Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:03, реферат
Россия во второй половине XIX в. вступила на путь капитализма, хотя к концу века она еще значительно отставала от ведущих европейских государств в политическом, социальном и экономическом развитии. Ей не удалось восстановить влияние на судьбы Европы, какое она имела в первой половине столетия. Тем не менее, военный потенциал страны, ее громадные людские ресурсы, экономические возможности, размеры территории обеспечивали ей ранг великой державы, с которой другим европейским державам приходилось считаться.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Россия и европейские государства …………………………………… 6
1.1. Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского мирного договора 1856 г. ………………………………………………………. 6
1. 2. Политика на Балканах …………………………………………... 11
1.3. Взаимоотношения России с европейскими государствами …… 15
Глава 2. Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX в............................................................................................................................. 22
Глава 3. Присоединение Средней Азии ……………………………………… 27
Заключение …………………………………………………………………….. 33
Список использованных источников и литературы …………………………. 35
Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Россия и европейские государства …………………………………… 6
1.1. Борьба России за отмену
ограничительных условий
1. 2. Политика на Балканах …………………………………………... 11
1.3. Взаимоотношения России с европейскими государствами …… 15
Глава 2.
Политика России на Дальнем Востоке во
второй половине XIX в.............................
Глава 3. Присоединение Средней Азии ……………………………………… 27
Заключение …………………………………………………………………….. 33
Список использованных источников и литературы …………………………. 35
ВВЕДЕНИЕ
Россия во второй половине XIX в. вступила на путь капитализма, хотя к концу века она еще значительно отставала от ведущих европейских государств в политическом, социальном и экономическом развитии. Ей не удалось восстановить влияние на судьбы Европы, какое она имела в первой половине столетия. Тем не менее, военный потенциал страны, ее громадные людские ресурсы, экономические возможности, размеры территории обеспечивали ей ранг великой державы, с которой другим европейским державам приходилось считаться.
Внешняя политика самодержавия находилась в тесной связи и взаимозависимости с социально-экономическим положением страны, внутренней политикой правительства. Новые условия второй половины века наложили отпечаток на внешнюю политику России, ее стратегию и тактику.
Исходным рубежом при
Поражение в Крымской войне продемонстрировало всю слабость социальной и политической системы Российской империи.
Без проведения внутренних преобразований и накопления сил правительство не могло решить и внешнеполитические задачи – отменить нейтрализацию Черного моря, овладеть новыми землями в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Внутриполитическая и
Во второй половине XIX в. в России выдвинцулась целая плеяда крупных дипломатов: министры иностранных дел А. М. Горчаков, Н. К. Гирс, послы при европейских дворах Н. П. Игнатьев, А. Б. Лобанов-Ростовский, А. И. Нелидов, Е. П. Новиков. Н. А. Орлов и другие. Искусство российских дипломатов высоко оценивалось европейскими политиками [5, с. 13].
В отличие от предыдущих и последующих лет внешняя политика России 1879-1894 гг. мало интересовала историков, за исключением такого, центрального в этой теме, сюжета, как русско-французский союз. Русская дореволюционная историография и на рубеже XIX-XX вв. традиционно продолжала выделять из всех вопросов отечественной внешней политики восточный вопрос, хотя он со временем отходил все дальше на второй план. Даже русско-французский союз так и не стал до 1917 г. для российских историков предметом специальных исследований.
В советской историографии все аспекты внешней политики царизма 1879-1894 гг. так или иначе рассматривались. Е. В. Тарле, а позднее Ф. А. Ротштейн обозрели их в сводных трудах по истории европейской дипломатии конца XIX в. В 1928 г. был издан 1-й том капитального труда С. Д. Сказкина о «Союзе 3-х императоров» 1881-1887 гг. (2-й том не был написан). На основе архивных, ранее никем не изученных данных Сказкин раскрыл причины возникновения и распада этого союза и все стороны его деятельности как последней попытки трех самых реакционных монархий Европы сохранить, по крайней мере, благожелательный нейтралитет между ними — попытки, обреченной на неудачу из-за обострения их обоюдно гегемонистских претензий, главным образом на Балканах.
