Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:12, статья
В третьем тысячелетии в новой фазе исторического общемирового развития информационное общество включает в себя единое мировое информационное пространство, глобальную информационную инфраструктуру. По мнению философов, политологов и ряда политических деятелей информационное общество характеризуется постиндустриальной парадигмой, формирующейся новой парадигмой государственного управления, высоким уровнем развития средств информации, а в перспективе - всеобщей компьютеризацией мирового сообщества.
ВЛАСТЬ
В ИНФОРМАЦИОННОМ
ОБЩЕСТВЕ
В третьем тысячелетии в новой фазе исторического общемирового развития информационное общество включает в себя единое мировое информационное пространство, глобальную информационную инфраструктуру. По мнению философов, политологов и ряда политических деятелей информационное общество характеризуется постиндустриальной парадигмой, формирующейся новой парадигмой государственного управления, высоким уровнем развития средств информации, а в перспективе - всеобщей компьютеризацией мирового сообщества.
Информационное сообщество создает качественно новые возможности для повышения эффективности власти: инкорпорирование интерактивных средств массовой коммуникации, информационно-коммуникационных технологий в политику привело к изменению идеологии и технологий управления государством. Новые информационные технологии инициируют тенденцию перемещения целостной системы традиционных политических, социальных, экономических институтов, их деловой активности из социальной реальности в информационно-коммуникационную среду.
Современная динамика общемирового развития объединяет в едином информационном пространстве публичную систему власти с гражданским обществом (госслужащие, бизнес, политически активные граждане, образовательные и исследовательские институты, общественные группы, гражданские организации, некоммерческие общественные организации).
В период информационной революции сложный процесс становления общества ознаменован появлением новых политических идей, связанных с формированием электронного общества и лежащих в его основе сетевых электронных технологий. В этих условиях борьба за власть, за ее удержание становится невозможной без использования политических технологий - технологий реализации власти. Новые политические идеи, заключенные в такие понятия, как «электронное государство», «цифровое правительство», «электронное правительство», «электронные офисы», «безопасность сетей», «дерегулирование», «либирализация», «структурная перестройка» легли в основу практического внедрения публичного управления при формировании «электронного правительства».
В этот период в зарубежной политологической литературе превалируют термины «киберполитика» (автор термина Дэвид Роткопф [1,475], медиаполитика и «NET политика» - «сетевая политика» (автор американский ученый Дэвид Больер [2,404]. Политический лексикон обогатился понятиями «глобализация» (автор Рональд Робертсон, профессор социологии Университета Абердина [3,219-242], «ноополитика» (термин, впервые введен Пьером де Шарденом – «ноополитика» - то есть, «политика знания» и адаптирован к современным реалиям в опубликованной в 1999 г. работе Джона Аркилла и Дэвида Ронфельда), «электронное гражданство»[4,272]. Смысловое употребление термина «электронный» связано с применением понятий «интерактивных технологий», «компьютерных сетей». При этом, обратим внимание, что выражение «информационное общество», как оно понимается в текущей практике, характеризует всю совокупность общественных отношений. Соответственно, самым значимым явлением в информационном обществе является «цифровая (дигитальная) демократия»[5,12] - как одна из определенных форм сотрудничества граждан с государством, своеобразный инструмент защиты гражданами своих интересов и использование возможностей государственного менеджмента. Через «цифровую демократию» граждане и бизнес определяют, какие именно услуги, каким образом будет предоставлять им правительство, при этом они устанавливают взаимную ответственность в рамках взаимодействия, формируют образ «электронного государства» посредством реализации концепции «электронного правительства».
На
основании теоретических
В процессе информационной революции, становления глобальных информационных технологий, инфосферы сетевой среды, трактовка сущности «электронное правительство» получает новое качественное состояние. Оно во многом зависит от уровня и скорости внедрения новейших систем информатизации и информационных технологий в обществе, которым оно формируется. Одновременно отметим, что под термином «электронное правительство» подразумевается глобальный процесс, связанный с кардинальным изменением государственной структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена. Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности.
Во многих государствах мира к началу ХХI столетия с переходом к информационному обществу накоплен опыт институализации власти в виде «информационной экономики», электронного бизнеса, оказания государственных услуг через информационные сети (электронное правительство).
Власть, выступая катализатором происходящих трансформаций, как государственный механизм, служащий интересам общества, в целях открытого информационного взаимодействия с общественностью, использует Интернет для повышения эффективности своей работы.
Взаимодействие
власти и гражданского общества в
постиндустральную эпоху
В современной инфосреде сформированы представления об электронном правительстве «как институте, призванном эффективно удовлетворять насущные потребности общества [7,133-135]. Электронное правительство, как новая технология власти создается путем интерактивного взаимодействия власти и общества, посредством взаимодействия государства и нескольких типов политических сетей: политических сообществ, профессиональных, межуправленческих и бизнес-сетей.
Необходимо отметить, что в российской политической модели взаимоотношения власти и общества исторически приоритет отдавался интересам общества, выразителем которого выступало государство. В современной России электронное правительство, как новая модель взаимодействия общества и власти трансформирует традиционные исторические способы взаимодействия государства и общества, меняет приоритеты и, выводя на первый план интересы человека, таким образом при помощи электронного правительства впервые предоставляются человеку возможности «быть услышанным властью».
