Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:19, статья
В работе «Психология профессий» Э.Ф. Зеер указывает, что «профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни» [3; С. 134]. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью [4]. В представленной работе профессиональное становление будет рассматриваться, как развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.
Этапы развития психологической готовности студентов
к профессиональной деятельности: теоретический аспект
Е.С. Макаренко, аспирантка кафедры педагогики
и педагогической психологии
В работе «Психология профессий» Э.Ф. Зеер указывает, что «профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни» [3; С. 134]. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью [4]. В представленной работе профессиональное становление будет рассматриваться, как развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.
Анализируя проблему становления психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, А.Р. Фонарев в своей работе «Психологические особенности личностного становления профессионала» выделяет несколько подходов к исследованию данного феномена. Наиболее распространенным для отечественной психологии является «манипулятивно-прагматический» подход, при котором происходит движение от деятельности к личности. Деятельность здесь рассматривается по чисто внешним характеристикам. Поэтому иногда ее сущностные характеристики могут остаться до конца не раскрытыми. При реализации представленного подхода мы «подгоняем» личность под выделенные требования профессии. Здесь на первый план выступает чисто результативная сторона деятельности, сугубо прагматический ее эффект [7].
В ряде публикаций акцент переносится на профподготовку, потому что их авторы видят перспективу решения задач надежности работы профессионала через совершенствование системы обучения, целенаправленного формирования и коррекции различных профессионально важных качеств (ПВК) в процессе обучения до уровня, отвечающего требованиям профессии. В русле представленного подхода, названного А.Р. Фонаревым «позитивно-технократическим», предполагается, что в процессе обучения и овладения знаниями, умениями и навыками удастся сформировать недостающие ПВК [7]. Отметим, что часто сформировавшийся индивидуальный стиль деятельности, а также внешние формы поведения могут являться компенсаторными и не соответствовать реальному уровню профессионализма. Это чревато тем, что при любых фрустрирующих ситуациях, затруднениях при выполнении профессиональной деятельности они могут распадаться, и в профессиональном поведении будут проявляться подлинные личностные особенности.
Повышенное внимание к личности профессионала привело к тому, что изучение профессионализации личности проводится не на основе объективных характеристик процесса труда, а с точки зрения особенностей его личности. Этот подход был назван А.Р. Фонаревым «этико-гуманистическим». Он построен на том, что в результате сопоставления успешных и неуспешных специалистов и сравнения их личностных особенностей выводятся ПВК, необходимые для данной деятельности [7].
Четвертый подход, предлагаемый А.Р. Фонаревым, и названный им «аксиологическим», имеет, по мнению автора, существенные преимущества перед всеми предыдущими. А.Р. Фонарев предлагаем обратную логику решения задач становления личности в профессии: движение от личности к деятельности. Автор указывает, что структура деятельности и ее содержание не остаются неизменными на всем протяжении профессионального пути, они изменяются вместе с личностным ростом индивида, который находит в ней все новые грани, новый смысл, новые формы [7]. При «аксиологическом» подходе развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представлений о ней, что характеризуется изменением требований, которые сам человек начинает предъявлять к профессии. Преобразование профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию, и изменившаяся личность вновь наполняет деятельность новым содержанием.
Итак, выделенные подходы ориентируются на разные уровни ПВК, от чего и зависит эффективность того или иного подхода.
Рассмотрим сущность категории «психологическая готовность к профессиональной деятельности». Анализ работ Б.Г. Ананьева, В.А. Сластенина, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Н.В. Кузьминой, О.Г. Мороза, Н.Д. Левитова, Е.А. Климова, О.М. Краснорядцевой, П.П. Горностая, Ф.М. Рекешевой и др. позволил нам сделать следующие выводы: психологическая готовность к профессиональной деятельности является сложным комплексным образованием, имеющим динамическую структуру, где структура готовности к профессиональной деятельности представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, к которым относятся: мотивационно-ценностный, эмоциональный, когнитивный, операционно-деятельностный. Центральное место при этом занимает мотивационно-ценностный компонент. Психологическая готовность, как содержание установки – это необходимая предпосылка успеха и эффективной профессиональной деятельности человека. Содержание и структура психологической готовности определяются требованиями деятельности к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам личности и ее установкам.
Кратко охарактеризуем концепции становления психологической готовности личности к профессиональной деятельности.
Центральное место в концепции профессионального становления Т.В. Кудрявцева занимает разработка стадиальности процесса профессионального становления: I стадия ‑ возникновение профессиональных намерений (её критерием является социально и психологически обоснованный выбор профессии); II стадия ‑ профессиональное обучение (цель этой стадии репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений, психологический критерий ‑ профессиональное самоопределение); III стадия ‑ процесс активного вхождения в профессию (критерием этой стадии являются достаточно высокие показатели деятельности, определенный уровень развития ПВК и психологический комфорт); IV стадия ‑ полная реализация личности в профессии (уровень реализации характеризуется не только высокой степенью овладения операционной сферой, но творческим ее выполнением, формированием индивидуального стиля, а также постоянным стремлением к самосовершенствованию) [4].
В данной концепции большое значение придается кризисным ситуациям, возникающим при переходе от одной стадии к другой. Кризисы эти обусловлены рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, ломкой концепции самого себя и построением новой. Стадии профессионального становления соотнесены с этапами жизненного пути человека и потому ограничены временными рамками.
Другая концепция профессионального развития разработана Э.Ф. Зеером. Им в качестве основания для выделения стадий берется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Он выделяет четыре стадии, которые по своей сути сходны со стадиями, рассмотренными в работе Т.В. Кудрявцева.