На Западе (прежде всего во Франции)
литература о русско-французском
союзе 1894 г. неизмеримо богаче. Р. Жиро
исследовал экономические предпосылки
союза, Э. Доде, Ж. Мишон, У. Лангер и другие
— его дипломатическую и
Другие сюжеты российской внешней политики 1879-1894 гг. в зарубежной историографии освещены слабо. Зато историкам Запада принадлежит ряд превосходных обобщающих трудов по истории международных отношений конца XIX в., где рассматривается — в общеевропейском контексте — и внешняя политика царской России [5, с. 14].
В работе использованы источники – договоры России с другими государствами с 1856 по 1917 г.
Работы общего плана, посвященные
международным проблемам – «
Актуальность темы определяется необходимостью изучения вопросов, связанных с историей внешней политики России и изучением проблем взаимоотношений с другими государствами в контексте истории.
Цель работы – рассмотрение и изучение основных направлений внешней политики России во второй половине XIX в. в соответствии с целью работы определяются следующие задачи:
1) изучить взаимоотношения
2) рассмотреть борьбу России
за отмену ограничительных
3) исследовать политику России на Балканах;
4) проанализировать политику
5) охарактеризовать процесс
Глава 1. Россия и европейские государства
1.1. Борьба России за отмену
ограничительных условий
Главной задачей внешней политики
России 1856 - 1871 гг. была борьба за отмену
ограничительных статей Парижского
мира, запрещавших России держать
военные суда и строить крепости
в Черном море. Россия не могла мириться
с положением, при котором ее черноморская
граница оставалась незащищенной и
открытой для военного нападения. Экономические
и политические интересы страны, а
также интересы безопасности государства
требовали отмены нейтрализации
Черного моря. Но решать эту задачу
в условиях внешнеполитической изоляции
и военно-экономической
Решение трудных задач российской дипломатии, особенно в 60 - 70 гг., связано с именем А.М. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел. Горчаков был опытным дипломатом и имел обширные связи среди политических деятелей ряда стран, обладая широким политическим кругозором, он критически оценивал многие действия царизма. Все это способствовало формированию им внешнеполитического курса, учитывая реальную обстановку в Европе [13, с. 187].
Самыми тяжелыми условиями Парижского мира 1856 г. для России были статьи о нейтрализации Черного моря, о запрещении ей держать там военные корабли и строить крепости. Они лишали Россию возможности защиты своих южных границ при нападении враждебных государств, корабли которых могли появиться в Черном море через Дарданеллы и Босфор. В итоге войны Россия потеряла Южную Бессарабию, утратила исключительное право покровительствовать христианам Османской империи [7, с. 12].
Потеряв Южную Бессарабию, Россия лишилась контроля над устьем Дуная. На Кавказе ей пришлось отказаться в пользу Турции от занятого в ходе войны Карса. Англия, Франция и Австрия заключили договор о гарантии независимости и сохранении целостности Османской империи, в случае нарушения которых могли применить силу. К союзу трех государств на севере примыкало Шведо-Норвежское королевство, а на юге Османская империя. Сложившаяся новая расстановка сил получила название «крымской системы». Россия оказалась в международной изоляции.
После смерти Николая I в 1866 г. верховное руководство внешней политикой стал осуществлять его наследник. Александр II хотя и разделял взгляды своего отца, но понимал необходимость перемен во внешнеполитическом курсе. На должность руководителя внешнеполитического ведомства был назначен Горчаков [5, с. 51].
В качестве основной внешнеполитической задачи выдвигалось обеспечение мирной передышки, ставилась цель добиться ликвидации статей Парижского договора и нейтрализации Черного моря. Не менее важным представлялось восстановление утраченных позиций на Балканах, что должно было составить первый шаг к изменению режима проливов в пользу России. Остальные направления внешней политики – среднеазиатское и дальневосточное – имели в тот период подчиненное значение [13, с. 188].
