Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:38, статья
Внешняя политика России определяется Президентом РФ и осуществляется Министерством иностранных дел.
Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 года.
Договор о коллективной
Россия и Казахстан установили безвизовый режим.
В 2004 г. проведён Год России в Казахстане (2003 г. отмечался как Год Казахстана в России).
На базе Договора Программы экономического сотрудничества на 2008—2011 гг. от 4 октября 2007 г. развивается двустороннее сотрудничество с Казахстаном в экономической сфере.
В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены казахстанской компании «Казмортрансфлот» и ещё три — казахстанской компании Mobilex Energy.
В июле 2009 года на заводе «Красное Сормово» был построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн, предназначенный для «Казмортрансфлота».
В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.
Россия – Туркмения
Дипломатические отношения между Туркменией и Российской Федерацией установлены 8 апреля 1992.
Заключен новый Договор о дружбе и сотрудничестве (23 апреля 2002 г.). Подписано более 90 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных областях.
Поддерживаются связи в политической сфере, в том числе на высшем и высоком уровнях. Президент Российской Федерации В. В. Путин трижды посетил Туркменистан (май 2000 г. — рабочий визит, апрель 2002 г. — для участия в саммите глав прикаспийских государств, май 2007 г. — рабочий визит). В апреле 2007 г. состоялся рабочий визит в Москву Президента Туркменистана Г. М. Бердымухаммедова. В феврале 2007 г. в Ашхабаде с рабочим визитом находился Председатель Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадков.
Осуществляются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран, взаимодействие в международных организациях. В октябре 2005 г. и апреле 2007 г. состоялись рабочие визиты в Ашхабад Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова.
Россия – Узбекистан
Дипломатические отношения между Узбекистаном и Россией установлены 20 марта 1992.
Заключен Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (30 мая 1992 г.). Подписано свыше 200 договоров и соглашений, регулирующих связи в различных областях, хотя часть из них в силу изменившихся обстоятельств утратила актуальность.
Поддерживаются регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях. Президенты Российской Федерации пять раз посещали Узбекистан — в октябре 1998 г. (государственный визит), в мае 2000 г., в августе 2003 г. июне 2004 г. и феврале 2009 г. (рабочие визиты). Президент И. А. Каримов посетил Россию с официальными (март 1994 г., ноябрь 2005 г.), государственными (май 1998 г., май 2001 г.) и с рабочими визитами (апрель 2004 г., июнь 2005 г., май 2006 г.). Министры иностранных дел Российской Федерации побывали в Ташкенте с официальным (январь 2002 г.) и рабочим (октябрь 2005 г.) визитами. Регулярные контакты между руководством двух государств осуществляются и в рамках многосторонних структур (СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС). 9 июня 2007 г. В. В. Путин и И. А. Каримов встретились в двустороннем формате в ходе неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге.
В марте 2007 г. в Ташкенте с официальным визитом побывал Председатель Правительства Российской Федерации М. Е. Фрадков, проведший с И. А. Каримовым и Премьер-министром Ш. М. Мирзияевым обстоятельные переговоры по основным вопросам двусторонних отношений и международной тематике. В июле состоялся рабочий визит в Узбекистан Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Российской части Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству С. Б. Иванова, в ходе которого состоялись его встречи с И. А. Каримовым, Премьер-министром, председателем Узбекской части Межправкомиссии Ш. М. Мирзиеевым.
С середины 2003 г. во внешней политике Узбекистана началась корректировка отношений со странами Запада в сторону придания им более взвешенного характера с одновременным усилением линии на развитие политического и экономического взаимодействия с Россией.
Существенный импульс двусторонним отношениям придал рабочий визит в Узбекистан Президента Российской Федерации В. В. Путина в августе 2003 г. Особое внимание в ходе переговоров было уделено вопросам активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, более полного задействования имеющегося в этой сфере потенциала.
Важные договоренности были достигнуты по итогам рабочего визита в Россию Президента Узбекистана И. А. Каримова в апреле 2004 г. В соответствии с ними главы двух государств в ходе рабочей встречи в рамках саммита ШОС в Ташкенте 16 июня 2004 г. подписали бессрочный Договор о стратегическом партнерстве, в котором определены приоритетные направления сотрудничества в военно-политической, торгово-экономической и гуманитарной областях. Он предусматривает также тесное взаимодействие сторон в вопросах укрепления безопасности в центральноазиатском регионе, формирование консультационных механизмов по линии их внешнеполитических, оборонных и правоохранительных ведомств и спецслужб.
Одной из центральных тем обсуждения в ходе официального визита И. А. Каримова в Россию в ноябре 2005 г. стали вопросы борьбы с международным терроризмом и другими глобальными угрозами и вызовами, а также ситуация в центральноазиатском регионе в свете событий в Андижане, произошедших в мае 2005 г. Значительное внимание было уделено состоянию и перспективам развития российско-узбекского сотрудничества, вопросам торгово-экономического взаимодействия, прежде всего в области ТЭК.
В ходе визита президентами двух стран подписан Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (14 ноября 2005 г.). Договор нацелен на международно-правовое закрепление принципов союзничества в качестве основы двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
По Договору Стороны берут на себя обязательство сотрудничать в деле обеспечения национальной, региональной и международной безопасности, укрепления мира и стабильности, в том числе посредством противодействия терроризму, распространению оружия массового уничтожения, незаконному обороту наркотических средств и иным новым вызовам и угрозам. Они будут оказывать друг другу помощь в случае, если одна из них становится объектом внешней агрессии. В этих целях предусматривается проведение двусторонних консультаций по линии глав государств, парламентов, правительств, советов безопасности, внешнеполитических, оборонных, правоохранительных и других министерств и ведомств двух стран.
