Ф. Бэкон и Р. Декарт: индуктивный и дедуктивный метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

В начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира -- с другой.

Содержание работы

1. Философия нового времени…………………………………………………... 3
2. Биография Френсиса Бекона……………………………………..…………... 6
3. Философия Ф.Бекона…………………………………..……………………... 8
4. Биография Р.Декарта ………………………….….…………………………..12
5. Творческая способность мышления в философии Декарта…………..……14
6. Индукция и дедукция………………………………………………………....16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………...………..19

Содержимое работы - 1 файл

контрольная методы науч исследований.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия нового времени…………………………………………………... 3

2. Биография Френсиса Бекона……………………………………..…………... 6

3. Философия Ф.Бекона…………………………………..……………………... 8

4. Биография Р.Декарта ………………………….….…………………………..12

5. Творческая способность мышления в философии Декарта…………..……14

6. Индукция и дедукция………………………………………………………....16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………...………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Философия нового времени

В начале XVII века европейская мысль была готова к  систематической философии, опирающейся  на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира -- с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром  своей философии, был Ф. Бэкон. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для  философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание -- сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» -- дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» -- в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».

Стремясь соединить  «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал  принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской  концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон  является родоначальником «английского материализма и всей современной  экспериментирующей науки» и « у  Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в  наивной форме зародыши всестороннего  развития. Материя улыбается своим  поэтически-чувственным блеском  всему человеку». Специально не занимаясь  естественными науками, Ф. Бэкон тем не менее внес важный вклад в изменение отношения к истине, которая связана с практикой человека: «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии».

При этом для  Ф. Бэкона то, что в действии, на практике «наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Исходя из этого, Бэкон  различает плодоносные и светоносные  опыты. Первые -- те, что приносят непосредственный полезный результат, тогда как второй род опытов не дает непосредственной практической пользы, но проливает свет на глубокие связи, без знания которых малозначимы и плодоносные опыты. Поэтому Бэкон призывал не сводить научное знание только к пользе, поскольку наука полезна в принципе, и для всего человечества, а не только для отдельного индивида. Соответственно и философию Бэкон разделяет на практическую и теоретическую.

Именно за непрактичность Ф. Бэкон критиковал греческую философскую  мысль в целом, делая исключение только для Демокрита. Греческой философии, считал он, «недостает, пожалуй, не слов, а дел». Спекулятивность раздражала эмирически ориентированного английского философа, ибо предшествующая философия и выделившиеся из нее науки «едва ли совершили хоть одно дело или опыт, который принес человечеству реальную пользу». Из-за логики Аристотеля и естественной теологии Платона, по его мнению, нет истинной, настоящей, а главное, практически полезной философии. Наука, согласно Бэкону, образует своеобразную пирамиду, основание которой составляют история человека и история природы. Затем ближе к основанию расположена физика, дальше всего от основания и ближе к вершине находится метафизика. Что же касается самой верхней точки пирамиды, то Бэкон сомневается в возможности проникновения человеческого познания в эту тайну. Для характеристики высшего закона Ф. Бэкон пользуется фразой из «Екклизиаста»: «Творение, которое от начала до конца есть дело рук Бога».

Основная заслуга  Бэкона видится в том, что он отстаивал  самоценность научного и философского метода, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Ф. Бэкон, певец нового подхода к природе, доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». При этом Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие. Для бэконовской методологии характерны суждения, что природа побеждается только подчинением ей.

Для того чтобы  реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным  методом и идти от частного к общему. Поскольку тонкостей у природы, как было отмечено, гораздо больше, чем тонкостей в рассуждениях, то познание не должно пытаться предвосхищать  природу, ограничиваясь познанием  скрытых причин и их объяснением. В процессе объяснения надо идти постепенно от частных фактов к более общим  положениям, которые Бэкон называет средними аксиомами. Справедливо указывая на значимость средних аксиом в достижении истины, Бэкон отметил опасности, которые' связаны с переходом  от непосредственно наблюдаемых  фактов к обобщениям. Согласно Бэкону, «вся польза и практическая действенность  заключается в средних аксиомах», которые необходимы для последующих  обобщений («генеральных аксиом»). Таков  механизм индукции, противостоящей дедуктивно-силлогистическйм рассуждениям. У Бэкона она принимает различные формы и занимает решающее место в структуре познания. Различая полную и неполную индукции, индукцию через перечисление и истинную индукцию, Ф. Бэкон показал их методологические возможности и границы применения.

Особую роль в познании играет истинная индукция, которая позволяет делать не только наиболее достоверные, но и новые  выводы. При этом новые выводы получаются не столько как подтверждение  исходного предположения, а как  результат анализа фактов, противоречащих доказываемому тезису. И здесь  Бэкон прибегает к эксперименту, как инстанции, устанавливающей  истинность фактов, противоречащих доказываемому  положению. Таким образом, индукция и эксперимент помогают друг другу. Все это свидетельствует о  том, что хотя Ф. Бэкон не понял  и не принял ни теории Коперника, ни открытий Кеплера, но он идейно, методологически  участвовал в подготовке новой науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Биография Френсиса Бекона

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского дрова, сэра Николаса Бэкона.

