Сетевые коммуникации как источник информационных угроз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:26, реферат

Краткое описание

Количество случаев нарушения информационной безопасности в компьютерных сетях ежегодно увеличивается. Системы антивирусного контроля, программные и аппаратные межсетевые экраны все больше оказываются неспособными к предотвращению негативных последствий от реализации различных угроз безопасности информации при межсетевом взаимодействии.

Содержимое работы - 1 файл

уирс.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Введение 

Количество  случаев нарушения информационной безопасности в компьютерных сетях ежегодно увеличивается. Системы антивирусного контроля, программные и аппаратные межсетевые экраны все больше оказываются неспособными к предотвращению негативных последствий от реализации различных угроз безопасности информации при межсетевом взаимодействии. Острой проблемой становится неспособность или невозможность средств защиты реагировать на так называемее угрозы «нулевого дня». Эти угрозы, как правило, не обнаруживаются, т.к. традиционные средства защиты не обладают о них необходимой информацией. Для построения эффективных средств защиты необходимо разработать алгоритм классификации возникающих угроз, представить схемы их реализации, выявить цели, на которые они направлены, т.е. провести анализ угроз безопасности информации и их компонент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Сетевые коммуникации как источник информационных угроз  

Сегодня сетевые коммуникации составляют новую  социальную морфологию (структуру) обществ. Благодаря сетевым коммуникациям оказывается возможным быстро распространять любую информацию, однако ее получение зависит от заинтересованности в ней. Расстояние становится короче, а интенсивность и частота взаимодействий между двумя и более коммуницирующими субъектами выше, если они выступают в качестве узлов одной деловой сети, нежели когда они принадлежат к разным сетям, а, тем более, не принадлежат ни к одной из них. Включение в сетевые структуры или исключение из них, контуры сетевых потоков, которые задают информационные технологии, становятся доминирующими тенденциями, формирующими современный мир.

В современном  обществе все большее количество коммуникаций принимает сетевой  характер. Разрастание таких структур сопровождается увеличением интенсивности  коммуникаций и становится причиной многих серьезных проблем, связанных  с безопасностью личности, общества и государства. По сути, речь идет о  росте дифференциации социальных процессов, и, соответственно, их усложнении и  ускорении. Подобная ситуация требует  изучения сетевого коммуникативного пространства.

Социальная  действительность усложняется и  становится изменчивой "текучей  современностью" (З. Бауман). В этих условиях изучение и прогнозирование  такого рода социальной действительности становятся необходимостью. В настоящей  статье предпринята попытка рассмотреть  особенности киберпространства.

 Киберпространство  - пространство, создаваемое сетевыми  коммуникациями Интернета. Термин "cyberspace", введенный в 1984 г. У. Гибсоном, после возникновения всемирной телекоммуникационной Сети стал обозначать создаваемое ею пространство.

  Благодаря сетевым коммуникациям сегодня генерируются самые различные деструкции для личности, общества и государства. Угрозы, исходящие от сетевого коммуникативного пространства, принято именовать информационными. Их обычно рассматривают в контексте проблемы обеспечения информационной безопасности, которая в российских нормативно-правовых актах определяется как состояние защищенности информационной среды и деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, по защите от несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее. Соответственно, информационная безопасность государства определяется как состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере. На наш взгляд, в нормативно-правовых актах преобладает понимание информационной безопасности в ее техническом и правовом аспектах. Как правило, она трактуется как защита конфиденциальности (обеспечение доступа к информации только авторизированным пользователям), целостности (обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки) и доступности (обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизированных пользователей по мере необходимости) информации. Но в юридических документах в наибольшей степени находит отражение аспект, связанный с защитой программного обеспечения и обеспечением безопасности связи (коммуникации).

  Однако существующая защищенность информационных ресурсов не гарантирует субъекту его информационной безопасности. Недостаточная информированность в экстремальных ситуациях может привести к принятию неадекватных решений. Мы разделяем подход, который выделяет защиту собственных информационных ресурсов лишь как часть информационной безопасности. На наш взгляд, определяющим в информационной безопасности личности, общества и государства является ориентация в информации, циркулирующей в сети, а также наличие возможностей и средств отражения возникающих угроз, что предполагает доступ к информации и наличие собственных информационных и аналитических ресурсов. Отражение возникающих угроз при их осознании субъектом связано с наличием или отсутствием у него средств их отражения.

