Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:08, реферат
К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхаира с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса.
Политическая обстановка в Казахстане
к середине XV века
К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхаира с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Ещё в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племён, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в "Тарих-и Рашиди" Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твёрдой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию осёдло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли и ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхаиром вожди родов и племён, а так же в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхаир в 1446 году отобрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау ещё до откочёвки есть у Махмуда ибн Вали, он пишет: "Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Кирай-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину". Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным, по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане, с востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочёвки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчинённых Жанибеку и Керею после поражения Абулхаира от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской Империи ещё при Чингиз-хане. После поражения Абулхаир начал наводить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племён.
Султаны Жаныбек и Кирей
Попытка преодоления раздробленности, политической разобщенности частей казахского народа в разных государственных объединениях выпала на долю Джучидов Джаныбека и Кирея. Их династийные интересы в противоборстве с другими Чингизидами (главным образом Шайбанидами) за право властвовать в наследственныз землях бывшего улуса Джучи объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного государства. Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино, уже подготовленные к единой государственности и объединению долгим процессом взаимосвязанного этнополитического, хозяйственно-культурного развития территорию Восточного Дешт-и Кыпчака, Жетысу и Туркестана этнических групп.
В условиях ослабления и распада ханства Абулхаира и Могулистана наиболее влиятельные вожди родов и племен упомянутого обширного региона стремились к политической независимости или искали покровителя в лице кого-нибудь из Чингизидов. Многие из них поддержали действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства.
Значительная часть казахских родов и племен сплотились вокруг Кирея и Жаныбека еще в 40-50 года в южных землях Казахстана – предгорьях Каратау, низовьях Сырдарьи, северной части Туркестана. Пока Абулхаир-хан был занят борьбой за укрепление своей власти в степи, подавлением сопротивления многочисленных Джучидов и непокорных глав родов и племен, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на этой территории устойчивую власть.
Родословная Жанибека и Керея
В исторической литературе Урус-хана, а через него Барак-хана и основателей Казахского ханства Жаныбека и Кирея принято считать потомками Орда-Еджена, хотя прямых данных об это в источниках нет. По монетным данным и сведениям Муин ад-дина Натанзи в «Мунтахаб аттаварих-и Му и –ни», генеалогия Урус-хана восходит к Сасы-Бука-хану: Сасы-Бука – его сын Эрзен-хан (у Лэн-Пуля Стенли вместо Эрзена упомянут хан Мубарак-Ход-жа) его сын Чимтай – сын Чимтая Урус-хан. Этот источник считает , однако Сасы-Буку происходящим не от Орда-еджена, а от амира Золотой Орды Ногая, что не подкрепляется другими данными. До Сасы-Буки в Ак-Орде, согласно Рашид ад-дину, правили Орда (Орда-Еджен) – Сартактан (Сартак) – Куинджи (Кончи) – Байан. Генеалогическая связь Сасы-Буки в этой линии потомков Орды не доказана, хотя по традиции Урус-хан считается восходящим потомком Орда-Ежена.
Другие источники, касающиеся генеалогий Джучидов (аноним «Таварих-и гузида-йн нусратнаме», «Бахр-аль-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмуда ибн Амир Вали), возводят генеалогию казахских ханов к 13 сыну джучи Тука-Тимуру: Джучи-Тука-Тимур – Уз-Тимур-Ходжа –Бадик – Урус-хан-Каруджак (Куйручук)-Барак-Жаныбек-хан, носивший также имя Ву Саид. Махмуд ибн Вали называет Кирей-хана и Жаныбек-хана относящимися к «потомкам Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана» («Жаныбек-хан, сын Барак-султана, - из султанов, происходящих от Тукай-Тимура». Потомком Тука-Тимура, 13-го сына Джучи, называет Урус-хана и Кадыргали Джа-лаири. В генеалогиях, приведенных в этих сочинениях, содержатся имена казахских ханов и султанов последующего времени, подтвержденные рядом других источников XV в. Приведены имена сыновей и дочерей Барака, Жаныбека, Кирея, Бурундука; достоверность их не вызывает сомнения. Решение вопроса о родственных отношениях между ними имеет большое значение для понимания фактов политической истории государственных образований, существовавших на территории Казахстана ХIV-XV вв. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходившей от Тука-Тимура, или они связаны происхождением с Орда-Едженом. Те и другие по традиции считались соправителями в Ак-Орде, так как Тука-Тимур был в числе тех четырех братьев (вместе с Удуром, Шиингку-мом и Шинкуром), которым даны уделы в улусе их старшего брата Одры, и с которыми они составили левое крыло джучиевых владений и войска». Тука-Тимуриды считались принадлежавшими еще в XIII в. к улусу Орда-Ежена. Но в период распада Золотой Орды на рубеже XIV-XV вв. многие из них претендовали на ее трон в Сарае. Наиболее удачливыми в этом отношении были Улуг-Мухаммад-хан, утвердившихся в Сарае к 1428-29 г.г., затем его брат Киши-Мухаммад-хан, овладевший Сараем в 1428 году. Махмуд ибн Вали сообщает, что хан улуса Шайбана Абулхаир сразу же после власти объявил независимость своих владений от этих потомков Тука-Тимура, т. е. независимость от Золотой Орды. Удаляясь на запад Тука-Тимуриды считали себя по традиции законными владельцами и на территории Ак-Орды, в том числе в улусе Шайбана.