Весной 1573 г. мальчика посылают учиться в Тринити колледж  в Кембридж. Реформация в значительной мере ослабила зависимость от церкви и монашеских орденов двух основных национальных центров науки и  образования Англии. Оксфорд и  Кембридж приобретали светский характер, и здесь обучалась молодежь, желающая в будущем получить какие-нибудь государственные должности. Желая  подготовить сына к государственной  службе, Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж, где он приобщается к составу английского посольства. Но вот смерть отца в феврале 1579 г. заставляет Бэкона возвратиться в Англию, как младший сын он получает скромное наследство и теперь вынужден серьёзно задуматься о своём будущем положении. Бэкон поступает в юридическую корпорацию Грейс-Инк, в 1586 г. Бэкон становиться старшиной.

Между тем юриспруденция  была далеко не главным предметом  интересов широкообразованного и честолюбивого молодого юриста. В 1597 г. вышли в свет произведения, принесшие Бэкону литературную известность, - томик небольших эссе на религиозные, моральные и политические темы. Иные перспективы открыло перед ним правление Якова I Стюарта, Бэкона жалуют званием рыцаря, он назначается штатным королевским адвокатом, в 1607 г. получает пост генерал-солистора, а ещё через пять лет - должность генерал-аттория - высшего юрисконсульта короны.

Несмотря на бурную политическую деятельность, всю  свою жизнь вел активные научные  изыскания. Разработал индуктивный  метод, суть которого видел в опытном  изучении природы, полагая, что научное  знание проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного  опыта, эксперимента. Для науки, в  понимании Бэкона, важны как светоносные  опыты, поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин или аксиом, дающих материал для  последующего более полного и  глубокого теоретического понимания, так и “плодоносные” -- имеющие реальное практическое значение в промышленности и улучшении жизни людей. Он исследовал функцию науки в жизни и истории человечества, усматривая возможность усиления могущества человека над природой в преодолении заблуждений “идолов” (призраков) разума; разработал этику научного исследования; попытался сформулировать основы новой техники; заложил фундамент современной классификации наук, ставший для европейской философии определяющим принципом конституирования научного знания.

Основные положения  его философии изложены в незаконченном  труде “Великое восстановление наук”, частями которого были трактаты “О достоинстве и преумножении наук” (1623), “Новый Органон, или Истинные Указания для истолкования природы” (1620) и  цикл работ, касающихся “естественной  истории отдельных явлений и  процессов природы” (“Приготовление к естественной и экспериментальной  истории” (1620)). Этические и Политические идеи Бэкона представлены в работе “Опыты или наставления нравственные и политические” (1597, 1612, 1625), состоящей  из отдельных эссе. Отношение Бэкона к античной философии и мифологии  нашло отражение в незаконченном  трактате “О началах и истоках” и в сборнике “О мудрости древних” (1609). Социальная утопия “Новая Атлантида” -- последнее произведение мыслителя, опубликованное в 1627 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Философия Ф.Бекона

Фрэнсис Бэкон явился родоначальником эмпиризма. Как и большинство мыслителей его эпохи, он, считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как её понимали в средние века. Бэкон, рассматривавший познание природы и использование полученного знания как основу социального благополучия, попытавшийся представить “онаученное” общество в работе “Новая Атлантида”, настаивает на том, что возрождать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям и особенно проявившийся в творчестве досократиков. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Нужно возродить сам естественный разум, природный свет которого - проницательность - затемнен в настоящее время заблуждениями-идолами. Разум, очищенный от заблуждений, опираясь на специально проводимые эксперименты, используя разрабатываемые им правила индуктивного (от частного к общему) вывода, способен дать полную и полезную практически картину мира.

Наука - средство, а не цель сама по себе; её миссия в  том, чтобы познать причинную  связь природных явлений ради использования этих явлений для  блага людей. “…речь идёт, - говорил Бэкон, имея в виду назначение науки, - не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждает только подчинением ей. Итак, два человеческих стремления - к знанию и могуществу - поистине совпадают в одном и том же…” Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: ”Знание - сила”, в котором отразилась практическая направленность новой науки.

В широком смысле слова философия, по Бэкону, это система  всех опытно-рациональных познаний, доступных  разуму как особой способности человека (другой способности - памяти - соответствует  история, воображению - поэзия). В узком  смысле слова философия - учение о  видах знания и их соотношении, учение о методе (органоне) познания.

Но для того чтобы овладеть природой и поставить  её на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит  Бэкон, пользовалась главным образом  дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С  помощью дедуктивного метода мысль  движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит “наведение”) была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения как Бэкон.

Простейшим случаем  индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются  все предметы данного класса и  обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда  на основе наблюдения конечного числа  фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит  лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь  сделать метод неполной индукции по возможности более строгим  и тем самым создать “истинную  индукцию”, Бэкон считает необходимым  искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие  его.

Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя  средствами: перечислением и исключением, причём главное знание имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где  оно отсутствует. Если удастся найти  какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который  отсутствует, когда этого явления  нет, то этот признак можно считать  “формой”, или “природой”, данного  явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашёл, что “формой” теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Информация о работе Ф. Бэкон и Р. Декарт: индуктивный и дедуктивный метод