаются в значительной мере степенью своей обобщенности. Говоря о различной степени обобщенности патопсихологических синдромов, следует выделять синдромы многозначные, опирающиеся на сложные, полифакторные, нарушения психической деятельности. Попытка выделения обобщенных патопсихологических синдромов была предпринята И. А. Кудрявцевым [5]: шизофренический (диссоциативный), органический, олигофренический, психопатический синдромы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации (характерный для реактивных психозов). При этом «ядром» названных патопсихологических синдромов являются: для шизофренического — нарушения селективности информации, для органического — снижение интеллектуальных процессов и умственной работоспособности, для психопатического — аффективная обусловленность поведения с парциальной некритичностью и завышенным уровнем притязаний, при психогенном — реактивная дезорганизация умственной деятельности.
1. Ответы на вопросы
3
2. Понятия
10
3. Клиническое интервью по теме: «Трудоголизм»
12
4. Психологический анализ отрывка из литературного художественного произведения
15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Психоз - психическое расстройство, которому свойственны следующие основные характеристики:
а) симптомы психотического регистра (тяжёлые варианты депрессии и мании, бред, галлюцинации, синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо, парафрения, кататония, состояния спутанного сознания), психомоторное возбуждение или ступор, то есть нарушения, выходящие за пределы невротического или неврозоподобного уровня психического расстройства. Восприятие действительности при этом существенно искажено или замещается мнимым её представлением, продуктивный контакт с окружающими людьми затруднён или прерывается;
б) нарушение ориентировки в происходящем в настоящее время (в том числе в месте, времени, самом себе и др.), то есть непонимание реальной ситуации, выпадение из неё и одновременно с тем понимание её в ложном контексте, наличие аутопсихической дезориентировки;
в) неадекватное поведение,
обусловленное болезненными мотивами
и нередко представляющее опасность
как для самого пациента, так и
для окружающих его людей, либо ступор
или беспорядочное
г) отсутствие осознания факта собственного психического расстройства, а также понимания необходимости госпитализации и специфической терапии [2].
4. Ментизм - эпизодически возникающий ускоренный поток неконтролируемых и обычно бессвязных мыслей, воспоминаний, представлений [2]
5. Нозофибии - навязчивые страхи заболеть тем или иным заболеванием (кардиофобия, сифилофобия, канцерофобия) или даже умереть от этой болезни либо от каких-то других причин [6].
3. Клиническое интервью по теме: «Трудоголизм»
Егор, 40 лет, работает 7 лет в компании «Еврострой», менеджером новых застроек, состоит в браке 9 лет, имеет дочь 6 лет, когда обратился за помощью к психотерапевту. В последнее время сал замечать, что работа вышла на первое место и стала его поглощать.
Т: Вас что-то тревожит?
Е.: Я - законченный трудоголик. Понять не могу, что со мной случилось. Раньше мы много времени проводил вместе с женой, а сейчас…»
Т: то есть вы осознаете, что вы являетесь трудоголиком?
Е.: Да, я уже это ясно и четко понимаю. Мне не нравится моя работа, также мне не нравится как сбалансированы между собой их работа и свободное время, я неудовлетворен жизнью в целом.. У меня возникает такое ощущение, что работа – это моя жизнь. Я должен напряжённо работать, чтобы выполнить поставленные перед работодателем задачи, я как загнанный в угол работой.
Т: То есть, я правильно понимаю, что вы чувствуете, что попали в ловушку каждодневной рутины, из-за чего не можете достичь того, что запланировали?
Е.: Да, именно так, я как в лвушке. чем больше я стремлюсь сделать то что запланировал, тем больше у меня не хватает времени ни на что другое. Я даже не помню когда отдыхал. Раньше. я с семьей каждый год ездил на море.
Т: Сейчас что изменилось?
Е. Если жена и заикнется о совместном отдыхе – у меня всегда один ответ, причем это правда: «Ты что, я же работаю! Хочешь - езжай без меня». Дочка меня практически не видит.
Т: Как на это реагирует жена?
Е: Стыдит (улыбается), и скандалы закатывает. А недавно она предъявила мне ультиматум: либо нормальная работа, либо развод
Т: Какова ваша реакция?
