Бодрствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 19:34, реферат

Краткое описание

Две трети жизни человек проводит в бодрствующем состоянии, которое обычно противопоставляется состоянию сна. При атом подразумевается, что собственно жизнь и находит свое законченное выражение именно в состоянии бодрствования. Приходится лишь удивляться, что, несмотря на первостепенное значение этого состояния для жизни каждого человека и общества в целом, психология бодрствования как психология уровней ясности сознания еще не создана, да и вообще взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, составляющих это психическое явление, выяснены еще далеко не достаточно.

Содержимое работы - 1 файл

бодрствование.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

БОДРСТВОВАНИЕ

Две трети жизни человек  проводит в бодрствующем состоянии, которое обычно противопоставляется состоянию сна. При атом подразумевается, что собственно жизнь и находит свое законченное выражение именно в состоянии бодрствования. Приходится лишь удивляться, что, несмотря на первостепенное значение этого состояния для жизни каждого человека и общества в целом, психология бодрствования как психология уровней ясности сознания еще не создана, да и вообще взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, составляющих это психическое явление, выяснены еще далеко не достаточно. Считается, что каждому человеку от рождения присуще «умение бодрствовать» и никакой проблемы здесь не существует. И только психоневрологи да, пожалуй, педагоги начинают догадываться, что во многих случаях человека следовало бы с детских лет учить полноценному бодрствованию, причем безотносительно к его характеру и темпераменту. Несомненно, в будущем, когда наука о человеке, в частности психология, достигнет более высокого уровня, эта задача будет решаться практически.

Бодрствующее состояние человека связано с осмысленной деятельностью. Вместе с тем уровень бодрствования, сопровождающего деятельность, может быть крайне различным: в одних случаях он близок к дремотному, в других — внутреннее напряжение напоминает экстаз. Следовательно, бодрствование кроме содержательной стороны включает в себя определенную количественную характеристику, которую можно назвать интенсивностью бытия.

Именно  эта сторона бодрствования  привлекает основное внимание исследователей. Повседневная практика изобилует примерами, свидетельствующими о том, что продуктивность бытия зачастую определяется интенсивностью сопровождающих его психофизиологических реакций. Интересно, что в свое время на важность этой особенности функционирования психики указывал Михаил Зощенко. «Скажем, мало кому известно о том,— писал он,— что наш организм может работать на разные скорости (как любая машина), причем часто большая скорость отнюдь не является вредной, а напротив того, чрезвычайно полезной и даже благодетельной. Случайно или по целому ряду обстоятельств человек, расходующий незначительное количество энергии и живущий, так сказать, на медленном темпе, по большей части так и продолжает жить, совершенно не предполагая, что он может создать энергию значительно большую. Тут чрезвычайно интересно отметить, что не только отдельного человека, но и целый народ можно перевести на другую скорость, хотя бы и весьма непривычную. Для этого необходимо прежде всего расстаться с прежними привычками и выработать новые, которые, утвердившись, создают новую, повышенную работу организма.

Несмотря  на то, что бодрствование представляет собой состояние, вызванное комплексной, системной реакцией всего организма, его принято рассматривать с психологической и физиологической сторон. В психологическом плане интенсивность Бодрствования нашла свое отражение в повседневной речи в таких выражениях, как умственная энергия, напряжение духа, внутреннее усилие и т.д. В современной литературе к понятию интенсивности бодрствования ближе всего подходит термин «психическое напряжение». Подразумевается, что он отражает и степень энергетической мобилизации физиологических систем для организации поведения в каждый текущий момент.

В физиологии это явление получило название активации. При этом имеется в виду быстрое нарастание активности центральной нервной системы, что, в свою очередь, вызывает соответствующую интенсификацию периферических процессов в организме. С помощью таких нейрофизиологических экспериментов было установлено, что интенсивность бодрствования   определяется   изменением активности специфического нервного аппарата, расположенного в стволовых отделах мозга и получившего название ретикулярной формации. Характерно, что эти нервные структуры ответственны и за пробуждение спящего организма. Повышение тонуса ретикулярной формации проводит к нарастанию интенсивности бодрствования.

Низшей  ступенью бодрствования следует считать просоночное состояние — нечто среднее между сном и бодрствованием,— имеющее, как установлено еще И. П. Павловым, свои особые фазы, которые представляют весьма большую значимость для жизнедеятельности организма. Подробно об этом речь будет идти позже. Здесь важно лишь отметить, что сами по себе эти состояния способны оказывать замечательный «разгрузочный», «умиротворяющий» и успокаивающий эффект и чаще всего испытываются во время отдыха на природе.