Согласно родословным, помещенным в ряде источников (напрмер,»Таварих-и гузида-йи нусрат-наме»), Жаныбек и Кирей были близкими родственниками. В источниках, повествующих о действиях этих первых казахских ханов-соправителей в51-70 гг.XV в., нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой – как старший по возрасту (Кирей). Но поскольку в государствах средневекового Казахстана наряду с постепенно утвердившимся принципом прямого наследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и старый тюрко-монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего в роде, то Кирей, как и Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана.
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: "Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан". Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан - Тохта Кыйа - Пулад - Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхаир-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.
Откочёвка в Могулистан
Традиционной формой
сопротивления народа в кочевом мире является
уход из традиционных мест обитания, то
есть и уход из под власти правителя, хана.
В условиях средневековой вольницы этим
воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка
Жанибека и Керея стала важным звеном
в цепи политических событий, способствовавших
образованию Казахского ханства. Первое
упоминание об этом появилось в "Тарих-и
Рашиди". Мухаммед Хайдар говорит: "В
то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал
Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства
султанам джучидского происхождения.
Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан.
Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил
им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют
западную окраину Могулистана". Откочёвка
приобрела массовый характер. Началом
откочёвки кыпчакских племён и родов из
Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи
в западный Жетысу принято считать 1458-1459
годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочёвка
носила не единичный характер, а явилась
долговременным перемещением недовольного
Абулхаиром населения и протянулась на
десяток лет. Особенно откочёвка усилилась
после смерти Абулхаира, когда к власти
пришёл его сын Шейх-Хайдар, чьё правление
было недолгим из-за того, что все противники
Абулхаир-хана объединились и выступили
против Шейх-Хайдара. Откочёвка стала
весьма заметным событием того времени
из-за её размера, ведь количество откочевавших
составило 200.000 человек. Труды на эту тему
писали Хондемир, Мухаммад Хайдар, Махмуд
ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочёвка
явилась одной из причин распада ханства
кочевых узбеков, повлияла на политическую
карту региона, изменила места проживания
различных племён и родов, стала началом
консолидации казахского народа. Долины
Чу и Таласа были выбраны не случайно,на
то есть четыре причины:
1) этническая близость населения;
2) давние дружественные связи Могулистана
и Ак-Орды;
3) слабость феодально-разробленного Могулистана;
4) природный фактор (плодородность земель
в долинах рек).
Действительно в Жетысу жило родственное
тюркское население. Могулистан продолжал
испытывать серьёзные кризисы, которые
вели к распаду государства.
Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый
борьбой со своим братом Юнусом и попытками
сохранить развалившееся государство,
не имел реальных сил, чтобы остановить
сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г.
был вынужден предоставить им территорию
в долине реки Шу, Кочевники, поселившиеся
в Жетысу, получили прозвище «казак», которое
впоследствии распространилось на всех
подданных Жанибека и Керея и постепенно
превратилось в этноним.
Проблема образования Казахской народности в исторической науке.
Образование Ак-Орды (Кок-Орды), Ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской орды было значительным этапом в развитии государственности местного, главным образом, населения, в конечном счете – казахской народности, но на ряду с ней – других народов, формировавшихся частью и на территории этих государств. Оно способствовало заметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Это, в свою очередь, содействовало общению близких по языку, материальной и духовной культуре этнических групп. В этих государствах было много общего в вопросах обеспечения их жизнедеятельности – в улусной системе организации кочевого населения, в структурах правящей (ханской) власти, комплектовании вооруженных сил, налоговой системе. В основном эти формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они в последующее время и в Казахском ханстве. Относительно стабильное существование в политических рамках, упомянутых государств создавало отдельным этническим коллективам гарантии выживания и развития, возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней агрессии – завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим претендентам на их территорию.
Ак-Орда (Кок-Орда), Ханство Абулхаира, Могулистан, Ногайская Орда подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных феодальных государств в регионе, для более тесной консолидации этнических общностей – народностей казахской, ногайской, киргизской, отчасти узбекской, уйгурской.
Однако вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности в несколько политических образований – государств, а также беспрерывные войны т усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившее к потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к экономическому упадку, разобщению родственных этнических групп, разрыву политических и хозяйственных связей, тормозили процесс консолидации народности. Со всей необходимостью вставала задача преодоления политической разобщенности этнически близких групп, государственного объединения казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению ее реально способствовало образование Казахского ханства. Возникновение Казахстанского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана). Формирование в ХIV-XV вв. единого экономического региона на базе естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой скотоводческой и оседло-земледельческой, городской - с торгово-ремесленным направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель региона в одной политической структуре. Укрепление экономических , культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности. Стремление сформировавшейся крупной это-социальной общности к созданию моногосударственности, к собственной социально-территориальной, государственной организации, характерно не только для позднего времени – времени формирования наций, но и для средневековья, когда завершилось в основном сложение современных народов региона Центральной Азии.
Информация о работе Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века