Е: Я считаю, что раз зарабатываю деньги, значит, все должны смириться. Но я уже понимаю, что это переходит все границы. Я даже ужинаю в офисе. Так, встретимся с женой иногда в постели: «Привет!» -«Привет!», и все дела.
Т: И вы сделали вывод, что вы являетесь трудоголиком?
Е.: Да, я просмотрел весь интернет. Все симптомы сходятся. Я даже тест проходил – все сходится.
Т. Вы допускаете мысли о том, чтобы развестись с женой?
Е. Конечно не допускаю. Мы уже много лет вместе.
Т: Какой вы видите выход из ситуации?
Е: Единственный выход – это сменить работу.. но я не хочу, у меня хорошая заработная плата, карьера. Я боюсь… я правда не знаю что мне делать.
Т. Вы не допускаете, что есть и другие выходы из этой ситуации?
Е. Трудно сказать.
Т. Можно ли предположить, что вы можете принимать больше внимания семье и у вас появится больше времени, свободного от работы?
Е. Я понимаю, к чему вы ведете, и знаю, что вы правы. На самом деле я и сам думал об этом... Думаю, надо менять отношение к работе.
Т: Вы сможете заняться и другими делами?
Е: Действительно, я очень люблю рыбалку, меня давно друзья зовут. Нужно снова ввести традицию ездить каждые выходные на рыбалку.
Т: Как вы считаете, если вы пересмотрите свое отношение к работе, у вас наладятся отношения в семье?
Е: Но я же как то работал раньше, имея тот же уровень доходов и уделяя время семье.
Т: Так как вы считаете - вы сможете изменить свое отношение к работе?
Е. Да, думаю, смогу. Да, я понимаю... Мне надо освободиться от этой зависимости. Напишу заявление на отпуск. и как раз подойдут сроки окончания разработки проекта, над которым сейчас тружусь, съездим на море с женой и дочерью.
Т. И вы способны это сделать.
Анализ беседы:
Терапевт построил беседу таким образом, чтобы показать пациентке, что она ничего не теряет, если будет уделять работе времени как раньше, что напротив, открывает для нее массу других возможностей. В процессе беседы происходит осознание пациентом информации, что трудоголизм влияет на отношения в семье, разрушает ее.
В конце беседы становится очевидно, что пациент уже не так угнетен, как прежде, и способен найти выход из сложившейся ситуации.
Беседу можно представить из нескольких частей: опрос с целью получения информации, определение проблемы (осознание что пациент –трудоголик и причины), поиск альтернативных решений, завершение интервью (поощрение независимости и оптимизма).
4. Психологический
анализ отрывка из
Отрывок рассказа А. Бирса «Заполненный пробел». (Бирс А.Г. Десять смертей А. Бирса: рассказы. - Тверь,1991.)
Когда он проезжал недалеко
от места битвы при Стон-ривер,
с обочины дороги к нему подошел
человек и отдал честь по-
- Сэр, - сказал незнакомец, - вы, быть может, неприятель, хотя вы и штатский.
- Я - врач, - лаконически ответил тот.
- Благодарю вас, - сказал незнакомец, - я лейтенант из штаба генерала Газена. - Он замолчал и с минуту пристально вглядывался в человека, к которому обращался, потом прибавил: - Из армии северян.
Врач ограничился кивком.
- Скажите мне, пожалуйста, - продолжал тот, - что здесь произошло? Где обе армии? Кто выиграл сражение?
Врач, полузакрыв глаза, с любопытством смотрел на своего собеседника. После наблюдения, длившегося столько времени, сколько позволяла учтивость, он сказало
- Простите меня, но тот, кто спрашивает, не должен и сам уклоняться от ответа. Вы ранены? - прибавил он с улыбкой.
- Кажется, легко.
Человек снял шляпу штатского фасона, провел рукой по волосам и, отняв её, пристально посмотрел на ладонь.
- Меня задело пулей, и я потерял сознание. Задело, вероятно, слегка, шальной пулей: крови нет, и я не чувствую боли. Я не хочу беспокоить вас просьбой, чтоб вы меня осмотрели, но не скажете ли вы, как мне найти свою часть или хоть какой-нибудь отряд армии северян, если вы знаете, где она?
