Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 11:56, реферат
Основным элементом политической системы является институциональная система. Термин «институт» в политической науке используется для обозначения разного рода упорядоченных социально-политических отношений. Институциональная система включает совокупность государственных, партийных, общественно-политических, институтов выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных.
«Политическая система есть совокупность субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества».
Структура политической системы - это совокупность ее элементов и взаимоотношений между ними. Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов.
У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы.
Основным элементом политической системы является институциональная система. Термин «институт» в политической науке используется для обозначения разного рода упорядоченных социально-политических отношений. Институциональная система включает совокупность государственных, партийных, общественно-политических, институтов выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, государство распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят политические (партии, группы давления), а также неполитические, но имеющие возможности влияния на власть и общество, организации – это СМИ, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур.
Институты власти и влияния выполняют свои роли на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т. д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему.
Нормативная система представляет совокупность действующих в обществе легитимных норм поведения, обязательных или допускаемых, правовых и морально-политических, писаных и неписаных, базовых ценностей и властных указаний. Она включает все нормы конституционного, значительную часть административного и финансового права. Вне политической системы находятся нормы частного права. Нормативная политическая система выполняет следующие функции: формализация пространства политического поведения, определение правил организации и проявления властных функций. Нормативы определяются характером общества в целом, меняются по инициативе элиты, обусловлены особенностями функций политической системы данного общества и в данное время.
Для нормативной системы характерно взаимодействие двух начал: символических механизмов регуляции (термин Т. Парсонса) и инноваций. Символические механизмы складываются из двух взаимосоответствующих и взаимодополняющих начал: собственно нормативов и языка. Нормативы выражены в традициях, конституции и законах, в тоталитарных режимах – в программе правящей партии, установках вождя. Функциональность языка проявляется в четкости формулируемых идеалов, заданности образцов поведения и использовании стереотипов. В условиях демократического режима основой нормативной системы является идеология общественного договора. В условиях тоталитаризма – идеологемы подчинения общества великим целям.
К инновациям относятся те нормативы, в которых присутствует элемент обновления, антисистемности и волюнтаристичности, то есть определенной независимости от условий среды и зависимости от субъективных конкретных ситуаций. В инновациях проявляется способность системы приспосабливаться к меняющимся другим системам (социальной, экономической, культурной), частично подчинять их себе и самосохраняться. Идеальным типом является такая система, при которой возможно сочетание устойчивости с инновациями. Мера сочетания определяется как ценностными основаниями старой нормативной системы, так и характером обновления. Следует учитывать и то, что инновационные символы, образы, ниспровергая старое, могут приобретать характер формальных норм.
Следуя этим формальным и неформальным нормам, политические субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликтах, их интенсивность и направленность составляют коммуникативную подсистему.
Коммуникативная система. Политическая коммуникация - это, согласно Д. Грэберу, «составление, передача, получение и обработка сообщений, которые вероятно имеют значительное воздействие на ход политики».
Различают два вида политических коммуникаций: «горизонтальный» и «вертикальный». В первом случае речь идет о коммуникациях между относительно рядом расположенными институциональными компонентами или социальными акторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами). Второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, например, это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем деклараций политических партий по поводу корректировки линии социальной политики. Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах - семья, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.
Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическая ментальность составляют культурную подсистему. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов.
Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности.
Все
подсистемы политической системы взаимозависимы.
Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают
жизнедеятельность политической системы,
способствуют эффективной реализации
ее функций в обществе.
СССР.
Формирование институциональной подсистемы в первые годы советской власти. Тоталитарной партийно-государственной контроль аппарата за всеми ветвями власти. Отсутствие разделения властей. Высокая вертикальная мобильность внутри партийных, советских, судебных, военных и охранных органов вследствие разрастания государственного аппарата, периодических чисток и репрессий. Политический террор как основа стабильности тоталитарной политической системы. СССР – унитарное государство.
Нормативная политическая подсистема. Роль советского законодательства (Основного закона, уголовного и административного кодекса и т.д.) в обеспечении стабильности политической системы. Традиционная христианская нравственность и новая пролетарская мораль как факторы, разрушающие или укрепляющие политическую систему в СССР. Кодекс «строителей коммунизма».
Функциональная подсистема. Соотношение «мирных» и репрессивных методов функционирования советской политической системы в различны временные периоды. Методы политической деятельности различных советских и партийных вождей, их аппаратов, партийных, советских и репрессивных органов власти. Декларативные и реальные методы функционирования политической системы.
