Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:47, реферат
Во Франции, как и в России, первым звеном в книгоиздательском деле является издатель. Он решает, какие тексты будут публиковаться в его издательстве, в какой форме, какими средствами он будет пользоваться для их публикации и редактирования. В большинстве случаев, издатель не занимается набором публикуемых изданий, пользуясь услугам типографии. Следующим звеном являются распространители, которые также отвечают за рекламную акцию для привлечения внимания к данной книге.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Северо-Западный институт печати
Факультет издательского дела, рекламы и книжной торговли
Кафедра
книгоиздания и книжной
торговли
«СОВРЕМЕННОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ КНИЖНОЕ ДЕЛО»
на тему:
Современное
состояние книжного
дела во Франции
Выполнила: В.М. Гарус
Санкт-Петербург
2011
«Книгооборот»
во Франции
Во Франции, как и в России, первым звеном в книгоиздательском деле является издатель. Он решает, какие тексты будут публиковаться в его издательстве, в какой форме, какими средствами он будет пользоваться для их публикации и редактирования. В большинстве случаев, издатель не занимается набором публикуемых изданий, пользуясь услугам типографии. Следующим звеном являются распространители, которые также отвечают за рекламную акцию для привлечения внимания к данной книге. Структура книгораспространения разнообразна: крупные промышленные группы (например, «Ашетт») или крупные издательские дома, такие как CDE, которые обеспечивают распространение книг других издательств, а также независимые дистрибьюторы, которые могут найти своего покупателя в любом уголке Франции. Книги реализуются как через специализированные книжные магазины, так и через супермаркеты и магазины смешанного типа, торгующие книжной, аудио-, видео- и мультимедиа-продукцией (один из самых известных – FNAC, в России можно привести пример «Ашана»).
Среди
традиционных книжных магазинов выделяются
около 200 крупных предприятий с ассортиментом
в 50-60 тысяч наименований. 4-5 тысяч мелких
магазинов (с ассортиментом до шести тысяч
наименований) расположены, как правило,
в провинциальных городках и играют очень
важную роль в культурной жизни страны.
На французском книжном рынке все чаще
высказываются опасения: несмотря на увеличение
объема книжных продаж на 2% по сравнению
с 2003 годом, многие работники недовольны
временным трудоустройством, предоставляемым
издательствами. Книжные специалисты
боятся перехода к англо-саксонской системе
– «без издателей и книжных магазинов»:
супермаркеты предоставляют скидки на
книжные издания при удачной продаже шоколадных
плиток.
2002-2005:
конец эпохи независимости
До 2003 ситуация в книжном мире Франции была относительно стабильной: на рынке доминировали 2 крупные группы – VUP (Vivendi Universal Publishing) и Hachette Livre. К первой группе относились такие издательские дома, как Larousse, Nathan, Plon-Perrin, Robert Laffont, Presses de la Cité. Во вторую группу входили издательства, которые можно охарактеризовать модным сейчас англоязычным заимствованием «people» («для народа») - Harlequin, J’ai lu, le livre de Paris, Le Livre de poche. Вслед за ними следовали четыре издательства, которые имеют приблизительно один и тот же торговый оборот: Gallimard, Le Seuil, Flammarion и Albin Michel. Эти престижные издательства были основаны более века назад, но в последнее время и в их руководстве произошли изменения: так, в 2000 году издательские активы Flammarion были проданы итальянской медиа-группе Rizzoli-Corriere della Sera (Flammarion специализировалось на продаже книг по искусству, красиво иллюстрированных изданиях уходит за границу - попадает в руки итальянского медиа-гиганта). Все изменилось в начале 2003 г. после финансового краха группы Vivendi, руководителем которой на тот момент был Жан-Мари Месье (Jean-Marie Messier). Новое руководство нуждалось в деньгах для погашения старых долгов и выставляет на продажу издательские активы. Продажа касалась акций издательства Bordas, Larousse, 10/18 Presses Pocket. Оставалось лишь определить покупателя. По договоренности с министром культуры, Жаном Айагоном (Jean Aillagon), и президентом республики Жаком Шираком, который лично следил за развитием событий, обладателем издательских акций стала группа Hachette-Lagardère. Поддержка в политической сфере и кампания Жан-Люк Лагардера (Jean-Luc Lagardère) за сохранение «культурного наследия страны, которое необходимо спасти от американского вмешательства», сыграли решающую роль. (Жан Люк Лагардер в газете «Le Monde» объяснял все своим альтруизмом, озаглавив статью "Мы хотим купить VUP France, потому что любим книги").
