Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2012 в 22:42, реферат
Эффективность действия уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за умышленное убийство во многом зависит от эффективности и меткости применения судебной репрессии, которая не возможна без правильного разграничения преступлений с отягчающими и смягчающими обстоятельствами.
Борьба с этими опасными и наиболее тяжкими преступлениями является приоритетной задачей правоохранительных органов. Между тем важная роль здесь принадлежит и Уголовному Закону. Именно Уголовный Закон вводит разграничение преступлений со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Такое разграничение отвечает основным принципам защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ; а также отвечает принципу справедливости при назначении наказания, закрепленному в Уголовном кодексе, в соответствии с которым наказание, применяемое к лицу должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Введение
1.Общее понятие аффекта в уголовном праве
Аффект как психологическая категория
Аффект как уголовно-правовая категория
2. Состав преступления, совершенного в состоянии аффекта
2.1. Объект аффектированного убийства
2.2. Объективная сторона (действия, последствия, причинная связь)
2.3. Субъективная сторона преступления
2.4. Субъект аффектированного убийства
3.Значение поведения потерпевшего
Заключение
Анализ уголовных дел показывает, что лица, совершившие убийство в состоянии аффекта, не ведут активной общественной жизни, отличаются сравнительно низким интеллектом и уровнем образования, у них достаточно узкий круг интересов и стремлений, т.е. такие люди, в большинстве своем, характеризуются бедностью социально-психологического содержания.
По результатам многих исследований, которые проводились разными учеными, доля мужчин, — осужденных за убийство в состоянии аффекта превышает долю женщин в таких преступлениях. Например, по данным, которые приводит в своей работе В.В. Сидоров, 89,3% мужчин осуждены за такие преступления, и только 10,7% составляет доля женщин. Сидоров объясняет этот факт тем, что мужчины обладают в состоянии аффекта большей нетерпимостью по сравнению с женщинами к разного рода обидам, а так же повышенной чувствительностью к посягательству на их честь и мужское достоинство, стремлением к скорому и насильственному разрешению конфликтных ситуаций, значительно большей подверженностью алкоголю.
Свыше трети осужденных — мужчин за рассматриваемую категорию преступлений систематически употребляли спиртные напитки, а 63% — совершили преступление в нетрезвом состоянии.
Женщины,
в основном, совершают убийство в
состоянии аффекта под
Для убийств,
совершенных мужчинами
3. Значение
поведения потерпевшего
Аффект, как конструктивный элемент состава преступления, предусмотренного ст.107 УК РФ, непосредственно связывается с определенным неправомерным или аморальным поведением потерпевшего: насилием, издевательством, тяжким оскорблением или иными противоправными (аморальными) действиями (бездействием) потерпевшего, а также длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
По смыслу
закона действия (бездействие) потерпевшего
должны быть:
1) достаточно
сильными раздражителями, способными
вызвать состояние аффекта;
2) неправомерными
или аморальными,
3) обстоятельствами,
выступающими в качестве непосредственного
повода возникновения аффекта и совершения
в этом состоянии убийства.
Действия
(бездействие) потерпевшего играют в
таких случаях роль своеобразного
«спускового механизма»»
Виды
противоправных действий потерпевшего,
могущих вызвать состояние
Однако следует еще раз отметить, что в качестве непосредственного повода рассматриваемого преступления чаще всего выступают неожиданные, глубоко затрагивающие психику виновного неправомерные действия (а не бездействие) потерпевшего. И это понятно, поскольку, как отмечают психологи, контраст между ожидаемым и реальной действительностью является одним из основных условий, благоприятствующих появлению особо интенсивных эмоций, к которым, прежде всего, относятся аффекты.