Предпримем  попытку выделить основные группы угроз  безопасности для личности, общества и государства, связанных с особенностями  сетевых коммуникаций.

  Наиболее опасными источниками угроз интересам и здоровью личности считают существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг индивида индивидуального "виртуального информационного пространства", а также возможности использования различных технологий воздействия на его психическую деятельность. Негативным последствием чрезмерного использования сети является информационная перегрузка. В обществе появилась Интернет-зависимость, порождающая психосоциальную депривацию, приводящую "к недостаточному удовлетворению информационно-коммуникативных идругих видов потребностей и, как следствие, к деформации или качественным изменениям личностных, социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей" . Н. В. Корытникова отмечает особое проявление депривации в современном обществе - социально-психологическое преследование: "Чтобы больше узнать о другом человеке, повлиять на его действия, получить скрытые и тайные сведения о нем, преследователь подключает богатые на подобного рода информацию Интернет-источники. Он наблюдает за поведением преследующейся личности в сети, вскрывает почтовые электронные ящики для просмотра его переписки, посылает анонимные сообщения на страницы в социальных сетях. Более серьезные формы социально-психологического преследования включают публичную клевету, распространение ложной информации, прямые угрозы через формы Интернет-общение" .

  Источником угроз интересам отдельных людей является сбор и использование во вред им их персональных данных, накапливаемых органами государственной власти, а также расширение возможности для скрытого сбора информации, составляющей его личную и семейную тайну, сведений о его частной жизни.

  Сетевые коммуникации и сегодня обеспечивают широкие возможности для концентрации СМИ в руках небольшой группы собственников. В настоящее время отмечается комбинирование традиционных и новых медиа, прежде всего Интернета и телевидения, с целью превращения кабельных каналов в "веб-порталы" и Интернет-магазины, где продаются продукты нового интегрированного рынка. Современное сетевое информационное пространство характеризуется медиаглобализацией. В этот процесс включено относительно небольшое число экономических субъектов: речь идет о таких транснациональных корпорациях как, например, Тайм Уорнер, Сони, Уолт Дисней Компании, Мацушита и др., которые создают новые - глобальные или региональные - медиаканалы: Би-Скай-Би, Си-Эн-Эн, MTV. Постепенно формируется новый глобальный медиарынок - информационные супермагистрали. Их называют "новыми электронными медиа", чтобы отделить их от обычных медиа, к которым относятся печать, радио, телевидение.

  Новые электронные медиа обладают почти безграничными возможностями передачи любой информации любым ее отправителем в различных направлениях, но медийные информационные потоки формируются в интересах владельцев транснациональных информационных агентств. Процесс монополизации на медиарынке приводит к угрозам манипулирования общественным мнением по отношению к тем или другим значимым событиям и, что еще более серьезно, к деформации моральных устоев общества, его национальной культуры путем навязывания ему чужих ценностей. Разумеется, сетевые коммуникации сами по себе являются просто эффективной технологией для успешного развития бизнеса владельцев транснациональных информационных агентств. Западный бизнес не ставит своей целью разрушение нормативно-ценностной системы общества, но стремится распространить свои "правила игры", свою логику экономического, социального действия, с тем, чтобы реализовывать коммерческие проекты в адаптивной для себя среде. Попутно глобальный медиарынок выполняет заказы, продиктованные ведущими геополитическими игроками. Ярким тому примером является мощная подача в информационных международных агентствах заведомо ложной информации о нападении России на Грузию в августе 2008 г.

