Идея веротерпимости в трудах белорусских мыслителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 22:28, реферат

Краткое описание

Идея веротерпимости, безусловно, актуальна для современности. Несмотря на мировой социальный прогресс, межконфессиональные конфликты имеют место быть и требуют своего разрешения. Беларусь в этом плане являет собой пример действительно толерантной страны, однако это положение может быть нарушено как действиями верующих, так и государством, особенно в свете того, что после 1991 года произошли определенные трансформации в религиозной жизни республики.

Содержимое работы - 1 файл

идеология.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

 Идея  веротерпимости в  трудах белорусских  мыслителей

 Идея  веротерпимости, безусловно, актуальна для современности. Несмотря на мировой социальный прогресс, межконфессиональные конфликты имеют место быть и требуют своего разрешения. Беларусь в этом плане являет собой пример действительно толерантной страны, однако это положение может быть нарушено как действиями верующих, так и государством, особенно в свете того, что после 1991 года произошли определенные трансформации в религиозной жизни республики.   

 В истории развития идеи веротерпимости в Беларуси выделим два значительных периода, которые метафорически можно назвать «княжество веротерпимости (1235 – 1795)» и «власть Востока (1795 – 1991)».

 Период  «княжества веротерпимости» включает в себя историю суверенного Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ) и историю Речи Посполитой, крупного государственного образования, возникшего в результате унии Королевства Польского и ВКЛ. Именно в этот период и возникает в рамках ренессансной мысли идея свободы вероисповедания.

 Несмотря  на сложную международную обстановку и войны в XV – первой половине XVI века в ВКЛ происходит определенная стабилизация внутренней социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни. 
Но доминирующим принцип религиозной толерантности становится во время правления великого князя и короля Жигимонта II Августа (1544-1572). Важную роль в установлении этого принципа в общественной жизни ВКЛ сыграло реформационно-гуманистическое движение, которое охватило не только католическое, но и православное население ВКЛ, в первую очередь магнатов и шляхту. Он склонил короля издать ряд указов, которые закрепили принцип веротерпимости в качестве правовой нормы. Так, на сейме в Вильни (1563) Жигимонт II издал свой знаменитый декрет, который устанавливал равенство православной и католической шляхты. Сейм в Гродно (1568) подтвердил этот акт. Уже после смерти короля была принята Варшавская конфедерация (1573), которая провозглашала равенство всех христианских вероисповеданий ВКЛ – православного, католического и протестантского – и как юридическая норма была закреплена в Статуте ВКЛ 1588 года.

 САПЕГА Лев (1557-1633) – белорусский мыслитель, государственный, общественный и военный деятель, канцлер Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ), дипломат.

 Сапега –  инициатор создания важнейшего правового  документа в Европе – третьего Статута ВКЛ (1588), в котором нашла  отражение его широкая эрудиция, государственно-правовая мудрость, позволявшая  Сапеге находить компромисс между различными социально-политическими силами, группами и личностями. Статут ВКЛ стал, по сути, новой концепцией независимого белорусского государства. Этот свод законов гарантировал экономическую, политическую и культурную независимость страны. Чрезвычайно прогрессивными для того времени были такие принципы Статута, как презумпция невиновности, государственный и национально-культурный суверенитет, веротерпимость. В предисловии к Статуту, написанному Сапегой, подчеркивается основная цель нового свода законов – создание подлинного правового государство, где бы гарантировалась защита прав всех жителей Великого княжества. В основе концепции Сапеги – обоснование шляхетски-демократической структуры общества и в то же время защита всех слоев населения, в том числе крестьянства. Сапега полагал толерантность основой единства общества и залогом справедливой социальной организации. Отстаивал принципы веротерпимости (сам родился в православной семье, принял кальвинизм, в 1588 перешел в католичество). По этой причине во времена канцлерства Сапеги в ВКЛ начала осуществляться идея унии между православной и католической церковью, в результате чего не произошло слияние двух христианских религий в одну, а возникло новое религиозное направление. Грамота о признании первенства римского папы и фактическом образовании на территории ВКЛ новой церкви была подписана на Брестском церковном соборе (6-8 октября 1596). Подписание унии, с одной стороны, можно рассматривать как первый в истории опыт экуменического движения (объединения христианских церквей), с другой же – как опыт образования национальной христианской церкви.

 Относительно  короткий промежуток времени в общественной жизни 
ВКЛ белорусский писатель конца XVI – начала XVII века Федор Евлашевский назвал “золотым веком”. Именно “золотой век”, век относительной религиозной свободы и общественного равновесия, предложил нации в качестве альтернативы униатской модели религиозно-церковной жизни модель гуманистическую, либерально-демократическую, основой которой должна стать религиозная толерантность, интеллектуальная свобода, отказ от духовного, в том числе и религиозного, принуждения.

 В период «власти Востока», который включает в себя историю Беларуси в составе  Российской империи и СССР, идея религиозной толерантности, если не вся национальная белорусская культура, приходит в упадок.

 В результате на современном этапе Беларусь имеет  уникальный исторический опыт, оставивший нам в наследство, как высокие достижения, так и значительные проблемы.

 Обращаясь к традиции исследования проблемы, следует выделить два периода: дореволюционный и советский.

 В дореволюционный  период было написано немало значительных трудов по вопросу веротерпимости, однако лишь сегодня мы о них узнаем. Примером может служить диссертация  Василия Беднова. На основе сборника юридических актов Речи Посполитой Volumina Legum православный дореволюционный исследователь анализирует правовой статус православия в Беларуси в XIV – XVIII вв. Исходя из этого критерия, автор выделяет и характеризует периоды истории православия в Речи Посполитой, затрагивается также и вопрос о религиозной толерантности. В целом же для дореволюционной традиции характерен уклон к идеологии западноруссизма, отрицание самобытности белорусов, права на свободу вероисповедания.

 В советский  период осуществляется перегиб в  иную сторону – научного атеизма  и марксисткой методологии. В  связи с этим возникают если не мифологические то более чем спорные  концепции, в рамках которых, например, К. Лышчинский и К. Калиновский «становятся» атеистами, а Франциск Скорина – Гергием Скориной. Основное внимание советские исследователи (Е. Прокошина, В. Конон, С. Подокшин, Е. Бабосов и др.) уделяли вопросам классовой борьбы, а также социологическим, этическим, эстетическим, гносеологическим аспектам философской и общественно-политической мысли Беларуси. Поэтому специальных исследований проблемы толерантности осуществлено не было.

 Приняв  идею веротерпимости как единичную, мы тем самым четко очерчиваем объект исследования. Также это помогает нам определиться с еще одним важным методологическим аспектом – дефиницией самой толерантности. А. В. Юраков отмечает, что «поскольку в русском языке существует два аналога «толерантности» –  «терпение» и «терпимость», имеющие разную смысловую нагрузку, это способствует некоторой расплывчатости данной дефиниции». Вероятно, первым концептуально такое различение в белорусском языке сделал И. Бортник. «Терпение», которое мы назовем негативным аспектом толерантности, подразумевает отсутствие гонений, нетерпимости, вражды. «Терпимость», которую мы назовем позитивным аспектом толерантности, предполагает стремление понять (гносеологический компонент, включающий знание и понимание) и доверие (деятельностный компонент, включающий доверительность и солидарность). Представляется, что лишь оба аспекта толерантности ведут к общественному развитию. Таким образом, под религиозной толерантностью в данном эссе мы понимаем единичную идею (имеющая негативный и позитивный аспекты, последний из которых имеет гносеологический и деятельностный компоненты), выраженную в специфическом принципе терпимого отношения к иноверцам, чужым религиозным верованиям и, соответственно, образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям. Религиозная толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.

 Также важным методологическим вопросом является определение критериев религиозной толерантности. В качестве таковых мы предлагаем:

 1. количество  действующих конфессий. Данный критерий можно назвать широтой поля поликонфессиональности. Чем шире это поле, тем более вероятно, что общество будет толерантным. Беларусь традиционно была полконфессиональной страной, что положительно сказывалось на развитии толерантности. На сегодняшний день в республике действует 25 конфессий, однако фактический неравный их статус может отрицательно сказываться на веротерпимости.

 2. юридический  и фактический статус конфессий  в государстве, уровень развития  законодательства в сфере религии. Традиционно Беларусь была в мировом авангарде по данному вопросу. И сегодня, вне всякого сомнения, белорусское законодательство о религии является одним из самых совершенных в мире. Однако очевидные недостатки в этой области заслуживают внимания и решения.

 3. наличие  ритуальных убийств, религиозных  конфликтов и войн, смешанных  браков и переходов из одной  религии в другую. Проблема ритуальных  убийств приходит в Беларусь  лишь в период «власти Востока», религиозные конфликты традиционно  велись в полемической либо судебной форме и не перерастали в масштабные войны, тем более по причине лишь одного религиозного фактора. Все это, в сумме с большим количеством смешанных браков и переходов из одной религии в другую, положительно сказывалось на развитии веротерпимости в Беларуси.

 4. отношение  представителей различных конфессий  к представителям иных религий,  особенно близким по вероучению, воспринимаемым как ереси, секты.  Между традиционными религиями  в Беларуси традиционно существовала  относительная толерантность, однако проблема «сект» крайне актуальна и сегодня. Христианоцентричное мировосприятие, подогреваемое некоторыми лицами, использующими заидеологизированные понятия вроде «секта», способствуют развитию в рядах носителей массового сознания нетерпимости.

 5. артикуляция  идеи религиозной толерантности  в том или ином виде на  том или ином уровне. И на  общественно-бытовом уровне, и на  уровне законодательства, философской  мысли идея веротерпимости озвучивалась, что крайне положительно отразилось  на развитии толерантности в Беларуси. Особенно это характерно для периода «княжества веротерпимости», поскольку в период «власти Востока» по данному пункту проявляется негативная тенденция.

 6. аутентичность  идеи религиозной толерантности,  степень ее независимости от политических и иных целей. Крайне проблемный для Беларуси аспект. Белорусская толерантность часто граничит с безразличием, многие исторические факты свидетельствуют о низкой аутентичности идеи веротерпимости в Беларуси (особенно на высшем уровне принцип веротерпимости часто имел своим источником политические, экономические цели).

 7. наличие  инквизиционных институтов, индекса  запрещенных книг и т.п. Безусловно, и в период Речи Посполитой, и в эпоху «власти Востока»  существовала цензура и определенные  санкции за свободомыслие. Однако карательных институтов, аналогичных европейской инквизиции, особенно в период «княжества веротерпимости», в Беларуси не было создано, что положительно сказывалось на развитии религиозной толерантности.

 На  сегодняшний день в Беларуси не редкость близкое соседство православного храма, католического костела, мусульманской мечети и иудейской синагоги, причем и священнослужители, и миряне, последователи этих религий, поддерживают друг с другом добрососедские отношения.

Информация о работе Идея веротерпимости в трудах белорусских мыслителей