Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:18, реферат
Введение. Оптимальная адаптация к предельным физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений возможна при использовании нагрузок, ориентированных на индивидуальный генетический статус спортсмена. Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей деятельности мозга - генетически детерминирована и находится под влиянием спортивного тренинга [1, 8].Исследования ряда ученых и многолетний научный поиск сотрудников кафедры физиологии показали, что индивидуальный профиль асимметрии
Введение. Оптимальная адаптация к предельным физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений возможна при использовании нагрузок, ориентированных на индивидуальный генетический статус спортсмена. Межполушарная асимметрия - одна из фундаментальных закономерностей деятельности мозга - генетически детерминирована и находится под влиянием спортивного тренинга [1, 8].Исследования ряда ученых и многолетний научный поиск сотрудников кафедры физиологии показали, что индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) составляет основу индивидуальности двигательной деятельности, регламентирует возрастные особенности ее организации и управления [3 - 5, 7, 11]. Однако анализ ИПА с учетом спортивной специализации и квалификации проводился в единичных работах [1, 9].В связи с актуальностью проблемы целью исследования является анализ функциональных асимметрий у спортсменов различных специализаций.
Энергетический метаболизм мозга у спортсменов с разным типом функциональной межполушарной асимметрии
Эффективность подготовки спортсменов высших категорий определяется не только стратегией и организацией тренировочного процесса и развитием знаний о пределе физических и резервных возможностей человека. Более того, увеличение интенсивности тренировочных нагрузок для совершенствования технической и физической подготовки спортсменов в настоящее время себя исчерпало. Поиск путей эффективности подготовки к высшим спортивным достижениям направлен на оценку генетически обусловленных функциональных резервов, обеспечивающих адаптацию к возрастающим нагрузкам тренировочного процесса и соревнований как завершающего их компонента. В основе выбора рациональной структуры движения в спорте лежат критерии надежности и экономии энергетических ресурсов активационных механизмов мозга. При этом надежность двигательных функций определяется еще и наличием оптимального уровня двигательной (моторной) асимметрии при построении движений, контролируемой центральным механизмом — функциональной межполушарной асимметрией (ФМА).
ФМА представляет собой многоуровневую систему, имеющую представительство на разных уровнях биологической организации и в тоже время она является сформированным в процессе эволюции механизмом, обеспечивающим оптимизацию процесса выбора. Межполушарная асимметрия и межполушарные взаимодействия с одной стороны генетически детерминированы, а с другой находятся под влиянием социального и профессионального, в том числе спортивного, тренинга, который можно рассматривать как стрессогенный фактор, также определяющий флуктуацию межполушарной асимметрии в процессе адаптации к стрессорным воздействиям.
Общий адаптационный
синдром или стресс — это совокупность
стереотипных приспособительных реакций,
которые возникают в организме
в ответ на действие чрезвычайного
раздражителя любой природы, в том
числе эмоциональное
Достижение
адаптации при стрессе
При стрессе
закономерно изменяются функциональное
состояние мозга и его
При стрессе увеличивается роль гликолиза в энергетическом обмене. Этот фактор, а также использование мозгом в качестве энергетического субстрата кетоновых тел приводит к повышению концентрации кислых продуктов метаболизма в мозге. Снижение внутриклеточного рН нарушает работу дыхательной цепи митоходрий, что усиливает процессы свободно-радикального окисления. Кроме того, ацидоз повышает содержание внутриклеточного кальция и является фактором, способствующим апоптозу.
Итак, синдром адаптации к сверхвысоким нагрузкам тренировочного процесса непосредственно связан с центральными механизмами регуляции: ФМА и церебральным энергообменом. При этом оба эти механизма являются генетически детерминированными, что определяет необходимость их контроля при разработке индивидуального подхода к подготовке спортсменов к сверхвысоким нагрузкам тренировочного процесса и его кульминации — соревнований.
При очень
больших нагрузках сердечно-
Современные технологии позволили использовать методы компьютерной визуализации биохимических процессов, происходящих в мозге, неинвазивно оценивать церебральный энергообмен. Перспективным и доступным в условиях подготовки спортсменов к высоким достижениям является метод регистрации и анализа уровня постоянных потенциалов головного мозга (УПП), отражающего сосудистые потенциалы головного мозга и характеризующего церебральный энергообмен.
Основным источником УПП являются потенциалы гематоэнцефалического барьера (ГЭБ), при этом потенциалообразующим ионом является ион водорода. Применение нейрофизиологического показателя в качестве маркера церебрального энергетического метаболизма обусловлено особенностями генеза УПП.
Оценка энергетического
метаболизма мозга базируется на
электрических характеристиках
ГЭБ, метаболизме глюкозы и
С помощью неинвазивного метода регистрации и анализа УПП возможно получение количественной характеристики церебрального энергообмена, а также его пространственный и временной анализ. Кроме того, УПП является удобным нейрофизиологическим маркером типа ФМА: доминантное полушарие характеризуется превышением УПП как минимум на 2—3 мВ по сравнению с субдоминантным. При этом нейрофизиологические характеристики ФМА в полной мере совпадают с определением ФМА по критерию моторной асимметрии. При превышении УПП в левом полушарии тесты моторной асимметрии демонстрируют правшество (праворукость), при превышении УПП в правом полушарии тесты моторной асимметрии указывают на левшество.
