Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:47, доклад

Краткое описание

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития присущи ожидания общества, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. я им. Эта идея Э. Эриксона легла в основу выделения им ступеней, стадий жизненного пути. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.

Содержимое работы - 1 файл

возрастная 3.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

Но иногда лучше  идентифицировать себя с «хиппи», с  «малолетним преступником», даже с  «наркоманом», чем вообще не обрести  своего «Я».

Однако тот, кто  в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта - верность.

6. Близость и одиночество.

Шестой стадией  жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон  понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта - любовь.

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой)

Седьмая стадия —  зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а  родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами  семейного круга, задумываться над  жизнью грядущих поколений, формами  будущего общества и устройством  будущего мира. Такой интерес к  новым поколениям не обязательно  связан с наличием собственных детей  — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем  людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается  на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта - забота.

8. Цельность и безнадежность.

На восьмую и  последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта - мудрость.

Обсуждение теории Эрика Эриксона о развитии личности

Эго-идентичность

Как мы видим, смысловым  стержнем концепции Э. Эриксона является понятие личностной идентичности (эго-идентичности). Что это такое?

По формулировке Википедии, эго-идентичность — это  целостность личности; тождественность  и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).

Как пишет Роберт Бернс,

«Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности" (1968). Более развернутого определения  он нигде не приводит, хотя и указывает, что эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания  идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как  реагируют на него другие».[1]

По-видимому, у понятия  «личностная идентичность» нет  жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет  О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность  как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности  личности значимым социальным окружением – при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого  определение. Если здравые, хорошо знающие  меня люди меня узнают как меня, могут  всегда сказать что «ты остаешься  собой» (и им это нравится), то это  как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя  тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство – вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра – другое, а что захочется придумать про себя завтра – не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я – женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное  к своим детям существо. Я –  честная и любящая…» 

Однако важно  учесть, что, по Э. Эриксону, отождествление себя с собой может и должен протекать в основном в сфере  бессознательного. Эриксон критикует  такие понятия, как "самоконцептуализация", "самооценка", "образ Я", считая их статическими, в то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм, ибо  идентичность никогда не достигает  завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затем использовано как готовый инструмент личности (1968). Формирование идентичности Я - процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений  о себе, которые служат основой  постоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознание  неадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство и  последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новых  условий личностного существования, - вот характерные черты динамического  процесса развития эго-идентичности. Эриксон  считает, что чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек  имеет внутреннюю уверенность в  направлении своего жизненного пути.[2]

Эпигенез

Теория Эрика  Эриксона — это эпигенетическая  теория. Сам по себе эпигенез, это  наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. О чем-то похожем пишет и Карл Роджерс, когда уподобляет развитие личности развитию яблони из семечка, но в модели Эрика Эриксона зафиксированы обязательные для каждой личности этапы.

Как к этому относиться? Думается, что, предложенное Э. Эриксоном  описание ступеней в малой степени  относится к действительно врожденным особенностям человека как homo sapiens, и, скорее, является культурным фактом европейской  эпохи близкого Эрику Эриксона времени. Распространенность предложенной Э. Эриксоном  модели говорит о том, что это  работающая и адекватная схема для  здоровой массовой личности, но едва ли предложенная схема как-либо адекватно  описывает этапы жизни православного  монаха либо индийского йога, жизнь  Александра Македонского, Наполеона, матери Терезы либо академика Николая Михайловича  Анохина…

Следующий пункт, о  котором хочется задуматься, это  представление о развитии как  о последовательности психосоциальных  кризисов. Да, на каком-то этапе жизни  человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие  важной альтернативы в развитии следует  называть кризисом?

Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором  неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые  проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей  и порождать непредсказуемые  проблемы, то, действительно, каждый выбор  будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать  на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и  здорового, строительство нового этапа  его жизни является кризисом –  наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих  жизненных событий.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших  себя теорий развития личности. Важно  при этом понять, какой подход она  реализует, на какие вопросы она  отвечает, а на какие – нет.

Развитие личности интересно не только для психологов. Развитие личности важно и для  педагогов, развивающих личность детей  разного возраста, развитие личности важно для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать  свою личность.

Важно отметить, что  концепция Э. Эриксона почти полностью  находится в психологическом  поле, в малой степени ориентируясь на педагогические запросы. Как писал  А.В.Петровский,

«Следует различать  собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач  формирования личности на этапах онтогенеза.

Первый из них  ориентирован на то, что реально  обнаруживает психологическое исследование на ступенях возрастного развития в  соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся  личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Второй —  на то, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала всем требованиям, которые на данной возрастной стадии предъявляет к  ней общество».[3]

Тем не менее, скрытым  образом модель Эрика Эриксона предлагает некоторые педагогические решения. Перечисляя общие для всех людей, естественные этапы развития личности, Эриксон по факту подсказывает своим  читателям, в каком возрасте следует  принимать какие решения, чтобы  следующий этап его жизни прошел благополучно, а не криво. Поскольку  нет никаких данных, что подобные выборы могут делаться лишь бессознательно и не могут быть сделаны сознательно (действительно, а почему бы и да?), то определенный, замаскированный педагогический смысл в модели Э. Эриксона содержится.

С другой стороны, видимо, нет смысла изучать эту  теорию тому, кто хочет стать Личностью  с большой буквы, кто изучает  пути саморазвития и самосовершенствования  личности. Развитие личности может  быть результатом как естественного, пассивного, - так и активного  личностного роста и развития личности, происходящего вследствие авторских инициатив самого человека.

В пассивном личностном росте интеллект и психологическая  культура растут естественно, так же как растет тело человека. Вместе с  телом потихоньку развивается интеллект, постепенно в процессе жизни естественно  формируется общая и психологическая  культура. Психологическую картину  этого процесса описывают разные психологи по своему, но общая линия  одна: человек проходит свой естественный путь от детства к отрочеству, от юности к зрелости, а далее к  старости.

Концепция Э.Эриксона не является пособием для тех, кто  хочет развивать себя, как личность – концепция развития личности Э.Эриксона описывает естественный, пассивный  рост естественной психологически здоровой личности, фиксируя лишь успешное прохождение  ею важных этапов и отмечая, когда  возможны сбои в психологическом  здоровье и человеку требуется психотерапия.

Клиенты Эриксона не читали А.Н.Леонтьева «Личностью не рождаются, личностью становятся!»  и не ставили задачу «создать себя». К Эрику Эриксону приходили клиенты  с переживанием «потери себя», с  желанием найти себя, почувствовать  собственную идентичность. Эриксону было что им предложить: созданная  им концепция давала понятные для  его клиентов, успокаивающие их объяснения («у вас закономерный для вашего возраста кризис, как у всех»), аккуратно  подсказывая пути выхода по позитивному  сценарию («Благоприятное разрешение вашего конфликта – любовь»).

Концепция Эрика  Эриксона напрямую не ставит перед  собой педагогических, обучающих  или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму  и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция  Эрика Эриксона – пособие для  скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. При этом эта концепция дала разумную, красивую, педагогически привлекательную картину развития личности и помогла очень многим людям.

Информация о работе Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона