Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:49, лекция
В процессе своего развития конфликт проходит несколько этапов. Эти этапы или стадии не являются обязательными, возможно, что некоторые из них в ходе конфликта "проскакивают", по разному складывается продолжительность каждой стадии (этапа), однако последовательность их в любом конфликте будет одинаковой. Таким образом, динамика конфликта - процесс его изменения.
2) Сплоченность - (cohesion) - см. Социальная сплоченность .
Посмотреть значение слова Сплоченность в других словарях:
Что
такое Сплоченность?
Толковый словарь Ушакова
Определение
термина Сплоченность.
Толковый словарь Ушакова
Толкование
слова Сплоченность
Толковый словарь Ушакова
Что
означает слово Сплоченность? Толковый
словарь Ушакова
Что
означает термин Сплоченность? Толковый
словарь Ушакова
Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:
Стиль - (от греч. stylos, от лат.
stylus букв. ...
Социоматрица - способ представления
данных, полученных с помощью социометрич.
...
Социометрия - (от лат. societas обво,
греч. metreo ...
Специализация - 1. В системе профессионального
образования планомерная, ...
Специалист - 1. Работник получивший
подготовку к избранному им ...
Справедливость - понятие о должном,
содержащее в себе требование ...
Сравнение - познавательная операция
, лежащая в основе суждений ...
Среда - совокупность явлений,
процессов и условий, оказывающих влияние
...
Социальное - совокупность тех
или иных свойств и особенностей ...
Социобиология - одно из направлений
науки второй половины XX ...
Загрузка...
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Код нашей кнопки:
Кризисы возрастные
Кризисы возрастные [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического генеза, К. в. относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Это значит, что К. в. закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. Впервые важнейшее значение К. в. было подчеркнуто Л.С. Выготским. В связи с разработкой проблемы периодизации психического развития ребенка он писал, что "если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа".
К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11—12 лет). В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий указанные хронологические границы К. в. достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1—2 года "помолодели", по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов). Для периодов К. в. характерны процессы перехода к качественно иному типу взаимоотношений детей со взрослыми, учитывающему их новые, возросшие возможности. Изменения в период К. в. охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его "социальную ситуацию развития", ведущий тип деятельности, всю структуру сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Предпосылки для этих преобразований постепенно и чаще всего незаметно для окружающих формируются и накапливаются на протяжении периода, предшествующего кризису — так называемого стабильного возраста, где преобладают процессы литического развития. Не обнаруживаясь в поведении ребенка до определенного момента, эти мотивационные и инструментальные образования активно заявляют о себе в процессе структурных изменений строения сознания, всей личности ребенка на рубеже возрастных эпох. Все три названных линии преобразования структуры психологического возраста тесно взаимообусловливают друг друга и поэтому игнорирование новых психологических возможностей и потребностей ребенка, так же как и попытки искусственной акселерации развития (например, путем преждевременного приобщения ребенка к социальной ситуации и ведущей деятельности следующего возрастного этапа), ведут не к ускорению развития, а к существенному осложнению его хода.
Форма, длительность
и острота протекания кризисов может
заметно различаться в
Попытки распространить идею структурного изучения кризисов на переход от подросткового возраста к юношескому (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что именно на этой ступени онтогенеза впервые представляется возможным говорить о признаках личностной зрелости, базирующейся на формировании у юношей и девушек специфической ориентации на будущее и построении жизненной перспективы, на развитии самосознания и механизмов личностной рефлексии. Значительная субъективная сложность этого возрастного перехода определяется необходимостью выбора жизненного пути и профессии, личностного самоопределения, выработки системы нравственных ценностей. Процессы перехода детей и подростков на новую возрастную ступень нередко связаны с разрешением весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими и возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями детей. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные К. в. негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются, не исчезая полностью, при правильном, т. е. достаточно гибком и чутком воспитании. Крайне важно поэтому, чтобы конфликтность и трудновоспитуемость ребенка в периоды К. в. воспринимались как сигнал назревшей необходимости изменений, а не как аномалии поведения, и не заслоняли от родителей и воспитателей непреходящего позитивного значения кризисов для процесса формирования личности ребенка.
К. в. зрелых периодов жизни и старости изучены в психологии намного меньше кризисов детства, как в теоретическом плане, так и эмпирически. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Представления отдельных исследователей относительно существования кризисов 30 лет, 40 лет, 55 лет и др. можно рассматривать как гипотетические, требующие дальнейших исследований (D. Levinson и др.). Наибольшую известность получила концепция кризисов в развитии человека от рождения до старости, предложенная Э. Эриксоном. Известно, однако, что такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, и здесь прослеживается общая логика К. в.: происходящие в период кризисов процессы перестройки смысловой структуры сознания и переориентации на новые жизненные задачи влекут за собой смену характера деятельности и взаимоотношений человека. Тем самым они оказывают глубокое влияние на весь дальнейший ход развития личности. Например, для так называемого "кризиса середины жизни" (35 — 40 лет), характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им (P. Mussen). Возникающая в результате более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром, готовит его к появлению первых признаков снижения физических сил.
К. в. не следует
смешивать с так называемыми
кризисами дезадаптации, которые в
некоторых случаях могут приходиться
на хронологические интервалы, характерные
для К. в. Кризис дезадаптации может возникнуть
в любом возрасте как следствие достаточно
выраженного (тем более острого) несоответствия
ребенка или взрослого требованиям, предъявляемым
ему со стороны значимого окружения, а
также вследствие непосильных задач или
стрессовых ситуаций. Весьма распространенным
примером такого кризиса может служить
комплекс негативных эмоционально-личностных
и поведенческих реакций, возникающих
при школьной дезадаптации.