Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:16, реферат
Проблема нормандского завоевания Англии в 1066 г. вот уже на протяжении нескольких столетий остается одной из центральных в английской исторической мысли. Впервые вопрос о роли и значении нормандского завоевания для судеб Англии был поднят в эпоху Тюдоров. С начала XVII века эта проблема оказывается тесно связанной с политической обстановкой в стране, находившейся на пороге буржуазной революции.
Введение…………………………………………………………….......2
Глава I. Общественный и государственный строй Англии после норманнского завоевания (XI-XIII)……………..............................................4
Глава II. Реформы Генриха II. …..……………………………………11
Заключение…………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………19
В Англии в этот период сложилась достигшая своего логического завершения наиболее законченная форма феодальной организации, с сильной королевской властью, имевшая своей задачей обеспечить норманским баронам-завоевателям длительное господство над англосаксонским крестьянством.
Реформы Вильгельма Завоевателя имели огромное значение – процесс распада страны на независимые сеньории был остановлен. Англия гораздо раньше государств континентальной Европы достигла централизации. В известной степени ей удалось избежать феодальной раздробленности.
Монарх
издавал законы, взимал налоги и
решал все важнейшие
Норманское
завоевание не затронуло сколько-нибудь
существенно местное самоуправление.
Во главе связанного круговой порукой
десятка по-прежнему стоял провост, подчинявшийся
старосте, во главе сотни – главный констебль,
помощник шерифа, подчинявшийся бейлифу
и шерифу (наместнику короля в графстве).
Все они обладали полномочиями по поддержанию
общественного порядка. Тогда же вводится
специальная ночная караульная служба.
Глава II. Реформы Генриха II.
После смерти Генриха I в 1135 г. в Англии наступил длительный период кровавых междоусобиц, когда современникам казалось, что «Христос и его святые заснули». О размахе столкновений между враждующими группировками феодалов можно судить по тому, что за короткое время в стране были возведены тысячи укреплений. Власть в государстве захватили бароны. Опираясь на вооруженные отряды навербованных во Фландрии наемников, они фактически «растащили» страну на уделы. Как отмечал средневековый английский хронист, население «повиновалось только ближайшему владельцу замка». Многие магнаты самоуправно присвоили себе право чеканить монету и осуществлять высшую юстицию. «В Англии, – гласит старинная хроника, – закон умер и был погребен».
Класс феодалов, состоявший в основном из мелких рыцарей, страдал от произвола баронов и видел в монархе защиту от тирании. Вольница баронов и рыцарей вызывала недовольство верхушки сохранившегося свободного крестьянства и горожан. Сильная королевская власть требовалась для удержания в повиновении зависимого крестьянства. Частые войны с Шотландией, Уэльсом и Францией также нельзя было успешно вести в условиях постоянных междоусобиц.
Опираясь на эти социальные группы, основатель новой английской королевской династии Плантагенетов Генрих II, граф Анжуйский (1154–1189 гг.), во второй половине XII в. повел решительную борьбу с баронами. Он выслал из страны фландрских наемников и разрушил самовольно воздвигнутые замки. По его требованию были конфискованы многие владения баронов и отобраны самовольно присвоенные ими иммунитетные права. Чтобы ослабить влияние магнатов на местное управление, Генрих II сместил большую часть принадлежавших к феодальной аристократии шерифов и стал широко практиковать назначение на эту должность лично преданных ему лиц из незнатных фамилий. Проведенные затем судебная и военная реформы способствовали укреплению королевской власти в Англии.
Судебная реформа осуществлялась постепенно, путем последовательного издания ряда ассиз (постановления и распоряжения короля): Великой ассизы, Кларендонской ассизы (1166 г.) и Норгэмптонской (1176 г.). Право требовать расследования обстоятельств дела при помощи присяжных теперь представлялось всем подданным королевства, а не отдельным лицам и корпорациям, как было раньше. К концу XII в. эта форма процесса стала преобладать в судах.