Не стоит забывать, что на тот
момент Hachette уже являлось вторым
по величине французским
Если французские власти и дали согласие на проведение данной сделки, то европейское правительство всерьез обеспокоилось сложившейся ситуацией. В октябре 2003 г. уполномоченный комиссии по антимонопольной политике Евросоюза, Марио Монти, представил на 200 страницах свой отчет о деятельности группы Лагардер, в котором для разрешением сложившейся ситуации выдвигалось предложение о необходимой ликвидации «сверхмощной» группы Hachette-Vivendi из-за возможной агрессивной ценовой политики на книжном рынке. Дело внимательно изучалось комиссией Евросоюза и в результате было принято решение: группа Hachette-Lagardère должна уступить 60% приобретенных издательских активов группы Vivendi, но сохраняет за собой права на издательские дома Larousse, Dalloz, Dunoz, Armand Colin и Nathan université. Другими словами, еврокомиссия позволила Hachette-Lagardère сохранить контроль над торговлей учебниками и университетскими изданиями. Оставалось решить вопрос: кто же теперь станет обладателем 60% акций? В мае 2004 в ленте новостей появилось сообщение, что Hachette-Lagardère и Wendel Investissements заключили сделку купли-продажи издательских активов Vivendi, которые после вхождения в состав группы Hachette-Lagardère были переименованы в Editis. Эта сделка была подтверждена европейской комиссией и французскими властями.
Таким
образом, в сентябре, когда во Франции
происходит выход книжных новинок (rentrée
littéraire), господин Эрнест Антуан Сейер
(Ernest Antoine Seillière), главный акционер инвестиционной
компании Wendel Investissements и, по совместительству,
президент Medef (Движение предприятий Франции),
стал вторым по величине издателем Франции.
Почему выбор пал именно на эту компанию
понять несложно: у Wendel Investissements нет опыта
в книжном бизнесе и, соответственно, компания
не является серьезным конкурентом для
Hachette. Финансово-рыночные операции победили
на французском книжном рынке, опустошая
содержание книги, лишая ее смысла. Все
больше и больше книг в супермаркетах,
где к ним применяется такая же ценовая
политика, как к стиральному порошку или
дискам. Многие издатели обеспокоены сложившейся
ситуацией и выступают за сохранение независимости
книги от ее рентабельности.
Год 2005
Концентрация капитала в руках одной компании – вот та реальность, с которой сегодня приходится мириться большинству французских издательств: 30 самых крупных издательств контролируют более 90% торгового оборота и, при этом, составляют 1 % от общего числа зарегистрированных издательских марок во Франции. Сложившаяся ситуация «квази» -монополии одного издательского дома не может не представлять угрозы для развития книжного бизнеса и затрагивает все звенья единой цепи - книгоиздательства.
Наравне
с такими известными издательскими группами,
как Hachette, Editis, la Martinière/ Le Seuil, Flammarion или
Gallimard, во Франции также существует ряд
издателей, которые, несмотря на то, что
не являются достаточно крупными издательскими
марками, все же играют определенную роль
в книжном бизнесе. Среди них France Loisir (является
собственностью немецкой компании Bertelsmann),
который является третьим по величине
французским издательством, торговый
оборот которого в 2004 году составил 395
млн евро, издательство Atlas, специализирующееся
на продаже отдельных изданий в газетных
киосках (печатная, аудио-, видео-, DVD- продукция),
занимающее четвертое место с торговым
оборотом в 315 млн евро, и группа компаний
Média Participations, которая объединяет Fleurus,
Mango, Rustica, Dargaud, Dupuis и занимает 7-ое место.