Коммуникативная подсистема. Формы политического взаимодействия между институтами в отсутствии самостоятельных ветвей власти и независимых от режима партий. Административная вертикаль и горизонтальные связи. СМИ как мобилизаторы масс для выполнения решений партии и правительства.
Культурная
подсистема. Изменение ценностей в советском
обществе: культурная революция и воспитание
нового человека. Коммунизм как религия.
Послевоенная смена ценностей: от интернационализма
и антиэтатизма к патриотизму и «государственничеству».
Политическая система США.
Институциональная
подсистема. Исполнительная власть.
Институт президентства. Почему президент
выбирается коллегией выборщиков. Институциональный
и бихевиористский подход к изучению института
президентства. Законодательная власть.
Структура Конгресса: Сенат и Палата представителей.
Федерализм. Борьба единства и многообразия
по вопросам усиления или уменьшения вмешательства
федеральных органов власти и роли штатов.
Электоральная система США. Партийная
система США. Нормативная
подсистема политической
системы США: политико-правовые принципы
и нормы, регламентирующие деятельность
политической системы США и ее структурных
элементов. Конституция, федеральные законы
и законы штатов. Функциональная
подсистема политической
системы США: политическая деятельность
партий, преобладание ненасильственных
методов управления. Коммуникативная
подсистема: формы и принципы взаимодействия:
1)внутри политической системы (между элементами
подсистемы: между законодательной и исполнительной
властью, между Сенатом и Палатой представителей,
между правительственными органами и
политическими партиями, между социальными,
конфессиональными и этническими объединениями)
и 2) между внутренними элементами подсистемы
и внешними акторами (другими странами).
Культурно-идеологическая
подсистема – сочетание традиционных
установок с рационалистическими и модернистскими
культурными паттернами.
Политическая система Великобритании.
Институциональная подсистема. Сочетание института монархии с парламентской формой правления. Длительная традиция разделения властей при отсутствии жесткой системы «сдержек и противовесов». Особое значение принципа независимости судебной власти. Ключевая роль английских судов в регулировании системы правоотношений.
Нормативная подсистема. Практика судебных прецедентов. Уникальное правило, благодаря которому решение суда может преодолевать действие закона при рассмотрении конкретного случая. Приоритет принципа разделения властей также и на уровне местного самоуправления.
Функциональная подсистема: отработанная практика фактически двухпартийной системы, давление групп интересов, преоблпдпние ненасильственных методов политической конкуренции.
Коммуникативная подсистема: налаженная связь между правящей партией и оппозиционной партией «Ее Величества». Самая демократичная, либеральная и в то же время - ответственная пресса в мире.
Культурно-идеологическая
подсистема: сочетание традиционализма
и модернизма. Лондон – одна из культурных
столиц мира.
Политическая система Франции.
Институциональная подсистема: по Конституции 1958 г. при сохранении трех классических ветвей власти система разделения властей утрачивает строго пропорциональный характер: мощный эпицентр власти обретает избираемый на прямых общенародных выборах президент; превращение государства в активную силу государственных преобразований; создание специализированных органов, выделенных из системы правосудия, Конституционных судов, не имеющих полномочий в сфере текущей общеприменительной практики и концентрирующих свои усилия на контроле действий самой государственной власти (в отличие от чисто либеральной модели, в которой функции общего правосудия возлагались на суды общей инстанции); деконцентрация власти – передача полномочий по представительству интересов правительства особым государственным чиновникам «на местах»; децентрализация власти – передача полномочий по самоуправлению тем органам власти, которые непосредственно избирались гражданами; сочетании прямого государственного управления «на местах» и самоуправления региональных сообществ.
Нормативная подсистема: создание либерально-этатистской конституцией необходимой правовой базы для проведения более целенаправленной и «позитивной» государственной политики; система конституционного правосудия как противовес угрозе этатизма.
Функциональная подсистема: превращение партий в ключевые субъекты не только политического процесса, но и осуществления государственных властных функций; детальное регулирование и жесткое ограничение конституционной системой деятельности партий в вопросах финансирования, организационного построения, пропаганды радикальных политических идей; отсутствие двухпартийной системы: наличие нескольких общенациональных партий, реально претендующих на вхождение во власть, многопартийность – как инструмент концентрации политического процесса: каждый гражданин выбирает «свою» партию.
Коммуникативная подсистема: доминирующая роль СМИ в политическом процессе.