Таким образом, состояние бодрствования можно было бы представить в виде своеобразной шкалы, где исходной нижней точкой является реакция пробуждения, а далее каждому приросту процессов возбуждения в центральной нервной системе соответствует новый уровень повышения интенсивности бодрствования вплоть до высших степеней эмоционального   всплеска—экстаза,   блаженства и т.п.

Представление о постепенном нарастании интенсивности бодрствования не предполагает, однако, что при этом пропорционально возрастают и продуктивные возможности организма. По шкале уровней бодрствования имеется лишь какой-то определенный диапазон активности организма, соответствующий наибольшей продуктивности поведения (деятельности). Возбуждение, превышающее этот диапазон, приводит уже к снижению возможностей организма.

Экспериментально  установлено, что  интенсивность бодрствования  в значительной степени отражается на процессах обучения и запоминания. Уровень бодрствования может оказывать непосредственное влияние на продуктивность деятельности. Впрочем, эта зависимость является более сложной. Так, утомленный человек может некоторое время выполнять заданную работу со свойственной ему производительностью. Вместе с тем, если провести в этот период тщательное физиологическое обследование работающего, можно установить, что у него повышен мышечный тонус, учащены дыхание и сердцебиение, активизирован ряд других функций. Следовательно, несмотря    на    сохранность   уровня    производительности, производительности, 

«энергетическая стоимость» работы в данном случае оказывается завышенной. И лишь на следующем этапе, когда резервные возможности организма уже на подходе, начинает снижаться и эффективность работы.

Установлено, что саморегуляция  психического тонуса может осуществляться тремя путями: посредством  изменения общего поведения организма, при помощи эмоциональных или же соматических (телесных) реакций. В свою очередь, эти реакции по обратным нервным связям воздействуют на мозг и тем самым изменяют интенсивность его работы. Теория саморегуляции психического тонуса, необходимого для оптимальной деятельности человека в данных конкретных условиях, была выдвинута и свое время американским психофизиологом Г. Фрименом. Согласно этой теории, чрезвычайная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводят к ее разрядке через речевые, двигательные и физиологические реакции внутренних органов. Наоборот, недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые при этом вырабатывают большее количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, что и повышает его уровень бодрствования.

Для характеристики психического тонуса человека в каждый текущий момент Г. Фримен рекомендовал учитывать следующие показатели: 1) показатель пробуждения, отражающий количество энергии, мобилизованной и организме в ответ на воздействующий стимул; 2) показатель разряда, соответствующий количеству энергии, истраченной организмом на ответную реакцию; 3) показатель восстановления, представляющий собой соотношение двух предыдущих показателей и указывающий на скорость восстановления энергии в организме.

Конечно, это весьма приближенный подход к оценке уровня бодрствования. Он не учитывает других существенных моментов этого чрезвычайно сложного процесса, и прежде всего то обстоятельство, что мозг способен контролировать приток раздражителей и интенсивность двигательной деятельности, а тем самым и уровень собственной активности. Но учитывается и то, что наличие пека-

. Естс-стнешю было  сделать вывод,  что психические  процессы могут  быть измерены, поскольку  их объективные проявления связаны с различными степенями мышечного напряжения. II дальнейшем выявилось, что у больных не-нршамп постоянно сохраняется повышенное напряжение скелетных мышц, а это приводит к перенапряжению нервных процессов п вызывает ощущении утомляемости п обшоИ слабости. Обучая таких людей специальным приемам мышечного расслабления. К. Джейкобсоп убедился, что они могут служить действенным лечебным средством. Впоследствии они стали известны как «метод прогрессивной (последовательной) релаксации*.

Дли больных неврозами  характерны, кроме  того, навязчивые мысли, идеи, ассоциации. Они также вызывают повышенный мышечный тонус, который с течением времени в различных участках тела принимает застойный характер. Оказалось, что затормаживание чуждых мыслеи-нмх ассоциаций и навязчивых мыслен облегчается, если человек сможет расслабить именно те мышцы, которые при соответствующих ассоциациях бывают непроизвольно напряжены. Общая же релаксация ослабляет или даже полностью усграпяет свойственный невротикам негативный фон. Тем не менее этот способ лечения получил широкое распространение лишь после того как немецкий психотерапевт И. Г. Шульц создал комплексный метод саморегуляции состоянии, названный аутогенной тренировкой и включавший в качество важнейшего компонента общее мьптючноо расслабление.