При квалификации убийства в состоянии аффекта по ст.107 УК РФ особое значение имеет вопрос: кто был инициатором конфликта, который вызвал аффективное состояние? Особенно это важно в тех случаях, когда совершению убийства предшествовала ссора между виновным и потерпевшим, здесь важно установить зачинщика, инициатора этого конфликта. Если ссора или драка спровоцированы виновным, явились результатом его недостойного поведения, ответные действия потерпевшего, совершенные в такой обстановке, не могут рассматриваться как неправомерные и достаточные, чтобы вызвать аффект.
Провокация конфликта выражается в преднамеренных действиях виновного, поэтому психологически в сферу его сознания включается ожидание каких-то ответных действий со стороны потерпевшего. Действия потерпевшего в подобной ситуации не могут вызвать состояние «оправданного» аффекта и не должны рассматриваться в качестве непосредственного повода, указанного в ст.107 УК РФ.
Говоря о роли потерпевшего в генезисе анализируемого преступления, надо сказать, что для него характерно преобладание негативных личностных качеств, обусловливающих их виктимогенное поведение в конфликтной ситуации. Безнравственное поведение, склонность к употреблению спиртного, антисоциальный образ жизни потерпевших предопределяют, провоцируют преступный акт.
Анализ уголовных дел, рассмотренных районными судами показал, что 86% потерпевших от преступления на работе и в быту характеризовались отрицательно, 82% из них были хроническими алкоголиками. В момент совершения убийства 88% потерпевших находились в состоянии алкогольного опьянения, а 21% — были ранее судимы или привлекались к уголовной ответственности.
Женская
виктимность от общего числа потерпевших
составила около 28%. Провоцирующее поведение
женщин чаще всего связано с совершением
глубоко аморальных поступков (супружеская
измена, неисполнение своих обязанностей
по отношению к семье и пр.).Как уже отмечалось,
большая часть убийств в состоянии аффекта
совершается в семейно-бытовой сфере,
в отношении супругов, сожителей, родственников,
соседей.
Около 96% рассматриваемых преступлений были совершены на почве семейно-бытовых конфликтов. Потерпевшими от таких преступлений оказались люди, хорошо знакомые с виновным (около 85%), в том числе 49,7% — супруги и сожители, в 30,3% — родственники, в 15% — соседи.
В целом,
при сравнении личности виновного
и личности потерпевшего, можно прийти
к выводу о том, что личность виновного,
в подавляющем большинстве случаев характеризуется
более положительно, чем личность потерпевшего.
Заключение
Социально-психологическая природа данного преступления кроется в причинах и условиях совершения преступного деяния. Причиной совершения аффектированного убийства является конкретная жизненная ситуация, а точнее конфликт между виновным и потерпевшим. Такой конфликт может принять затяжной (длительный) характер и тогда он принимает форму длительной психотравмирующей ситуации при определенных условиях, а может носить кратковременный характер, в основе которого лежат единичные противоправные или аморальные поступки потерпевшего в отношении виновного либо его близких (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, глумление и т.д.).
Другими словами в основе преступного поведения лежит механизм конфликтной ситуации. Рассматриваемое преступление носит эмоциональную природу, т.к. объясняется в основном одними эмоциями. Виновный в момент совершения убийства полностью захвачен эмоциями, он действует, принимает решения под их непосредственным влиянием. В этот момент им движет гнев, ярость, чувство оскорбленного достоинства, виновный хочет отомстить потерпевшему за причиненное «зло» (им движет мотив мести). В данном случае виновный принимает нетранзитное решение, поскольку принятие решения совершить убийство происходит в случайно сложившейся и притом весьма напряженной ситуации, когда нет ни времени, ни субъективных возможностей взвесить все «за» и «против». Аффект как особое эмоциональное состояние воздействует на сознание человека, которое фиксируется на раздражителях, вызывающих аффект. Эти изменения сознания проявляются в снижении возможности полно и точно отразить внешнюю обстановку, в результате этого сознанием охватывается не все, что необходимо для упорядоченного, рационального (продуманного) поведения. Аффект приводит к ослаблению способности человека сознавать значение своих действий, уменьшает возможность самоконтроля и управление своим поведением.