Доктор опять ответил не сразу: он старался припомнить все, что говорится в медицинских книгах о потере памяти и о том, что знакомые места, кажется, помогают вспомнить забытое. Наконец он взглянул человеку в глаза и заметил с улыбкой:
- Лейтенант, почему вы не в
мундире, который присвоен
Человек оглядел свой штатский костюм, поднял глаза и сказал с запинкой: - Это верно. Я… я не понимаю. Все ещё глядя на него зорким, но сочувственным взглядом, доктор спросил напрямик:
- Сколько вам лет? - Двадцать три, - а почему вас это интересует?
- Я бы этого не сказал; никак нельзя подумать, что вам двадцать три года.
Человек потерял терпение.
- Не стоит об этом спорить,
- сказал он. - Мне нужно узнать,
где находится армия. Не
- Вы совершенно уверены, что видели их?
- Уверен? Боже мой, сэр, да я мог бы пересчитать их!
- Вот как, - сказал врач, внутренне забавляясь собственным сходством с болтливым цирюльником из «Тысяча и одной ночи», - это очень любопытно. Я не видел никаких войск.
Человек посмотрел на него холодно, словно и он тоже заметил это сходство с цирюльником.
- Видно, вы не хотите мне помочь, - сказал он. - Можете убираться ко всем чертям, сэр!
Он повернулся и, не разбирая дороги, зашагал прямиком через росистые поля, а его мучитель, начинавший уже раскаиваться, спокойно следил за ним со своего наблюдательного поста в седле, пока тот не исчез за деревьями.
Свернув с дороги, путник замедлил шаг и теперь шел вперед, нетвердой походкой, чувствуя сильную усталость. Он не мог понять, отчего он так устал, хотя чрезмерная словоохотливость деревенского лекаря была сама по себе утомительна. Усевшись на камень, он положил руку на колено, ладонью вниз, и случайно взглянул на нее. Рука была исхудалая, морщинистая. Он поднял обе руки к лицу. Лицо было все в глубоких морщинах: борозды чувствовались на ощупь. Странно! Не могла же простая контузия и короткий обморок превратить человека в развалину.
- Я, верно, очень долго
Его внимание привлек маленький
клочок земли неподалеку, обнесенный
каменной оградой. Без всякой определенной
цели он встал и подошел к ней.
Посредине стоял тяжелый
Основной нарушенный психический процесс – память. Сопутствующее изменения личности. Рекомендуемые методы исследования:
Состояние памяти в определенной степени характеризуют все скрининговые тесты оценки ментального статуса, в том числе MMSE (Mini-Mental State Exam), BDRS (Blessed Dementia Rating Scale) и DAB (Dementia Assessment Battery). Если пациент успешно справился с указанными тестами, не предъявляет жалоб на нарушения памяти, подобных жалоб не предъявляют члены семьи пациента или лица, ухаживающие за ним, можно с уверенностью заключить, что память не нарушена. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, необходимо более детальное обследование, с целью чего пациент направляется на нейропсихологическое тестирование. Вопросы тестирования должны помочь оценить следующие аспекты ментального статуса и состояния памяти.
Получение информации. В состоянии ли пациент запомнить имя врача, проводящего исследование? Три предложенных слова? Названия трех предметов?
Оперативная память. Информативными пробами для оценки состояния оперативной памяти являются произнесение слов в обратном порядке, последовательное вычитание и называние цифр в обратном порядке — компоненты теста Wechsler Adult Intelligence Scale-Revised.
Отсроченное припоминание. Важно проверить способность извлекать из памяти полученную ранее информацию — например, через интервал в 30 минут. Это позволяет выявить нарушение памяти у пациента, который прекрасно справился с тестом на усвоение новой информации.
Ретроградная память. Пациенту необходимо задать вопросы, касающиеся его прошлого. Информация должна быть подтверждена кем-либо из членов семьи больного, иначе пациент может ввести в заблуждение врача, проводящего исследование.
Ориентация. У пациента следует спросить о времени, местонахождении и получить автобиографические сведения. Затруднения с ориентацией часто являются ранним свидетельством нарушения памяти.
Нейровизуализационные методы исследования,
в том числе магнитно-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блейхер В. М., Крук
И. В. Патопсихологическая
2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012