Внешнеполитическая программа
А. М. Горчакова была заявлена в его
циркуляре «Россия
Заявление Горчакова о внутренней политики перед внешней диктовалось тем, что в то время России приходилось решать сложные внутренние проблемы путем проведения серии реформ. Несколько позднее, в докладе Александру II 3 сентября 1865 г., Горчаков писал: «При современном положении нашего государства в Европе вообще главное внимание России должно быть направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой основной задаче». В этом и заключалась суть внешнеполитической программы Горчакова [6, с. 124].
«Крымская система» стремилась поддерживать международную изоляцию России, поэтому в первую очередь необходимо было выйти из этой изоляции. Искусство русской дипломатии (в данном случае ее министра иностранных дел Горчакова) заключалось в том, что она весьма умело использовала менявшуюся международную обстановку и противоречия между участниками антирусского блока — Францией, Англией и Австрией.
В связи с назревавшим военным конфликтом в конце 50-х годов между Францией и Австрией по итальянскому вопросу французский император Наполеон III искал поддержки у России. Россия охотно пошла на сближение с Францией, чтобы оторвать ее от антирусского блока. 3 марта 1859 г. в Париже между Россией и Францией был заключен секретный договор, по которому Россия обязывалась соблюдать нейтралитет во время войны Франции с Австрией. Россия также обязывалась удержать Пруссию от вмешательства в войну. В апреле 1859 г. Франция и Сардинское королевство объявили войну Австрии, Но попытка Наполеона III втянуть в военный конфликт и Россию не удалась, хотя Россия и была заинтересована в ослаблении Австрии. И всё же нейтралитет России облегчил победу Франции и Сардинии над Австрией. Разгром Австрии послужил сигналом к революционной борьбе в Италии за ее национальное объединение, которое произошло в 1861 г. Однако в отношениях между Россией и Францией возникли серьезные осложнения. В 1863 г. вспыхнуло польское восстание. Наполеон III демонстративно заявил о своей поддержке восставших поляков. К его заявлению присоединился английский кабинет. Хотя реальной помощи поляки от Франции и Англии не получили, но позиция Франции серьезно обострила ее отношения с Россией. Вместе с тем события в Польше способствовали сближению России с Австрией и Пруссией, боявшихся, как бы пожар польского восстания не распространился и на их земли, населенные поляками.
Для России особенно важна была поддержка со стороны Пруссии, роль которой в европейских делах в 60-е годы существенно возросла. Прусский канцлер Отто Бисмарк, начавший в середине 60-х годов воссоединение Германии «железом и кровью» (т. е. военными методами), рассчитывал на невмешательство России в германские дела, обещая в свою очередь поддержку русской дипломатии в решении вопроса об отмене унизительных для России статей Парижского трактата 1856 г. Когда в 1870 г. началась франко-прусская война, Россия заняла позицию нейтралитета, что обеспечило восточный тыл Пруссии. Поражение Франции в этой войне выводило ее из антирусского блока. Россия воспользовалась этим обстоятельством, чтобы в одностороннем порядке заявить о своем отказе исполнять ограничительные статьи Парижского трактата 1856 г [1, с. 329].
31 октября 1870 г. Горчаков направил всем державам, подписавшим Парижский трактат 1856 г., уведомление, в котором говорилось, что Россия более не может считать для себя обязательным запрещение иметь военный флот на Черном море.
В частности в этой циркулярной депеше министра иностранных дел России А. М. Горчакова к представителям России при дворах держав, подписавших Парижский трактат 1856 года говорилось: «Неоднократные нарушения, которым в последние годы подвергались договоры, почитаемые основанием европейского равновесия, поставили императорский кабинет в необходимость вникнуть в их значение по отношению к политическому положению России. … по выражению трактата, вход в Черное море формально и навсегда воспрещен военному флагу, как прибрежных, так и всех других держав; но в силу так называемой конвенции о проливах, проход через эти проливы воспрещен военным флагам лишь во время мира. Из этого противоречия проистекает то, что берега российской империи открыты для всякого нападения» [10, с. 104].
Информация о работе Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века