Автор работы: Алина Демидова, 04 Декабря 2010 в 18:16, контрольная работа
Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита ныне прочно утвердилось в политической литературе.
Введение. стр. 3
Глава 1. Политическая элита: стр. 4
1.1. Определение политической элиты стр. 4
1.2. Исследование политических элит стр. 6
1.3. Типология элит стр. 8
1.4. Политические элиты в современной России стр. 14
Глава 2. Политические лидеры: стр. 18
2.1. Характеристика сути и содержания политического лидерства стр. 18
2.2. Сущность и характерные особенности политического лидера стр. 19
2.3. Ключевые качества и способности современного политика и лидера 21
2.4. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания стр. 23
2.5. Политические технологии лидеров стр. 26
Заключение. стр. 29
Литература. стр. 31
С давних пор не прекращается дискуссии о том, кто именно обладает "властью" в обществе. Интуитивно мы чувствуем, что некоторые люди наделены ею в значительней мере, в то время как другие нет. Но для исследователя недостаточно интуиции. Нам требуется нечто вроде диагностикума, позволяющего точно идентифицировать, о ком мы ведем речь, когда говорим об элите.
Политологи типолизируют элиты по ряду оснований. Различают "элиту крови", или аристократию (как правило в традиционных политических системах), элиту богатства, или плутократию (в индустриальном обществе в условиях господства финансового капитала), элиту знаний и компетентности, или меритократию (в постиндустриальном, информационном обществе).
Утверждения о том, что марксизм всю проблему властно-политических отношений сводит к вопросу о том, какой слой господствует в данном обществе, игнорируя роль внутриклассовых слоев, промежуточных и межклассовых групп, неверны. Объектом классового анализа марксистов является и распределение власти внутри господствующего класса, конкретно-историческое исследование процесса осуществления властных отношений, роли правящей верхушки в реализации этих отношений. Понятие элиты совместимо с теорией классов:
Господствующий класс не может осуществлять свою власть в своей целостности, совокупности. Его интерес осознается и выражается, прежде всего, наиболее активной частью, авангардом, который опирается на определенную организацию - государственный аппарат, политическую партию. Ту часть господствующего класса, которая непосредственно вовлечена в руководство обществом, и можно именовать политической, правящей элитой.
Теория
элит стала активно разрабатываться на
рубеже ХIX-XX вв. такими крупными представителями
европейской политической мысли, как Г.
Моска, Р. Парето, Р. Михельс и др.
Принятые определения понятия "элита":
Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл "элитой", а Г. Моска "политическим классом", осуществляет руководство "некомпетентными" массами. "В любое время и в любом месте, - писал Г. Моска, - все то, что в управлении является предписывающей частью, осуществлением власти и содержит в себе команду и ответственность, всегда есть компетенция особого класса, элементы которого могут варьироваться самым различным образом в зависимости от специфики века или страны; однако как бы этот класс не складывался, формируется всегда он как ничтожное меньшинство против подчиняемой им массы управляемых" (Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М., 1992. С. 16).
Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому классу, к элите - военная доблесть, богатство, священничество. Позже он уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей, богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя - наследование, выборы, кооптация. С одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными, если не де-юре, то де-факто. Это стремление настолько сильно, что фактически оно существовало уже в течение какого-то времени. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые пытаются сменить старые.
В зависимости от того, какая тенденция преобладает, происходит либо закрытие и кристаллизация политического класса, либо его более или менее быстрое обновление. Первую тенденцию Г. Моска назвал аристократической, вторую - демократической. Но предпочтение он отдает тому обществу, которому свойственно известное равновесие между этими тенденциями. Для правящего класса, считал он, необходима известная стабильность.
В работах В. Перето общество предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, "опускаются вниз", в массы. Происходит циркуляция, или "круговорот элит". В. Парето приписывал управляющим два главных качества: умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории.
Неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы, Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющихся во всех сферах социальной жизни. Он выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную.
