Формирование и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:54, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Содержимое работы - 1 файл

психология.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

     2.3 Характер и способности 

  Характер и способности не могут располагаться с основными подструктурами, поскольку они не имеют своих элементов, отличных от элементов личности, уже входящих в четыре основные ее подструктуры. Ведь все черты характера — это черты личности, хотя не все черты личности — черты характера. Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и наиболее тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

  Способности — это различные свойства четырех основных психологических подструктур личности (темперамента, психических процессов, опыта и направленности), но только в их соотношении с требованиями определенной деятельности. Пока эти требования неизвестны — неизвестны и способности. Но если требования деятельности известны, а личность, которая будет выполнять эту деятельность, достаточно хорошо изучена, то, сопоставив эти два ряда известных явлений, можно определить потенциальные способности данной личности к данной деятельности и дать прогноз того, как она будет выполнять эту деятельность. При этом можно дать общий прогноз, т. е. сделать заключение о профессиональной пригодности или непригодности человека, но можно и указать, какие трудности данный человек будет встречать при освоении данной профессии и какие ошибочные действия может допустить. Однако только когда человек как субъект деятельности начинает ее выполнять, его потенциальные способности становятся актуальными и начинают в процессе этой деятельности не только проявляться, но и формироваться. Чем разностороннее деятельность, тем разностороннее в ней формируются способности и личность в целом. Поэтому способности, как и характер, не рядоположены с четырьмя основными подструктурами личности, а наложены на них.

  Способности, как общее качество личности, объединяющее ряд ее отдельных свойств, неразрывно связаны с физическими возможностями человеческого организма. «Под рабочей силой, или способностью к труду,— писал Маркс,— мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости». Следовательно, способности — это не только психологическое, но и социальное качество личности.

       Способности выступают прежде  всего как способности к продуктивной  деятельности в широком смысле  этого слова, т. е. способности  эффективно, с высокими результатами  трудиться. Помимо частных способностей к конкретному виду выполняемого труда, эти способности включают в свою структуру и умение видеть и понимать общественное значение своего труда и стремление делать порученное дело как можно лучше. А это, в свою очередь, опирается на способность оценивать каждое свое действие как поступок, понимая под таковым действие, социальное значение которого осознается выполняющим его человеком. Проявляя способность к продуктивной деятельности, личность опосредованно через свой труд как бы «заочно общается» с другими членами общества.

  В непосредственном общении людей отчетливо проявляются и формируются коммуникативные способности. В содержании их всегда есть нечто общее для любой системы «личность — группа» и в то же время особенное, ибо их структура должна быть различна, например, у воспитателя в детском саду и политрука роты в условиях боя, а также единичное, свойственное каждой конкретной личности.

       Коммуникативные способности входят  в структуры других способностей, требующихся при любых формах  контакта личности и группы. Так, трудно представить себе организаторские способности без коммуникативных, ибо организаторская деятельность осуществляется в контактах с живыми людьми. Поэтому у истинно способного организатора всегда хорошо развиты и коммуникативные способности.

       В любом виде общения каждая  личность чему-то учится у других  и чему-то их учит, проявляя  свои педагогические способности  в широком смысле этого понятия.  Педагогические способности также  входят в структуру способностей  организаторских. А в структуру пропагандистских способностей входят и коммуникативные, и организаторские, и педагогические способности.

       Все упомянутые способности личности  становятся из потенциальных  актуальными и формируются путем  воспитания только в процессе  общения ее с другими личностями группы. Наиболее заметно этот процесс происходит в группе, организованной до уровня коллектива. Личность формируется, как говорил А. С. Макаренко, «в коллективе и через коллектив», а следовательно, и для коллектива. Это лишний раз подтверждает, что и сама личность и ее способности являются феноменом одновременно и психологическим и социальным. 

     2.4 Общественные свойства личности 

  Все, что уже было сказано и о чем еще пойдет речь, в конечном счете освещает проблему «личность советского человека в коллективе». Но есть аспекты этой проблемы, настолько тесно связанные со структурой личпости, что на них надо остановиться. Это свойства личности, проявляющиеся только в коллективе. Понятно, что на первом месте по значимости здесь стоит коллективизм. Коллективизм — это чувство солидарности личности с коллективом, а через коллектив и с обществом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. Формируется коллективизм, как и проявляется, ярче всего в условиях трудовой деятельности.

       Коллективизм — не обязательно  черта характера. Это может  быть только черта личности, свойственная  большинству советских людей.  Но очень часто в результате  коммунистического воспитания коллективизм  становится и чертой характера,  проявляющейся не только в форме единства целей и мнений и в форме сопереживаний, но и, что наиболее существенно для коллективизма, в единстве действий, направленных на достижение совместных целей.

  Коллективизм — это свойство, культивируемое условиями социалистического общества. Но его зачатки появились уже на первых этапах антропогенеза, в форме племенного коллективизма, когда рамки общества для человека ограничивались племенем. Более того, есть все основания считать, что именно коллективный труд, требующий общения, явился основным фактором антропогенеза. В условиях антагонистического общества получают распространение различные «суррогаты коллективности», коллективизм сохраняется прежде всего в среде угнетенных классов или же там, где имеет место совместный групповой труд, который по своей сущности всегда в большей или меньшей степени коллективен. Там же, где возникают псевдоколлективы, коллективизм деформируется. За счет потери единства цели и вместе с тем усиления того компонента, который свойствен любой личности в группе,— внушаемости, коллективизм уступает место конформности личности.