Кларендонская ассиза внесла изменения в уголовное право и процесс. Расследование дел о разбойниках, убийцах, грабителях и их укрывателях поручалось присяжным. Лица, на которых указывали последние, должны были быть арестованы и преданы суду графства под председательством разъездного коронного магистрата. Ранее вина устанавливалась с помощью клятвы, ордалий, судебного поединка.
По Кларендонской ассизе роль обвинителей выполняли присяжные в каждой сотне (12 человек) и в каждой деревне (4 человека).
Подозреваемые проходили ордалию. Имущество виновного конфисковывали, а преступника казнили. Подозреваемого высылали даже при благоприятном результате ордалии. Преступный мир пережил сильные потрясения, его главари бежали из родных мест.
Кларендонская ассиза ввела институт разъездных королевских судей. Уголовная юстиция стала общегосударственной, процедура разбирательства имущественных споров о земле коренным образом поменялась. Истец мог купить приказ короля о рассмотрении его нарушенного права 12 присяжными. Тем самым возрастала роль королевской юстиции, сузились возможности сеньориальных судов. Позднее для разбора гражданских исков в Лондоне учреждается Суд общих тяжб.
По ассизе Генриха II, присяжные – это свидетели или очевидцы преступлений. Значительно позже, в 1377 г., они превратились в «судей факта», выносивших вердикт на основании доказательств, полученных от лиц, имевших достоверные сведения о преступлении.
Человек мог быть привлечен к ответственности как отдельным лицом, так и обвинительным жюри (присяжными). В первом случае разрешалось вызывать обвинителя на поединок. При обвинении присяжными можно было ссылаться только на показания свидетелей.
Таким образом, частный обвинитель подвергался угрозе вызова на судебный поединок и в случае поражения, что означало проигрыш дела, заключался в тюрьму и приговаривался к уплате вознаграждения обвиняемому. Поэтому многие зачастую обращались не прямо в суд, а излагали известные им факты обвинительному жюри, которое в силу этого скоро превратилось из органа, сообщавшего властям сведения о преступной деятельности, в особую коллегию, определяющую степень доказанности вины привлекаемого к уголовной ответственности. «Большое жюри» в составе 23 человек стало утверждать обвинительные заключения перед направлением в суд. Для рассмотрения дела по существу созывалось специальное «малое жюри», состоявшее из 12 человек.
Необходимо отметить, что уже с самого начала присяжными могли быть только состоятельные лица. Второй Вестминстерский статут 1285 г. устанавливал для них специальный имущественный ценз: 20 шиллингов, а в ряде случаев 40 шиллингов дохода от пожизненной или наследственной собственности. В 1291 г. этот критерий был поднят соответственно до 40 и 100 шиллингов, а затем он возрос до 5 фунтов стерлингов.
Проводимые преобразования в конечном счете были направлены против феодально-зависимого крестьянства. С этого времени утверждается особое юридическое правило – принцип «исключения вилланства», лишавший крестьян защиты королевских судов. Так, Великая ассиза позволяла привлекать присяжных только для разрешения споров о свободных держаниях.
В результате проведенной Генрихом II Плантанагенетом реформы усилилась судебная власть короны. Юрисдикционные права баронов оказывались подорванными. Появился новый источник государственных доходов – отправление правосудия в королевских судах было платным.
Генрих II заменил 40-дневную военную службу специальным налогом – «щитовыми деньгами», которые тратились на содержание наемных войск, по традиции вербовавшихся во Фландрии. Тогда же было положено начало милиционной системе. Изданная в 1181 г. Ассиза о вооружении обязала всех свободных иметь оружие согласно достатку и по приказу короля являться в ополчение. В этом случае правило о 40-дневной воинской службе не соблюдалось.
Однако попытка короля провести церковную реформу, поставить под свой контроль структуру епископата оказалась неудачной. Замышляя реформу, король убедил своего закадычного друга канцлера Томаса (Фому) Бекета принять духовный сан, стать настоятелем Кентерберийского прихода.