Нторыч  звеном в системе  саморегуляции психического напряжении посредством  изменения притока  нервной импульса пдш является режим дыхания. II работах советского физиолога А. И. Ронтбака1 было показано, что нервные импульсы из дыхательного центра распространяются но специальным нервным путям на кору мозга и весьма существенно влияют на ее тонус: вдох — повышает, а выдох — енпжаог его. Стало понятным, почему максимального физического усилии человеку удастся достичь именно в момент задержки дыхания на вдохе. Следовательно, тип дыхания, при котором вдох производится в замедленном темпе, а выдох — быстро н энергично, тонизирует нервную систему п повышает уровень бодрствования. Тип

 

рочеднпгателыгого аппарата и затылочные мышцы. Бсте-сгяснно было сделать вывод, что психические процессы могут быть измерены, поскольку пх объективные проявления связаны с различными степенями мышечного напряжения. В дальнейшем выявилось, что у больных неврозами постоянно сохраняется повышенное напряжение скелетных мышц, а это приводит к перенапряжению нервных процессов п вызывает ощущения утомляемости и общей слабости. Обучая таких людей специальным приемам мышечного расслаблеппя, К. Джейкобсоп убедился, что они могут служить действенным лечебным средством. Впоследствии они стали известны как «метод прогрессивной (последовательной) релаксации».

Для больных неврозами  характерны, кроме  того, навязчивые мыслп, идеи, ассоциации. Они также вызывают повышенный мышечный топус, который с течением времени в различных участках тела принимает застойный характер. Оказалось, что затормаживание чуждых мысленных ассоциаций и навязчивых мыслей облегчается, если человек сможет расслабить именно те мышцы, которые прп соответствующих ассоциациях йьшиют непроизвольно напряжены. Общая же релаксации ослабляет или даже полностью устрани!-- свойственный невротикам негативный фов. Тем не менее мот способ лечения получил широкое распространение лишь после того как немецкий психотерапевт 11. Г. Шульц создал комплексный метод саморегуляция состояний, названный аутогенной трепп-роакоп и включавший в качестве важнейшего компонента общее мышечное расслабление.

Вторым  звеном в системе  саморегуляции психического напряжении посредством  изменения притока  нервной им-пулквции является режим дыхания. В работах советского физиолога А. И. Ройтбака1 было показано, что нервные импульсы из дыхательного центра распространяются по специальным нервный путям па кору мозга и весьма существенно влияют на ее тонус: вдох — повышает, а выдох— сиижаог его. Стало попятным, почему максимального физического усилия человеку удается достичь именно в момент задержки дыхапин на вдохе. Следовательно, тип дыхания, при котором вдох производится в замедленном темпе, а выдох — быстро и энергично, тонизирует нервную систему п повышает уровень бодрствования. Тип

 

,11,цлш1я.  включающий короткий  вдох, растянутый, замедленный выдох н небольшую задержку дыхаиия, пыаи-паег общее снижение топуса центральной нервной системы, снижение кровяною давления, уреженне пульса. Установлено, что рациональное использование дыхательных упражнений, сочетаемых с общим расслаблением скелетных мыши и отвлеченней от посторонних влнянпЙ окружающем обстановки, способствует уменьшению чрезмерного нредстартового возбуждения у спортсменов, формирует оптимальную готовность К предстоящему выступлению па соревнованиях. После окончания выступлений соответствующие дыхательные упражнения уменьшают остаточиос возбужденно, вызванное предшествующей спортивной пйгрузкой.

Резюмировать  все сказанное  а прппкпних саморегуляции психического тонус* посредством целенаправленного изменения тонуса мышц и характера дыхания целесообразно практическими выводами на материалов работ А. А, 1«рауклиса. В ситуациях, требующих срочного повышения и поддержания психическою тонуса, а также при необходимости* срочного торможения ответных реакций на действующий или ожидаемый раздражитель необходимый аффект достигается путем произвольного напряжения мышц- ГСслп же очень высокий мышечный, а следовательно, и психический, тону)? формируется преждевременно и имеется достаточное время для организации внутренних тормозов, целесообразно воспользоваться приемами полного мышечного расслабления в сочетании с успокаивающим типом дыхания. Эти приемы эффективны в ожидании воздействия отрицательных эмоциональных факторов, Следует иметь и виду, что полноценного мышечного расслабления можно добиться только при достаточно высоком исходном тонусе перяной системы. Лишь при этом условии сохраняется способность к хорошей концентрация внимания, необходимой для полного расслабления ныплц п затормаживания отвлекающих мыслен и образов. Важпа и еще одна деталь: наиболее полное мышечное расслабление наступает и период глубокого выдоха.

Информация о работе Бодрствование