В соответствии
с Договором стороны наращивают
сотрудничество в военной и военно-
19 июля 2006 г. в МИД Узбекистана состоялся обмен грамотами о ратификации Договора, в результате которого документ официально вступил в силу.
Динамично
развиваются межпарламентские связи.
В феврале 2006 г. Узбекистан посетил
В. Б. Грызлов, в апреле — С. М. Миронов.
Их контакты с высшим руководством страны
позволили вывести диалог законодательных
органов двух стран на уровень полноценных
межгосударственных отношений.
Россия — Ближний Восток
Иран
Российско-иранские отношения (ранее русско-персидские) были установлены в 1592 еще при Рюриковичах, когда в Персии правила династия Сефевидов. По итогам 2005 Россия стала седьмым по значимости торговым партнером Ирана, более 5 % иранского экспорта пришлось именно на Россию. Товарооборот между странами впервые превысил миллиард долларов США.
Из-за роста напряженности в отношениях с Западом, в первую очередь, с США, Иран нашел поддержку на стороне России. Руководство Ирана чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы ограничить влияние США в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. В этой связи президент Ирана Махмуд Ахмадинежад форсировал переговоры о вступлении Ирана в Шанхайскую Организацию Сотрудничества, и в 2005 по инициативе России ему был предоставлен статус наблюдателя. В скором времени возможно начало полноценного участия Ирана в этой организации. Сближение Ирана с ШОС считается самым большим дипломатическим успехом страны со времени Исламской революции.
При посредничестве России в мае 2004 Иран подписал с Арменией договор о поставках газа в эту страну на ТЭС в городе Раздан по новому газопроводу Иран — Армения, так как из-за нестабильной ситуации, связанной с «Революцией роз» в Грузии, Россия не могла гарантировать бесперебойные поставки газа в Армению. Тем не менее, «Газпром», владеющий блок-пакетом акций «Армросгазпрома», пытается ограничить поставки из Ирана только объёмами, необходимыми Разданской ТЭС.
Палестина — Хамас
9 февраля
2006 российский президент Владимир
Путин заявил о намерении
США, которые наряду с Россией, Евросоюзом и ООН входят в так называемый ближневосточный «квартет», направили в Россию просьбу уточнить российские намерения в отношении этих переговоров, поскольку на последней встрече «квартета» 30 января 2006 года российская сторона ничего о своих планах не сообщала.
В Израиле инициатива Владимира Путина вызвала возмущение. МИД Израиля заявил, что Россия фактически выступила вразрез с позицией «квартета», который сформулировал предварительные условия для начала диалога с «Хамасом»: признание им государства Израиль и всех палестино-израильских соглашений, а также отказ от террора. Ни одно из этих условий до сих пор не выполнено. В Израиле дают понять, что заявленная позиция России может привести не к повышению, а к резкому снижению её посреднической роли в ближневосточном урегулировании.
Франция стала единственной крупной европейской страной, которая одобрила предложение Владимира Путина, полагая, что оно может способствовать продвижению позиций «квартета» ближневосточных посредников и привести «Хамас» на позиции, позволяющие создать рядом два государства — палестинское и израильское — живущие в мире и безопасности.
Делегация движения «Хамас» во главе с председателем политбюро Халедом Машалем прибыла в Москву 3 марта 2006 г. Уже в аэропорту Халед Машаль предупредил, что выполнять главное требование России и Запада — признавать Израиль — «Хамас» не собирается.
Для «Хамаса» сам факт визита в Москву и проведения переговоров изначально был намного важнее, чем достижение какого-либо результата. Российская сторона, похоже, также это понимала, поэтому самым высокопоставленным российским представителем на встрече стал глава МИДа Сергей Лавров. Он призвал «Хамас» к реформам, переходу к политической борьбе и полному отказу от силовых действий. Халед Машаль настаивал, чтобы делегацию принимал Владимир Путин, но в Кремле решили принять «Хамас» только в том случае, если в ходе переговоров будет достигнут некий прорыв.
Российская сторона ещё до переговоров отказалась от планировавшейся поставки в Палестину военно-транспортных вертолётов для высшего палестинского руководства и 50 бронетранспортёров БТР для палестинских спецслужб, заявив, что вначале надо получить согласие Израиля. В то же время Россия предоставит «Хамасу» финансовую помощь в размере 10 млн долларов.
Приглашение делегации «Хамаса» в Москву является ещё одной попыткой российского руководства доказать, что Россия умеет находить общий язык с политическими режимами, которые считаются изгоями — КНДР, Ираком, Ираном, Ливией, Сирией. Россия также рассчитывает таким образом добиться ослабления поддержки чеченских сепаратистов.
В начале
апреля 2006, когда США и Евросоюз
заявили о прекращении
МИД РФ 4 мая 2006 сообщил, что правительство приняло решение оказать неотложную финансовую помощь Палестинской национальной администрации в размере $10 млн, учитывая «обостряющуюся социально-экономическую и гуманитарную ситуацию на палестинских территориях». В сообщении МИД заявлено, что финансовая помощь оказана «с учётом согласованных в ближневосточном „квартете“ подходов». Средства должны расходоваться исключительно на обеспечение социальных и гуманитарных нужд палестинского населения.