Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:51, контрольная работа
1. Бессознательное и его роль в жизни человека и общества в трактовке З. Фрейда. Структура души по Фрейду.
2. Бессознательное в трактовке К. Юнга.
Фрейдом
было введено понятие «комплексов » -бессознательных
аффективных побуждений, возникающих
в раннем детстве и по-разному влияющих
на жизнь взрослого. К ним он отнес, прежде
всего эдипов комплекс, связанный с особой
установкой мальчика 3-4-х лет по отношению
к родителям (сексуально окрашенная любовь
к матери и ревность к отцу как сопернику),
и комплекс Электры (любовь девочки к отцу
и ненависть к матери). Оба комплекса, названные
по аналогии с античными мифами, могут
быть и обратными (родители попеременно
становятся идеалом для детей). В сексуальном
развитии ребенок, по Фрейду, проходит
разные фазы в зависимости от того, какие
эрогенные зоны оказываются для него доминантными
(оральная, анальная, фаллическая, латентная,
генитальная), и на определенных этапах
у него проявляются разные комплексы.
Усвоенные индивидом социальные нормы,
укоренившись в «сверх-Я», вытесняют из
сознания и загоняют в бессознательное
влечения и желания, противоречащие требованиям
долга, ограничениям и запретам, рождая
конфликты между «Я» и «Оно», ведущие к
нервно-психическим срывам. Скрытые мотивы,
прорываясь сквозь толщу бессознательного,
невольно обнаруживаются во сне и наяву,
в остротах, ошибочных действиях, оговорках,
описках, ошибках памяти. Фрейд считал
их не случайными, а психологически детерминированными,
позволяющими выявить подлинные причины
поведения здоровых и больных. Психоаналитик
призван помочь пациенту освободить «Я»
от чрезмерного давления со стороны «Оно»
и «сверх-Я» путем перестройки и укрепления
в нем защитных механизмов (рационализации,
сублимации и др.). Так, рационализация
способствует осмыслению ранее вытесненного,
а сублимация позволяет разряжать сексуальную
или агрессивную энергию в социально приемлемых
формах труда, искусства, науки, спорта.
Неправомерно
перенося биогенетический закон
с природы на общество, Фрейд пытался
провести аналогию между детством человечества
и отдельного человека. Комплекс Эдипа
у ребенка он трактовал как унаследованный
комплекс страха и вины первобытных дикарей
перед праотцом-вожаком стада, которого
они убили и съели в отместку за монопольное
владение самками, а затем превратили
в тотем, объявив табу на инцест и каннибализм.
Из тотемизма вырастает религия - основанная
на вере массовая иллюзия, облегчающая
людям жизнь, а также мораль и право - регуляторы
социального поведения посредством обуздания
инстинктов. Современная культура, полагал
Фрейд, слишком ограничивает влечения
и желания, подавляя свободу личности
и порождая всё новые неврозы. С другой
стороны, инстинкты разрушения и смерти,
угрожающие нашему благополучию и самой
жизни, должны быть укрощены с помощью
общественных институтов, эффективной
системы воспитания и лечения людей. Ученый
возлагал надежды на то, что инстинкт самосохранения,
согретый теплом любви и озаренный светом
разума, не допустит, чтобы взаимная вражда
и ненависть погубили цивилизацию
Заключение
Учение Фрейда
прославилось прежде всего тем, что проникло
в тайники бессознательного. Значение
концепции бессознательного для познания
человека состоит в проникновении в его
бытие на большую глубину, чем классическое
сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное
познание и как представление.
2.
Бессознательное
в трактовке К.
Юнга.
Карл Густав Юнг (1876—1961) - представитель психоаналитического направления в изучении культур. Его аналитический способ исследования культур отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия "коллективное бессознательное". Вклад К. Юнга в изучение культуры более разнообразен и значителен по сравнению с другими психоаналитиками культуры.
Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К. Юнга, — это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений. Образ культуры у К. Юнга в целом более иррационален и мистичен, чем, например, у Э. Тайлора или у Б. Малиновского. К. Юнг критично настроен по отношению к детерминизму XIX в.; предметом его исследований нередко становятся случайные события, не получившие никакого объяснения в науке. В поле его зрения находится не только логика, но и интуиция. Изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества.
Юнг перед Первой мировой войной в течении нескольких недель видел один и тот же сон. Будто бы из земли проступает кровь и поднимается все выше и выше, заливая все вокруг. Юнг бежит от этого потока в горы, но море крови подступает и туда, а в нем плавают обрубки человеческих тел. Он уже подумал, что сходит с ума, и решил обратиться к врачу, но разразилась война, и сны прекратились. Потом он выяснил, что подобные, похожие сны снились многим. Коллективное бессознательное жило в предчувствии войны и предстоящих ужасах массового уничтожения людей.
Будучи врачом – психиатором, он столкнулся с удивительным фактом – в бреду сумашедшии, в компании шаманов, в поэтическом бормотании впавших в экстаз мистических поэтов проговаривается одни и те же тексты, на первый взгляд бессмысленные, но характеризуемые определенным строгим порядком. Эти же тексты встречались в древних мифах, в древних религиозных повествованиях, в сказках многих народов, которые никак не влияли друг на друга. И Юнг пришел к убеждению, что существует некоторое коллективное, родовое бессознательное, которое лежит значительно глубже личного бессознательного, открытого Фрейдом.