Аффект как особое эмоциональное состояние в рассматриваемой уголовно-правовой норме (ст.107 УК РФ) является центральным звеном, определяющий содержание, характер и иные особенности всех элементов и признаков данного состава преступления. Особо такое его влияние проявляется в субъективной стороне преступления, аффект определяет характер и природу умысла, мотива, цели преступного поведения. Поэтому установление аффектированного состояния в момент совершения убийства имеет решающее значение по делам данной категории. Установить, совершено ли убийство в таком состоянии или нет, — это задача судебно-психологической экспертизы, но не судебно-психиатрической (как это нередко можно наблюдать в судебной практике).
Объектом аффектированного убийства является жизнь потерпевшего, который инициирует своим противоправным (аморальным) поведением преступное деяние. Потерпевший в данном случае является жертвой своего же непристойного поведения, он провоцирует преступление, его противоправные действия (бездействие) являются непосредственной причиной убийства в состоянии аффекта.
На объективную сторону рассматриваемого преступления также оказывает свое воздействие аффект. Особенность объективной стороны данного преступления заключается в том, что оно может быть совершено только путей активных действий. Это объясняется тем, что зародившемуся, и мгновенно прогрессирующему аффекту всегда необходима разрядка, и он находит ее в действиях. Состояние покоя во всех случаях проявления аффекта исключается. Нередко действия, совершаемые в состоянии аффекта, носят характер особой жестокости, которая проявляется в нанесении большого количества ударов и ранений потерпевшему или в совершении убийства виновным в присутствии родных или близких потерпевшего. Если такие жестокие, циничные действия виновный совершил в аффективном состоянии, то его действия следует квалифицировать по ст.107 УК РФ.
Убийство
в состоянии аффекта
Говоря о субъекте рассматриваемого преступления, можно сказать, что для виновного совершение убийства нежелаемо, и в этом смысле он является как бы «случайным преступником», т.к. действия его носят вынужденный характер и детерминированы внешними отрицательными обстоятельствами. О нежелании совершать преступление и тем более причинять смерть потерпевшему свидетельствует постаффективное состояние виновного, которое подлежит обязательному изучению.
Известную
сложность представляет отграничение
преступлений, совершенных в состоянии
аффекта, от смежных составов, в частности
убийств, предусмотренных ст. 105 УК РФ,
и преступлений, совершенных при превышении
пределов необходимой обороны. Основным
критерием выступает наличие всех признаков
аффектированного преступления.
Библиографический
список
1. Конституция
Российской Федерации. Сборник нормативных
актов.— С-Пб. Изд-во Санкт-Петербургского
университета.— 1996.— 345с.
2. Уголовный
Кодекс Российской Федерации.—
С-Пб., Изд-во Альфа.— 1996.— 255с.
3. Комментарий
к Уголовному кодексу РФ. —
М., Норма. / Под ред. Скуратова
Ю.И., Лебедева В.М.— 1996.— 487с.
4. Уголовное
право России. Общая часть. Учебник.
/ Под ред. Здравомыслова В.В.—
М.: Юристь, 1996.— 480с.
5. Уголовное
право России. Особенная часть.
Учебник. /Под ред. Рарога А.И.—
М.: Проспект, 2004.— 693с.
6. Бородин
С.В. Ответственность за убийство: квалификация
и наказание по российскому праву.— М.:
Юрист, 1994.— 179с.
7. Кудрявцев
И.А. Ограниченная вменяемость. //
Государство и право.— 1995.—
N 5.— С.21-27.
8. Лысак
Н.В. Ответственность за
9. Ткаченко
Т. Ответственность за
10. Сысоева
Т.В. Субъективные признаки убийства,
совершенного в состоянии аффекта.
/http/:jurati.ru/03_
11. Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлениях. Омск, 2000. С. 45.