К его удивлению, как только Фома стал главным прелатом, он совсем переменился. Бывший друг, верный товарищ по увеселениям, блестящий администратор бросил вино, женщин, стал фанатиком веры, аскетом. Король был поражен тем, что Фома идет против его замыслов и планов, дружит с папой, стал лютым врагом короля.
Клевреты короля с его ведома зарезали главного прелата возле алтаря. Возник грандиозный скандал. Папа наложил на Англию интердикт (временный запрет совершать богослужение и религиозные обряды), приходы закрывались. Генриху грозило отлучение подданных, потеря трона. Пришлось дать задний ход: каяться, капитулировать, плакать на могиле бывшего друга, проклинать убийц.
Задуманную реформу пришлось свернуть. Власть папы оказалась сильнее. То, что сделал в свое время Вильгельм Норманский, не повторилось. Римская церковь сохранила свои привилегии в Англии, не пришло время их ограничить.
К числу реформ Генриха II относится Лесная ассиза 1184 г.: по ней все леса Англии объявлялись собственностью короны, споры о них изымались из общего права, подлежали рассмотрению только в королевских судах. Это был еще один удар по самовластию баронов. Лесное богатство Англии получало некоторую защиту.
Генрих II заложил основы центральных органов управления Англии. При нем от королевского совета окончательно обособилась Палата шахматной доски, превратившаяся в казначейство. Она также являлась судом по делам о доходах короны. Сессии Палаты шах-матной доски созывались в полном составе на Пасху, в день архангела Михаила. Этот департамент имел два отделения: верхнее – От-четную палату, и нижнее – Приемную палату. Шерифы со всех концов Англии привозили собранные в графствах деньги – доходы с доменов, пошлины с судов сотен и графств, «датские деньги», феодальные поборы и др.
Высший суд короля назывался Судом королевской курии. В свою очередь, из него выделился Суд общих тяжб. Последний имел исключительную подсудность по делам о недвижимости и по тем искам, где корона не выступала в качестве стороны. Суд королевской курии затем получил название Суда королевской скамьи. Он рассматривал те уголовные дела, которые были подсудны исключительно короне, а также апелляции на решения Суда общих тяжб.
К
середине XII в. от Палаты шахматной доски
отпочковалось ведомство
Генрих II вел себя как тиран, хотел превратить баронов и дворян в своих придворных, помыкал ими. Его намерения, порывы и действия порой были непредсказуемы. Зная свирепый нрав своего господина, придворные были готовы выполнить любой его приказ, всякое желание.
В
начале XIII в. контроль над местной администрацией
стал осуществляться путем посылки в графства
разъездных судей. В этих целях Англия
была разделена на шесть ревизионных округов.
Заключение:
В Англии еще до нормандского завоевания в сельских общинах постепенно создавалась экономическая база феодализма. Политический строй еще до нашествия норманов стал принимать феодальные формы.
Однако
возведение политической структуры
над экономической системой было
с непреклонным и догматическим
единообразием завершено
Основной политической особенностью феодального строя является делегация власти сверху вниз; при этом всякая власть опиралась на землевладение. Король был единым и безраздельным собственником всех земель и жаловал их непосредственно держателям за несение военных и прочих служб, а также за уплату некоторых установленных обычаем повинностей. Вместе с землей жаловалось также политическое право управлять людьми, обрабатывавшими землю: право вершить над ними суд, взимать налоги, требовать выполнения повинностей. По отношению к королю самая важная обязанность его вассалов заключалась в том, чтобы сопровождать короля на поле военных действий; вся страна была разделена на округа, известные под именем рыцарских ленов и грубо соответствующие прежним держаниям тэнов; каждый из таких округов должен был снаряжать и содержать одного тяжело вооруженного кавалериста.
Информация о работе Партийная система Англии конца 19 начало 20 ека