Таким образом, УПП одновременно является показателем церебрального энергообмена и типа ФМА, что делает его удобным неинвазивным инструментом контроля двух ведущих механизмов адаптации к сверхвысоким тренировочным нагрузкам.
Целью работы была оценка резервных возможностей и прогноз спортивных достижений на стадии тренировок у спортсменов с разным типом ФМА с помощью метода регистрации и анализа уровня постоянных потенциалов головного мозга (УПП), отражающего как церебральный энергетический метаболизм, так и тип асимметричной организации мозга.
Методика. В
условиях тренировочного процесса (тренировка
на гребном эргометре с пятью
ступенями мощности от 200 до 450 ватт)
у спортсменов — мужчин (N= 50, средний
возраст 23,1 года) — сборной по академической
гребле — была проведена регистрация
УПП совместно со стандартным
набором биохимических
Измерение УПП
проводили с помощью аппаратно-
Определение
ФМА проводили также по нейрофизиологическому
критерию (УПП): доминантное полушарие
характеризуется превышением
Результаты исследования. В таблице 1 показаны средние значения УПП (мВ) в пяти отведениях и межполушарная разность УПП в височных областях (Td-Ts) у правшей и левшей до тренировки
Таблица 1
Относительно низкий УПП указывает на изначально экономный, невысокий церебральный энергообмен у спортсменов-правшей до нагрузки.
В процессе тренировки при нагрузке низкой интенсивности, характеризуемой ЧСС до 160 уд/мин и удерживаемой мощности 800 кгм/мин у спортсменов наблюдается снижение УПП, особенно выраженное в центральной и лобной области. Величина снижения УПП при нагрузке достигает 50-70%.
Однако при нагрузке высокой интенсивности, характеризуемой ЧСС 180 уд/мин и выше и удерживаемой мощности до 2700 кгм/мин, наблюдается повышение УПП в среднем на 50%.
У спортсменов с разными типами ФМА УПП под влиянием нагрузки изменяется по-разному, при этом наблюдаются различия также в величине ПАНО. В группе спортсменов — правшей среднее значение УПП после нагрузки было относительно низким: (6,1± 0,5) мВ, а у спортсменов-левшей среднее значение УПП после нагрузки составляло (22,3+1,1) мВ. Величина ПАНО, приходящаяся на 1 кг массы, составляла у спортсменов-правшей (15,7+0,3) ед, а у левшей — (22,3±0,4) ед.
ПАНО является показателем, позволяющим судить о физической подготовке спортсмена. Более низкий уровень ПАНО свидетельствует о худшей переносимости физических нагрузок и большей чувствительности к стрессу. Переход на анаэробный метаболизм и снижение рН крови вызывает выброс АКТГ, что играет ключевую роль в активации механизмов стресса. При выраженном стрессе, т.е при очень высоких физических нагрузках (ЧСС более 180 уд/мин), когда рост кислотности в мозге более значителен, чем в периферической крови, УПП увеличивается в процессе нагрузки. Поэтому связь между низким ПАНО и ростом УПП представляется закономерной.
При умеренных
физических нагрузках (ЧСС 160 уд/мин) и
снижении УПП в процессе тренировки
наблюдается обратная картина: кислотность
в периферической крови нарастает
более значительно, чем в мозге.
У спортсменов-правшей с
Данные о
связи между ацидозом и неблагоприятными
последствиями стресса при
При сравнении биохимических показателей у спортсменов с разным типом ФМА было выявлено различие в их средних значениях. У правшей по сравнению с левшами выше концентрация АТФ, АДФ, АМФ в крови после нагрузки в среднем на 26%, ниже ПАНО на 13%, выше коэффициент реализации энергии на 17% и на 5% выше КПД.
Корреляционный анализ Система корреляционных связей у спортсменов с разным типом ФМА различна. В таблице 2 приведены некоторые коэффициенты корреляции до и после нагрузки.
Как видно из таблицы, наиболее значимые связи в лобной и центральной области. Видимо лобные области в большей мере, чем другие, чувствительны к стрессу, вызванному смещением кислотно-щелочного равновесия крови в кислую сторону. Известна важная роль лобной коры, в особенности, орбитальных ее отделов в регуляции гомеостаза. Найденная корреляционная зависимость указывает на то, что в условиях высоких двигательных нагрузок именно передние отделы мозга работают в особенно интенсивном режиме, обеспечивающим целенаправленную активность спортсмена. Однако у спортсменов-левшей корреляционные связи между теми же показателями имеют более высокие значения
Итак, проведенный анализ показал, что высокие значения УПП после нагрузки у спортсменов-левшей указывают на худшую переносимость физических нагрузок, более низкий анаэробный порог и склонность к стрессовым реакциям. Если регистрировать УПП наряду с биохимическими показателями крови (АТФ, АМФ, АДФ, лактат, рН ЧСС, температурой тела), то можно достаточно точно оценить физическую форму спортсмена и энергетические возможности его организма. Множественный регрессионный анализ позволил выявить, что использование всей совокупности исследованных параметров дает возможность с высокой точностью описывать ПАНО и развиваемую спортсменом мощность с помощью линейных уравнений регрессии.