  Внушение, или суггестия,— это социально-психологическое явление, возникающее и проявляющееся только в процессе общения людей. Сущность его заключается в том, что каждый человек, общаясь с другими людьми, обладает способностью воспринимать сообщаемые ему идеи, представления или побуждения к действию так, что они непроизвольно становятся его собственными. В отличие от усвоения, опосредуемого мышлением, усвоение на основе внушения осуществляется непосредственно. Оно происходит чаще всего с помощью слов, но иногда только мимики и жестов.

       Если еще не так давно суггестия  изучалась и использовалась только  врачами, то в последнее время  она все более привлекает к  себе внимание педагогов и  социальных психологов.

       Внушаемость как свойство личности, связанное с недостаточно осознанным, некритическим восприятием, близка  к подражательности, поскольку процесс  подражания близок к процессу  некритического восприятия идей  и представлений. Различие их, во-первых, в том, что личность подражает не словам, а действиям другой личности, и, во-вторых, в том, что при внушении активен внушающий, а тот, кому внушают, пассивен. При подражании, наоборот, тот, кому подражают, может и не знать об этом, а подражающий должен быть активен. Внушаемость и подражательность связаны не столько с мышлением, сколько с эмоциями, и в частности с чувством веры. Поэтому и оба этих социально-психологических феномена входят в структуру индивидуального религиозного сознания и нашли отчетливое проявление в культовых обрядах, в групповой молитве и жертвоприношениях.

  Суггестивность играла большую роль в истории человеческой культуры во всех проявлениях групповой деятельности и поведения. Но она же выработала как психологическую защиту свойство психики, противостоящее суггестивным влияниям,— контрсуггестивность.

       Суггестивность и подражательность  в сочетании с более или  менее сознательным стремлением  «не выделяться» из своей группы  оформились в свойство личности, получившее название конформности — как неосознанного подчинения личности влияниям группы, в которую она включена. Буржуазные социальные психологи считают, что свойством личности, противоположным конформности, является ее нонконформностъ — независимость личности от группы, ее протест против подчинения. Работы А. В. Петровского и его сотрудников показали, что и конформность и нонконформность — это не противоположные, а родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на нее группы. Свойством личности, им обоим противоположным, является коллективизм.

       Свойства личности формируются  лучше всего в коллективе, как  наиболее высоко организованной  группе. «Только в коллективе  индивид получает средства, дающие  ему возможность всестороннего  развития своих задатков...» —  писали Маркс и Энгельс.

  Важным общеетвенно-психологическим процессом, определяющим эту закономерность, является процесс соревнования, принимающий в наших условиях форму социалистического соревнования, включающего в свою психологическую структуру трудовой энтузиазм.

  Как социальное явление социалистическое соревнование изучено лучше, чем как фактор общественно-психологический. А между тем оно является важнейшей формой трудовых межличностных отношений в социалистическом обществе ж вместе с тем типичным свойством личности человека социалистического общества. В условиях антагонистического общества соревнование вытеснялось и заменялось конкуренцией: принцип «человек человеку волк», сформулированный еще древнеримским писателем Плавтом, все чаще и чаще определял взаимодействие людей и групп. Но психологические корни соревнования и трудового энтузиазма заключены в сущности человека. Коллективный труд — а именно он создал человека и свойствен его сущности — необходимо порождает не только уже рассмотренное выше чувство коллективизма, но и чувство соревнования, неотрывного от взаимопомощи, коллективного творчества и трудового энтузиазма.

  В последнем разделе этой книги будет показана социально-психологическая роль страха, как одного из корней религии. Но для личности, включенной в коллектив, более значимо полярное чувство — бесстрашие. Чем теснее личность связана с обществом, чем в большей мере мотивы ее деятельности подчинены целям общества, членом которого она себя осознает, тем органичнее свойствен ей высший по социальной обусловленности вид бесстрашия — отвага.

       Человек по своим индивидуально-психологическим  свойствам может быть в различной  степени храбр, т, е. может  реагировать на опасность переживанием  не страха, а возбуждения. Это  та реакция на опасность, о  которой А. С. Пушкин писал  словами классической песни председателя в «Пире во время чумы»: «Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья...» Человек в силу личных побуждений может проявить и смелость, при которой страх остается, но преодолевается мотивированным волевым усилием. Но проявить отвагу и тем более быть отважным по характеру в силу только личных мотивов нельзя, так как отвага неразрывно связана с нравственным и идейным сознанием и страх в этом случае вытесняется чувством долга. А чувство долга — это социально обусловленное нравственное чувство, которое становится свойством личности, осознавшей себя частью коллектива и общества в целом.

  С понятием отваги тесно связано понятие героизм. Героизм — понятие, выходящее за рамки психологии и социальной психологии. Это — понятие гражданственное, нравственное. Психологически в героизме проявляется очень часто отвага. В то же время в нем всегда содержится чувство долга, совершаются поступки, имеющие большое общественное значение.

     Чувство соревнования и взаимопомощи, трудовой энтузиазм, отвага и геройство — это типичные свойства личности советского человека, закономерно формируемые у него условиями социалистического общества, строящего коммунизм.

     В социальной психологии широко употребляются  термины «группа» и «социальная группа». Они близко связаны с такими понятиями социологии, как «класс», «слой», но не тождественны им и имеют свою специфику. Социальными группами принято называть совокупности людей, составляющих элементы социальной структуры общества. В отличие от буржуазной науки, стремящейся замкнуться в сфере социально-психологических закономерностей возникновения и функционирования социальных групп, стремящейся рассматривать эти закономерности в отрыве от факторов, детерминирующих жизнедеятельность общества, марксистская социальная психология исследует группы в связи с широкими социально-экономическими процессами.

Информация о работе Формирование и развитие личности