"Государь" Н. Макиавелли: титан возрождения или тиран гуманизма?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Когда мы пытаемся оценить обычного человека, предположим, описать своего знакомого людям, не знающим его, мы рассказываем о его хороших или плохих качествах и чертах характера, мы говорим о людях, которые его окружают, о его семье, роде занятий, - в общем, обо всем, что с той или иной стороны характеризует человека как личность, выделяет его из общей людской массы. При этом мы пытаемся найти этому человеку место среди других известных нам людей, оценивая каждое его достоинство или недостаток. Но в данном случае "началом отсчета" является для нас некий "усредненный", обычный человек, тот кто не слишком выделяется из привычного нам круга общения, кого мы не удивились бы увидеть рядом с собой. И обращать внимание мы будем, в основном, на его странности, то есть на то, что отличает его от других.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3



Глава 1

Образ Государя

Противоречия между идеалом и действительностью……………..11



Глава 2

Оборона государства от внешних и внутренних врагов………….17



Глава 3

Отношение к религии………………………………………………….22



Заключение……………………………………………………………..24



Список использованных источников……………………………….30

Содержимое работы - 1 файл

Макиавелли оригинал.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

   Этот  отрывок из трактата “История Флоренции” очень ярко свидетельствует о  трех пунктах мировоззрения Макиавелли.

   Во-первых, несмотря на полное пренебрежение к  тем или другим личным идеалам, личность здесь все-таки продолжает выдвигаться на первый план, и потому мы все еще продолжаем иметь дело не с чем другим, как с Ренессансом.

   Во-вторых, выдвигаемая здесь личность совершенно лишена всех своих внутренних идеалов  и рассматривается просто как некоего рода арифметическая единица. Эта арифметическая единица у Макиавелли имеет значение сама по себе, без всяких возможных влияний на нее со стороны, например, религии, морали, искусства, личных симпатий или антипатий, быта и всякого рода предрассудков, общественных или исторических. И все общество мыслится у Макиавелли в виде того или иного объединения этих арифметических единиц. Ничто другое его не интересует. Его интересует, правда, родина, а не государство. У него патриотизм, а не этатизм. Но положение современной личности от этого нисколько не становится легче. С отдельной личностью в политике все равно надо обращаться как с отдельными камнями при построении здания.

   В-третьих, отсюда вытекает и своего рода эстетика, по своей прямолинейности и последовательности едва ли не единственная во всей истории эстетической мысли. Общество и история, возникающая как упорядоченное множество этих безличных, бездушных и аморально понимаемых арифметических единиц, если угодно, есть самый настоящий гуманизм, поскольку речь здесь только и идет о создании правильного человеческого общества. Но эти арифметические единицы-личности внутренне опустошены и превращены лишь в строительный материал. Нам кажется, что в этой железной последовательности и прямолинейности, несомненно, есть своего рода эстетика, явно продиктованная идеалами полноценного Ренессанса. И потому во всей этой железно проводимой системе арифметических единиц есть нечто красивое, хотя и ужасное, страшное, звериное и нечеловеческое. Ведь безобразное тоже есть эстетическая категория наряду с прекрасным, и низменное тоже есть эстетическая категория наряду с возвышенным. Поэтому и макиавеллизм, это суровое детище изжившего себя Ренессанса, тоже должен рассматриваться нами как определенная эстетическая система. И эстетической эту систему делает как раз ее железная прямолинейность, ее не доступная никаким посторонним влияниям последовательность и бесчеловечность. 

      Кажется, существует ещё бесконечно много  точек зрения, с которых можно  рассматривать это произведение. Например, "Государь" явился одним из первых трудов, а, по сути, и практическим руководством, по международной дипломатии. Этой книгой Макиавелли ещё раз подтвердил, что он являлся одним из самых блестящих дипломатов эпохи и, без сомнения, достойным представителем славной школы Флорентийской дипломатии.

      Также, рассматривая качества, которыми должен бы обладать идеальный государь, Макиавелли впервые в Новой истории заговорил  об экономике государства как  составной части его благополучия. Рассматривая скупость как порок человека, но добродетель государственного мужа, он указал на недопустимость слишком высоких налогов, то есть таких, выносить которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что государь может быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например, - но никак не за счёт благосостояния своих подданных.

      Но  одна из важнейших заслуг Николо Макиавелли состоит всё ж таки в том, что  он впервые в истории отделил  политику от морали и религии, и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство. По мнению Макиавелли, сильное влияние на исторический процесс формирования государств оказывают сильные личности - ещё их можно назвать великими людьми. Великий человек имеет в своём облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Преимущество великого человека состоит в том, чтобы лучше чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективно необходимо в данный момент. Именно благодаря этой возвышенной силе основываются государства. 

      В заключение хотелось бы ещё раз сказать, что творчество Николо Макиавелли органически  связано с его эпохой, он является полностью человеком своего времени, и его политическая наука представляет собой философию времени. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать все его книги, и в частности "Государя". Но это не значит, что вне временных пределов Возрождения его труды не имеют никакой ценности. И много лет спустя после его смерти политики, дипломаты, философы спорили о его книгах, разбирались в его идеях, не всегда соглашались с ним, но всё равно следовали его рекомендациям. 
 

Список  использованных источников: 
 
 

  1. Марков  Б.В. – “Философская антропология XX века”. - М, 1998
 
  1. А.Ф. Лосев - "Эстетика возрождения". - М, 1997
 
  1. Никколо Макиавелли. Государь. Перевод Г. Муравьевой. –  “Жизнь Никколо Макиавелли”. - СПб., 1993
 
  1. "История  Флоренции”. - М, 1995
 
  1. "Первая  декада Тита Ливия".- М., 1995
 
  1. Марсилио  Фичино - “Воспоминания”.- СПб, 1990
 
  1. Бердяев А.Н. – “Опыт истории”.- М, 1993
 
  1. Гобозов И.А. - “Философия политики”.- М, 1998
 
  1. Ганс Дельбрук - “История военного искусства, т.IV. –  М, 1998
 
  1. Дживелегов  А.К. – “Никколо Макиавелли”, т.1. - М, 1996

Информация о работе "Государь" Н. Макиавелли: титан возрождения или тиран гуманизма?