Парето делал упор на том, что лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создание аппарата, и власть концентрируется в его руках. Партийная элита обладает преимуществами перед рядовыми членами, имеет больший доступ к информации, возможности оказывать давление на массу. Профессиональные функционеры профсоюзов, партий социалистической ориентации, особенно ставшие членами парламента, меняют свой социальный статус, вовлекаются в правящую элиту и начинают защищать ее интересы, собственное привилегированное положение.
Элита - эта та часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти.
Немецкий политолог Р. Михельс исследовал проблему "партийная элита - партийные массы". На примере социально-демократических партий он показал то, что в демократических организациях неизбежно возникают необратимые олигархические тенденции. Даже самые демократические вожди со временем "депролетаризуются". Аппарат партии отрывается от рядовых членов, приобретает самодовлеющее значение, превращается в "партийную элиту". Постепенно власть концентрируется в "высших структурах бюрократии". Вследствие этого лидеры организации приобретают ряд крупных преимуществ: они имеют более широкий доступ к информации, материальным фондам, обладают лучшей профессиональной подготовкой, возможностями принимать решения. Тенденции, препятствующие осуществлению демократии - указывал Р. Михельс, - с большим трудом поддаются систематизации, так как коренятся в сущности человеческой природы.
Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей.
А. Тойнби говорит, что элита - это творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству.
Таким образом подходы западных политологов к понятию "элита" весьма различны. но тем не менее можно выделить два основных подхода к данной проблеме:
Своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма стала теория демократического господства элит - демократический элитизм. Его суть:
1.4.
Политические элиты в современной России.
В последнее время все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе.
До конца 80-х годов советская элита занимала господствующее положение в нашей стране. Отличительной чертой советской элиты являлась монополия на владение собственностью и право распоряжаться ею и всеми стратегическими ресурсами. Именно положение в структурах власти обуславливало право распоряжаться собственностью. Это позволяет охарактеризовать советскую элиту как этакратическую. Для обозначения элитных групп советского общества используют термин «номенклатура». Номенклатура воспроизводит себя через монопольное положение в системе власти, через свою собственность на государство. «Партийная бюрократия» обретает свою власть, привилегии, идеологию и распространяет ее от имени народа и общества. Это была идеологически объединенная элита с высокой степенью интеграции на основе общей единой идеологии. Характерные признаки советской элиты: строгая иерархичность, неподотчетность высших слоев перед низшими, низкий уровень конкурентности и невысокая степень конфликтности между внутриэлитными группами. Это была закрытая элита: вхождение в ее состав осуществлялось на основе таких критериев, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность.
До конца 80-х гг. советская элита занимала монопольно господствующее положение, основанное на подавлении и уничтожении любых попыток формирования контрэлиты, и на таких специфических механизмах ее легитимности, как:
С 1989 по 1994 г. в российском обществе произошли главные события. Мы построили капитализм за одну «пятилетку». В период с 1989 по 1993 г. была возможность обогатиться и продвинутся наверх для всех россиян. Это был период открытости высшего класса России. Советская элита осознала, что ее прежняя закрытость ведет к деградации и упадку. Поэтому был открыт доступ в нижние и средние элитные группы для наиболее способных представителей общества. Рекрутация новых лиц в состав элиты обеспечивался за счет выборов. Выборами правящая элита стремилась создать под своим контролем новые механизмы легитимности власти. С 1989 г. начинается процесс бурного формирования контрэлиты, в состав которой входили руководители различного рода «демократических движений», протопартий, представители творческой и научной интеллигенции. В процессе реформирования общества появляется экономическая элита, ее основу составили представители прежней политической и административной элит, обогатившиеся в результате приватизации.
Легкость, с какой делились крупные капиталы в 1989-1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капитал и возможности, какими большинство людей не располагает. Поэтому можно говорить, что происходит закрытие высшего класса: он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы; сфера развлечений недоступна другим. Еще одна особенность - неразличимость, неясность границ между политической элитой и бюрократией составило специфику политической системы России.
Новая российская элита характеризуется в отличие от советской, такими чертами: