Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 17:57, лекция
Уже в 30-х гг. американский теоретик Т. Парсонс, критически оценивая возможности бихевиоризма, выступил против чрезмерного эмпиризма данного метода и направления исследований политики, настаивая на том, что наука прежде всего должна руководствоваться определенной теоретической мыслью, способной объяснить совокупность фактов на основе каузальной (причинной) и нормативной зависимостей. Другой видный американский ученый Д. Истон считал, что в силу чрезвычайной сложности политики теоретическое описание событий должно базироваться на предварительных гипотезах, опирающихся на общее видение ситуации. Он подчеркивал также, что для ученого крайне важно истолковывать факты, наблюдая их в широком социальном контексте.
Современные подходы к изучению мира политики.
Уже в 30-х гг. американский теоретик Т. Парсонс, критически оценивая возможности бихевиоризма, выступил против чрезмерного эмпиризма данного метода и направления исследований политики, настаивая на том, что наука прежде всего должна руководствоваться определенной теоретической мыслью, способной объяснить совокупность фактов на основе каузальной (причинной) и нормативной зависимостей. Другой видный американский ученый Д. Истон считал, что в силу чрезвычайной сложности политики теоретическое описание событий должно базироваться на предварительных гипотезах, опирающихся на общее видение ситуации. Он подчеркивал также, что для ученого крайне важно истолковывать факты, наблюдая их в широком социальном контексте.
В русле этой же традиции во второй половине XX столетия были концептуализированы важнейшие, лежащие теперь в основе политического анализа методы структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, М. Леви, Р. Мертон), системного (Д. Истон), информационно-кибернетического (К. Дойч), коммуникативного (Ю. Хабермас) и политико-культурного (Г. Алмонд) исследования политики.
В этих условиях была востребована и философско-нормативная традиция, дававшая критику ценностно нейтрального отношения к политике. В рамках данной традиции были заново осмыслены идеи Р. Михельса и М. Острогорского, утверждавших, что деятельность политических институтов невозможно исследовать без анализа их неформальных связей; представления Дж. Уоллеса, Дж. Коуэлла и Г. Лассуэлла о принципиальности психологических компонентов для понимания политического поведения; мысли У. Эллиота и Ч. Бирда о наличии «идеальных целей» в государственном управлении; посттехнократические идеи Б. Турнера, настаивающего на дополнении техницистских подходов нравственными соображениями, и т.д.
Такая методологическая установка, ориентированная на формирование новых способов объяснения политики, объективно стимулировала массовый приток в политическую теорию разнообразных способов и приемов познания не только из общественных, но и естественных наук — географии, математики, системной теории, кибернетики, герменевтики и др.
Современные
интерпретации политических систем
отличаются разнообразием концепций.
Существует до двух десятков определения
данного понятия, в основе которых
различные критерии. В целом можно
утверждать, что политическая система
— это универсальная
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
Во-первых,
он позволяет представить
Во-вторых, дает понимание политики как целостности, открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура.
В-третьих,
одно из важнейших назначений политики
— обеспечение единства, целостности
общественного организма, неизбежно
включающего многочисленные различия,
разнонаправленные тенденции
Формализация,
которая вносится системным подходом,
создает возможность
Формирование
политической системы связано с
постепенным приобретением
- во-первых,
это устойчивая
- во-вторых,
упорядоченность политических
- в-третьих,
у политической системы есть
культурное основание. Это
- в-четвертых,
для политической системы
Итак, смысл системного подхода к анализу политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках более широкой системы, так и в выявлении подсистемы элементов данной системы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия политической теории и установить их взаимосвязь между собой.
Политическая система относится к классу открытых систем: она испытывает различные воздействия не только внутренних, но и внешних факторов. Политологам внимательно изучает все эти влияния.
Разные
системы обладают разными механизмами
сопротивления внешним
Некоторые
западные политологи вообще снимают
с повестки дня проблему поиска лучшего
метода: “Нет непогрешимого метода,
предпочтительнее уметь его своевременно
менять” (Ж. Бюрдо).
В
современной западной
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Институциональный
подход, который применяют некоторые
политологи, рассматривает политическую
систему как совокупность государственных
и негосударственных институтов социальных
и правовых норм, посредством которых
реализуются политико-властные отношения.
Предметом исследования являются обособленные,
организационно оформленные центры власти:
государство, партии, общественные объединения
и подчиненные им структуры, а также нормы,
регулирующие деятельность этих институтов
и их взаимодействие. Институциональный
подход дает возможность детально изучить
отдельные организации, их возникновение,
развитие, функционирование. Политическое
поведение при институциональном подходе
анализируется в тесной взаимосвязи с
существующими политическими институтами
– учреждениями и установлениями. Основными
элементами структуры политической системы
у сторонников институционализма являются
государство, партии, общественные организации
и движения. Однако в стороне остаются
неинституциональные формы взаимодействия
таких субъектов политики, как личность,
малые социальные группы, различные группы
интереса и группы давления. Кроме того,
политическая система как целое теряет
свое значение в качестве предмета исследования.
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Благодаря
кибернетическим методам
Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положения — социальных ролей, статуса и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека)
Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
Социально-психологический
подход аналогичен психологическому,
однако применительно к индивидам, в зависимости
от их принадлежности к социальным группам,
этносам. С его помощью исследуется психологический
характер этих групп (наций, классов, малых
групп, толпы и т. д.).
Литература:
1. Хейвуд,
Эндрю. Политология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
(http://politenc.ru/politika-
2. Глущенко
В. В. Политология:системно-
3. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 559 с.\
Источники:
Информация о работе Современные подходы к изучению мира политики