В последние годы активно разрабатывает собственную концепцию профессионального становления личности (ПСЛ) Ю.П. Поваренков. Автором совершенно иначе, нежели другими исследователями, рассматривается процесс становления личности профессионала. В качестве единиц периодизации в рамках концепции ПСЛ используются стадии, периоды и фазы. Стадии, в основном, совпадают с этапами профессиональной социализации личности, которых выделяется четыре: допрофессиональное развитие личности (подготовка к профессионализации); поиск и выбор профессии, учебного заведения; профессиональное обучение; самостоятельная профессиональная деятельность [5]. Периоды являются компонентами стадий и возникают как результат конкретизации ПСЛ. В наиболее общем виде выделяются четыре стандартных периода: профессиональная адаптация или завершение профессионального развития предыдущей стадии; устойчивый рост показателей; период наивысших достижений; период спада, которому может предшествовать стагнация [5]. Фазы являются результатом дальнейшей конкретизации ситуации ПСЛ и связаны с решением более частных задач профессионального развития. Например, стадия профессионального обучения в педагогическом университете делится на два периода: учебно-академический (1-3 курс) и учебно-профессиональный (4 и 5 курс). На первом формируется учебная деятельность, адекватная университетским требованиям, и личность студента; на втором – начинают закладываться основы личности профессионала и психологической системы профессиональной деятельности. Каждый период делится на ряд фаз в зависимости от решаемой задачи. Выделяются: фаза «послевступительной эйфории» и апробирования довузовских форм учебной деятельности; фаза осознания неэффективности профессиональных форм учебной деятельности и формирование новых; фаза наивысшего развития учебно-академической деятельности студента [5].
В данной концепции в основе детерминации ПСЛ лежит система внешних и внутренних факторов, соотношение которых и определяет базовое противоречие профессионального развития. В качестве внешних факторов выступают профессиональные требования, предъявляемые к индивиду, и социально-профессиональные возможности, которые предоставляются ему в ходе профессионализации. К числу внутренних факторов относятся профессиональные притязания к условиям профессионализации. Данная система факторов может быть названа ситуацией профессионального становления личности, а профессионально ориентированные качества, которые она обретает в процессе профессионализации, являются системными по отношению к данной ситуации.
Концепция профессионального развития Л.М. Митиной опирается на положение С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни, что служит основой для построения двух моделей: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития. Кратко рассмотрим их.
Профессиональное функционирование в русле модели адаптивного поведения детерминируется противоречиями между требованиями профессионального сообщества к профессиональной деятельности и возможностями личности. На I стадии – профессиональной адаптации – требования деятельности вступают в противоречие со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, знаниями и умениями. На следующей стадии – профессионального становления – необходимость приспособления к внешним требованиям противоречит выработанному индивидуальному стилю деятельности и общения, способами выполнения деятельности. На завершающей стадии – профессиональной стагнации – за счет эксплуатации стереотипов и шаблонов возникают предпосылки для снижения активности, невосприимчивости к новому. Профессиональное развитие детерминируется противоречиями иного плана. На стадии самоопределения происходит сопоставление себя с другими, понимание необходимости собственных изменений и преобразований. На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует. Главным мотивационным фактором развития является стремление к возможно более полной реализации своих возможностей. На третьей стадии – самореализации – формируется жизненная философия себя как профессионала, осознается смысл жизни. Понимая односторонность профессионального развития, личность выходит за рамки своей профессии, что способствует удовлетворению потребности во всестороннем развитии [7].
Таким образом, профессиональное становление студенческой молодежи – это интеграция ее в социально-профессиональную структуру общества. Интеграция эта реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентами профессионального развития. В этом процессе выделяется ряд стадий, на которых проблема выбора актуализируется в различных аспектах: первокурсники – адаптируются к новым условиям обучения, для них характерны определенные сомнения в правильности сделанного выбора; третий курс – переходный период, в этот момент актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы, формируется система приоритетов, целей, ценностей, наличие жизненных планов; в это время наблюдается наибольшее разочарование в выборе профессии. Главной причиной отказа от выбранной профессии может быть бесперспективность и отсутствие стимулов профессионального роста. Профессия теряет свой престиж и привлекательность. Выпускники – оценивают свой выбор не с точки зрения соответствия профессии личностным интересам и склонностям, а с точки зрения ее востребованности на рынке труда [2].
В ходе обучения у студентов формируется модель специалиста – это тот эталон специалиста, к достижению которого необходимо стремиться в течение образовательного процесса в вузе, при этом для каждого студента эта модель индивидуальна. Она формируется от курса к курсу [1], и это во многом определяет смысл образовательного процесса в вузе.
Таким образом, становление личности профессионала представляет собой поэтапный процесс: на каждом этапе происходит наполнение содержанием профессиональной «Я-концепции», изменяется понимание смысла и сути избранной профессиональной деятельности, формируется психологическая готовность к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Валеева, Н.Ш. Психологическая модель специалиста высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом / Н.Ш. Валеева, Н.М. Пейсахов // Психологическая служба в вузе : Сб. науч. тр. – Казань, 1981. – 43-55 с.
2. Дидковская, Я.В. Профессиональное самоопределение молодежи: социологический анализ / Я.В. Дидковская. – Екатеринбург, 2004. – 69 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М. : Издательство Академический проект, 2005. – 336 с.
4. Кудрявцев, Т.М. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.М. Кудрявцев. – М. : Издательство «МЭИ», 1986. – 108 с.
5. Поваренков, Ю.В. Психология профессионального становления личности / Ю.В. Поваренков. – Курск : Издательство «КГПИ», 1991. – 131 с.
6. Ростунов, А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунонов. – Минск : Вышэйш. шк., 1984. – 176 с.
7. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. – Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 560 с.
3