  Важнейшей группой угроз безопасности общества, личности и государства, исходящих от сетевых коммуникаций, является расширение масштабов отечественной и международной преступности за счет роста компьютерных преступлений. Угрозы могут проявляться в виде попыток осуществления мошеннических операций с использованием глобальных или отечественных информационных телекоммуникационных систем, отмывания финансовых средств, полученных противоправным путем, неправомерного доступа к финансовой, банковской и другой информации, которая может быть использована в корыстных целях. Как отмечает Ю. Ревич, мировая юриспруденция оказалась абсолютно не готовой к приходу цифровых технологий. Это стало очевидно с распространением Интернета. Нет, другой области, где бы, как в Интернет-сетях, и пользователи, и хозяева ресурсов, своими действиями если и не вступили в прямое противоречие с законом, то оказались в "серой зоне" правовой неопределѐнности. Это особенно ярко проявляется в многочисленных коллизиях, связанных с нарушением авторских прав, но областью интеллектуальной собственности противоречия между правом и "виртуальной реальностью" далеко не ограничиваются.

  По данным аналитиков, число опасных Интернет-ресурсов за последнее время увеличилось в три раза. Эксперты по Интернет-безопасности утверждают, что сегодня атаки на ресурсы Всемирной паутины происходят каждые четыре с половиной минуты. Во многих странах отмечается увеличение объемов утечки данных, при этом только около 20% происходит из-за хакерских атак. По данным МВД, в 2010 г. в России произошло 14 тыс. киберпреступлений. Это на две тысячи больше, чем за 2009 г..

  Во Всемирной паутине сегодня существуют различного рода закрытые сети. Сетевые структуры эффективно используются организациями в условиях конспирации. Их главным козырем становится молниеносность распространения информации и новые возможности дистанционного управления террористическими актами. Террористические группы и мафиозные структуры используют нелегальные, полулегальные и криминальные методы политической борьбы, игнорируя правовые нормы и традиции, нарушая законы, расшатывая политический строй обществ.

  

Угрозы  Информационного  характера 

  Опасными источниками угроз интересам государства в информационной сфере являются неконтролируемое распространение информационно-психологического оружия и ведение информационных войн. Такого рода войны идут на разных уровнях - в корпорациях, регионах, государствах, мировом сообществе. Механизмы и процедуры их ведения почти одинаковы, используются одни и те же элементы: дефицит информации, неудовлетворенность ситуацией, генерирование идей и др. Применение информационно-психологического оружия обычно происходит в глобальных сетях гражданского назначения. Оно представляет собой совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, системы управления, в целом, снижения уровня безопасности. И. Л. Морозов различает три вида информационно-психологического оружия относительно стратегии нападения:

  1. Системы дистанционного искажения или уничтожения информации: компьютерные вирусы общего и специализированного назначения (программы, проникающие извне и разрушающие систему); логические бомбы, тайно внедряемые в компьютер на этапе заводской сборки, которые при активизации парализуют работу компьютера;  

  2. Системы хищения информации: электронные шпионы (программы, проникающие извне и производящие незаметный для пользователя сбор служебной и непосредственно личной информации); системы комплексного воздействия на психику пользователя: мультимидийные сайты в виде информационно-развлекательных или аналитических страниц с "горячей", "сенсационной" информацией [13].  

  Существует мнение, что повышение уровня "прозрачности" и доступности информации для всех участников политического процесса (например, в случае проведения президентских и парламентских выборов) облегчает общественный контроль за ним со стороны общественности. Однако И. Л. Морозов выделяет два блока угроз, ведущих к подрыву политических режимов: системные и периферийные угрозы. Угрозы первого типа носят целенаправленный, структурированный и централизованный характер и являются следствием упорядоченных действий в сетевом пространстве властных и околовластных структур. Так, возможны скоординированные информационно-психологические атаки на конкретную политическую систему или ее сегмент со стороны конкурирующего государства (или транснациональной структуры), деструктивных акций внутригосударственных квазиэлит, проводимых соответствующими методами. Не менее серьезную опасность представляют угрозы второго типа, которые связаны с деятельностью широкого спектра внесистемных сил - от междародных террористических организаций до всевозможных хакерских групп. Неструктурируемость, диффузность и непрогнозируемое возникновение периферийных информационных угроз крайне затрудняют выработку действенной защиты от них .

Информация о работе Сетевые коммуникации как источник информационных угроз