Интерес к мистическим аспектам культуры проявился у Юнга во время обучения в Базельском университете на медицинском факультете. Не случайным был выбор темы докторской диссертации "О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов" (1902) — его первой самостоятельной работы, в которой он пытался сформулировать свой собственный взгляд на эту проблему. Он сравнивал в ней состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка. К. Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у пророков, поэтов и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладевать содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, "далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие "праформы". Эти "праформы" всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир.
Впоследствии эти "праформы" были названы "коллективным бессознательным". Состояние же транса Юнг характеризовал как специфическое единство рационального и иррационального, обладающее способностью интуитивного прозрения и озарения, которое сближает его с мифологическим мышлением. Именно такие воззрения на бессознательное сложились у Юнга к моменту сотрудничества с Фрейдом, продолжавшегося с 1907 по 1913 г.
После 1913 г. Юнг разорвал отношения с Фрейдом и стал самостоятельно разрабатывать аналитическую психологию — своеобразный вариант культурологии. Во многом следуя в психотерапевтической практике Фрейду, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры. Еще раз подчеркнем существенные отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры. Это неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры, модифицированная структура личности и понятие "коллективного бессознательного" наряду с "индивидуальным бессознательным". И, пожалуй, самое существенное отличие от Фрейда в анализе культуры: у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К. Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга. Более того, оба они есть источник культуры.
В анализе бессознательного Юнг пошел дальше Фрейда, хотя основные его идеи о том, что структура и физиология мозга не дают никакого объяснения сознательным процессам, что человек не творит психику по своему произволу, он принял. Но если Фрейд создал учение о личном бессознательном, которое включает в себя, главным образом, подавленные импульсы, вызванные разного рода экзистенциальными травмами, а так же борьбой Эго с инстинктами , то Юнг разработал учение о коллективном бессознательном, представляющим собой властвование объективных первородных состояний психики, которые он назвал архетипами (от греческого arche – начало, tyros – образ) – прообраз, первичная форма, образец. Юнг понимал под архетипами изначальные врожденные психические структуры, которые присутствуют в коллективном (а не только в личном) бессознательном и формируют активность воображения людей. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, определяют содержимое мифов и верований, проявляются в сновидениях и т.д. Архетипы – это система врожденных программ поведения, типических реакций и установок, залегающих в глубинах психической жизни всего человеческого рода.
."Коллективное бессознательное" К. Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия.. Полем исследования для К. Юнга были разнообразные феномены культуры. Он не замыкался в рамках клинического метода как основного средства анализа, предопределявшего и объекты изучения. Предметом его изучения были литература (Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая), мифология и религия (восточные верования), история культуры, а также экзотические ритуалы и мистические аспекты культуры. В 20-е годы знания Юнга о культурах были дополнены в процессе детального ознакомления с традиционными культурами Африки, индейцев племени пуэбло США и несколько позднее с культурой Индии.
В традиционных обществах логическое мышление развито слабее. Здесь (в том числе в странах Востока и Индии) мышление осуществляется не в словесных рассуждениях, как этому обучают в Европе, а в виде потока образов. Если Европа шла по пути развития экстравертного мышления, обращенного во вне, на внешний мир, то, например, Индия является культурой интровертного мышления, направленного внутрь сознания, предназначенного на приспособление к коллективному бессознательному. Интуитивное мышление непродуктивно для развития современной индустриальной культуры, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии.
В течение длительного времени К. Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии.
Центральное понятие Юнга — это “Коллективное бессознательное”. Он отличает его от “личностного бессознательного”, куда входят прежде всего вытесненные из сознания представления; там скапливается все то, что было подавлено или позабыто.
Этот темный двойник нашего “Я” (его Тень) был принят Фрейдом за бессознательное как таковое. Поэтому Фрейд и обращал все внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что “глубинная психология” должна обратиться к гораздо более отдаленным временам.
“Коллективное бессознательное” является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика.
Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в себе и общие всему живому инстинкты, и специфически человеческие бессознательные реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего миров.
Архетипы “коллективного бессознательного” являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты — это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения.
Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким “веществом” является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам.
В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания (“архетипические образы”) стоят в опыте сновидений,и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует.
Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное.
Юнг
считал, что учение о бессознательном
заставляет Я усомниться в своем
единовластии и вернуться к религии,
ибо только религиозный человек
свыкается с мыслью, что не является
монархическим владыкой в своем
доме, что решает все-таки не он, а Бог.
Религиозный человек находится под непосредственным
воздействием бессознательного, которое
он именует совестью, что учение о бессознательном
должно подтолкнуть культуру к переосмыслению
того понимания человека, которое родилось
в эпоху европейского Возрождения
Заключение
Бессознательное – бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, невроза, инстинкты; среди последних главное место занимает половой инстинкт.
Юнг
считал, что бессознательное –
это независимая часть психики, обладающая
собственной динамикой и дополняющая
ее сознательную часть. Он различал индивидуальное
и коллективное бессознательное, считая
последнее вместилищем «архетипов» –
универсальных символов, заряженных психической
энергией. В качестве нового способа исследования
бессознательного Юнг предложил тест
словесных ассоциаций, как спонтанных,
так и направленных, и свой собственный
подход к толкованию сновидений.
Список
литературы.