В информационном обществе важнейшим связующим звеном власти и общества является информационный «портал власти». В России взаимодействие власти и общества в виртуальном пространстве началось посредством открытия сайта «Президента России» (URL.http://www.kremlin.ru). Современная государственная власть в информационном обществе, создавая информационную инфраструктуру, обеспечивает наилучшие условия для предоставления общественно полезной информации. Так, в январе 2012 г. на информационной странице сайта г. можно ознакомиться, в том числе и с Указом Президента о проведении в 2012 г. в Российской Федерации года российской истории.
Необходимо отметить, что в видео-блоге Дмитрия Медведева существует рубрика «Читать все комментарии» и рубрика «Добавить комментарий». По состоянию на 10 января 2012 г. на выступление Президента «Пора на деле приблизить к людям исполнение важнейших для них функций государства» можно ознакомиться с 96 комментариями граждан. Например, комментарий, размещенный Галиной Николаевной 7 января 2012 г. содержит следующее конкретное предложение: «…Интернет сейчас - это основной источник информации для граждан, причем достоверной информации, в плане доступа к государственным информационным порталам и различным информационным базам. Поэтому, компьютер должен стать основным рабочим инструментом для каждого гражданина страны в ближайшее время. Для этого необходимо понять из чего складывается ценообразование на рынке компьютерных технологий, начать разработку наших программных продуктов, качественных и недорогих»[8,4]. Этот пример служит образцом роли нанодемократии в информационном обществе, где важную роль играет не статусная, традиционная демократия организаций, а демократия индивидов. Это свидетельствует об изменении модели информационного взаимодействия власти и общества.
Электронное правительство повышает осведомленность власти об эффективности работы государственного менеджмента, граждан - о работе власти, обеспечивая многостороннюю связь между властью и обществом, снижая барьер между властью и личностью, гармонизируя отношения власти и общества, предоставляет возможность формирования открытого общественного мнения, которое должно трансформироваться в реальную политическую силу, которую не сможет игнорировать власть. Данная возможность достигается путем введения в государственный менеджмент электронный документооборот, перевод в электронную форму взаимодействия власти с гражданским обществом на основе работы правительственного портала.
Информация, доступная в электронном виде через многофункциональные центры, инфоматы, мобильную и телевизионную связь, исходящая от государственной власти, способствует развитию информационных основ развития демократии. Благодаря демократическим изменениям государственного управления при формировании нового информационного пространства, повышения эффективности деятельности государственного менеджмента, власть получает новые возможности для информирования своих граждан по ключевым вопросам через открытые каналы связи.
При новых способах организации власти информационный фактор превращается в ключевой механизм модернизации политических отношений и обеспечения формирования сетевого принципа построения публично-властных отношений, создания условий для построения сетевого государства.
Однако существует и иная точка зрения на перспективу развития информационного общества. При этом следует учитывать, что, по мнению ряда ученых в современном мире в чистом виде информационное общество не существует нигде, речь скорее идет о новой стадии индустриализации «волне» (в терминологии О. Тоффлера [9,645]), породившей индустриально-информационное общество, в котором существует паритет между традиционным осуществлением политической власти и внедрением новых технологий политического управления.
Социальную основу нового общества составляют работники, участвующие в сборе, создании, переработке, распространении и доставке информации. Новый средний класс, живущий за счет своего профессионального умственного труда (служащие, управляющие, инженеры), подвергаются широкомасштабной информации, несущей в себе опасность «самой совершенной эссенции лжи, по мнению Г. Джемаля,- которую будет загонять «шприц», воткнутый в мозги человечества» [10, 73]. Однако, считаем, что благодаря деятельности политических акторов, функционирующих как внутри правительства, так и в обществе, благодаря интегрированию новых технологий в государственную систему в конечном итоге осуществляется модернизирующая функция развития общества.
В российской действительности повышенный интерес к проблеме формирования инфраструктуры «электронного правительства» частично образован инициациями власти и средствами массовой информации, а также тем обстоятельством, что некоторые противоречия в российской политике закономерно усиливаются. Власть является ключевым элементом государства, многомерным явлением, где информация является эффективным ресурсом власти. С одной стороны, сегодня можно наблюдать закономерное устаревание программных документов, принятых в начале третьего тысячелетия. С другой стороны, в России острые политические процессы второго десятилетия XXI протекают, по мнению В.В. Кашицина, «на фоне экономического роста, ежегодно фиксируемого официальными государственными учреждениями»[11,6].
Отметим, что в российском обществе в последнее время прослеживается тенденция установления контроля со стороны власти над онлайн-ресурсами в сети Интерент: неоднозначно воспринятые общественностью предложения МВД РФ и Генеральной Прокуратуры РФ о приравнивании онлайновых ресурсов к средствам массовой информации и принятия законодательных ограничений их деятельности. Однако это является показателем попыток выработки новых и эффективных решений взаимодействия власти и общества, выработки системы нового информационного управления обществом и охраны информационной безопасности государства.