12 самых крупных издательств Франции в 2004 году
(по
размеру торгового
оборота в млн
евро)
Название издательства | Торговая компания (страна) | Торговый оборот, млн. евро |
Hachette-Livre | Lagardère SCA (Ф) | 1432 |
Editis | Wendell Investissement (Ф) | 717 |
France-Loisirs | Berstelmann (Г) | 404 |
Editions Atlas | Di Agostini (Нид) | 388 |
La Martiniere/ Le Seuil | La Martinière Groupe(Ф) | 260 |
Groupe Flammarion | RCS (Ит) | 238 |
Groupe Gallimard | Madrigall (Ф) | 221 |
Lefebvre Sarrut | Flojal (Ф) | 214 |
Groupe Albin Michel | SHP (Ф) | 212 |
Reed-Elsevier | Reed-Elsevier (Вел-Нид) | 189 |
Wolters-Kluver | Wolters-Kluver (Нид) | 137 |
По
данным «Рынок книги 2005»,
приложение к Livres Hebdo,
№637, 17 марта 2006
Таким образом, можно наблюдать процесс интернационализации: издательства France-Loisirs и Editions Atlas приобрели филиалы за границей, в то время как иностранные издательства проявили интерес к специализированным издательствам: Reed-Elsevier приобрел издательские активы Juris-classeurs (книги по праву) и Masson (научно-популярные издания, книги по здоровью); Wolters-Kluver - Larmy (право) и Iniatives Santé (книги по здоровью). Франко-бельгийский конгломерат Média Participations контролирует Fleurus-Mame, Dupuis (религиозная литература) и Dargaud (комиксы). В отношении Berstelmann необходимо отметить, что, кроме France-Loisirs, немецкая компания обладает правами на Grand Livre du mois (что означает, что книжные клубы также находятся в руках единого владельца) и Codes Rousseau. Интернациональное издательство Ридерс Дайджест также укрепило свои позиции на французском книжном рынке.
Среди
других издательских домов, которые можно
отметить: специализированные издания
для школьников и студентов – Presses Universitaires
de France и Belin, художественная литература
- Minuit, Actes Sud, Editions du Rocher и др. Но в данном
случае известность торговой марки не
соответствует размеру торгового оборота
издательства: Presses Universitaires de France – 16 млн
евро, Minuit – 3 млн евро (108 место в рейтинге).
В итоге,
среди 10 000 издательств, зарегистрированных
во Франции, сто издательств контролируются
крупными торговыми компаниями, составляют
90% объема продаж и, соответственно, продаются
на прилавках книжных магазинов.
Год 2006
Такого в розничной книжной торговле не было давно. Продажи, не знавшие спада в течение 15 лет, за исключением 1997, в 2006 падали второй год подряд. Среди издателей и распространителей растет беспокойство: наряду со все возрастающим влиянием «цифровой» революции, все более популярным становится мнение: книжный рынок структурно меняется.
В 2005
боялись, что новый «Гарри Поттер» и «Астерикс»
вместе с феноменом Дэна Брауна, осушат
рынок: итог 2005 – спад продаж на полпроцента.
Оказалось, это были еще цветочки. В 2006
был отмечен новый спад продаж, на этот
раз минус 1,5%. В розничной книжной торговле
снизились все показатели, кроме размера
потребительской корзины, который уже
три года держится в районе отметки 18 евро.
В книжные магазины заходят все реже. Как
и в 2005, больше других страдают небольшие
книжные магазины: у них спад продаж составил
4%. Чуть лучше показатели у гипермаркетов
– 2%. Избежать спада продаж смогли только
крупные книжные магазины. Благодаря либо
репутации книжных специалистов, либо
известному среди читателей качеству
ассортимента, они оказались не так зависимы
от «блокбастеров».
Информация о работе Современное состояние книжного дела во Франции