Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:30, реферат
Основатель немецкого идеализма Иммануил Кант пытался преодолеть противостояние между эмпиризмом и рационализмом, и своими работами внёс большой вклад в философию познания.
Философия Канта – диалектическая (диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, развития самого познания).
Введение 3
1. Основные вопросы и понятия «Критики чистого разума» 4
2. Понятие «вещь в себе» 7
3. Антиномии 9
4. Пространство и время 10
5. Синтез созерцания и интеллекта. Категории 11
6. Активная роль сознания 12
7. Роль разума в познании 13
Заключение 15
Список литературы 16
Подобные
метаморфозы возникают в
Подобным же способом И.Кант доказывает и внеопытный характер других антиномий и тем самым снимает сам вопрос, в них сформулированный.
Вывод, который делает И.Кант из вышесказанного, однозначен: «Поскольку идеи чистого разума есть только идеи и не более того, т.к. эти идеи не имеют аналога в опыте, не могут быть исследованы средствами опыта и поэтому их истинность или ложность не может быть доказана теоретическим путем».
Ни один из этих тезисов, по Канту, нельзя ни отвергнуть, ни доказать окончательно. Отсюда Кант приходит к выводу, что «вещь в себе» остается непознаваемой. Стремясь схватить мир, как целое, раскрыть его сущность, разум с необходимостью наталкивается на противоречие. Противоречие – неизбежный момент мышления.
По
Канту существуют две априорные,
доопытные формы чувственности
– пространство и время. Пространство
систематизирует внешние
Кант рассматривает пространство и время во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире «вещей самих по себе» возможны иные виды сосуществования и последовательности. Сегодня мы знаем, что наше зрительное восприятие отличается от реально окружающего нас пространства.
Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». Их соединение, по Канту, и есть полнота возможного познания, которое представляет собой априорное упорядочение явлений, но не проникновение в их сущность. Итог соединения чувственных материалов познания, упорядоченных посредством априорных механизмов созерцательной и рассудочной деятельности – это опыт. Научное знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Логические формы, которые служат основой синтеза Кант, вслед за Аристотелем называет категориями. Только потому, что они существуют, возможно, по Канту, чистое естествознание.
Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания (материя, движение, пространство и время, качество, количество, причинность, необходимость, случайность, содержание и форма, возможность и действительность, сущность и явления и др.). Кант дает следующую таблицу категорий, рассудочных понятий, под которые подводятся все данные опыта:
Опыт, по Канту, есть синтетическое единство суждений восприятия, превращенных категориями в суждения опыта.
Категории даны человеку от рождения, априори. Априоризм Канта – это попытка осознать, что предмет дан, познаваем лишь постольку, поскольку он вовлечён в процесс человеческой деятельности. Кант фиксирует особую роль категорий в познании, а также тот факт, что наши знания сообразуются с категориями, выступающими в качестве «гносеологических императивов».
Такая постановка проблемы приводит Канта к новому пониманию отношения между знанием и его предметом. Кант исходит из того, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием. «Поэтому следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразовываться с нашим познанием…» Есть у Канта и более решительное заявление: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей».
Новое, на чем настаивал Кант, состояло в признании активной роли сознания. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Причем речь шла не столько об индивидуальном сознании отдельного человека, сколько о «сознании вообще», всеобщем духовном достоянии, зафиксированном в языке и других формах культуры. Трансцендентальное сознание, определяющее, по Канту, «природу», фактически представляет собой сложившуюся картину мира. Трансцендентальный субъект – это и человек и человечество.
Учение Канта об активности сознания помогло приподнять завесу над процессом образования понятий. В основе понятий лежат не образы, а схемы. Как они возникают, сказать трудно, – это «скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приёмы которого нам вряд ли когда-нибудь удастся угадать».
Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведённую конструкцию – категории, но это ещё не само научное знание, это только его возможность.
Такую же возможность представляют собой и опытные данные – своего рода кирпичи, которые надо уложить в ячейки конструкции. Активный участник строительства – продуктивное воображение. Рассудок благодаря продуктивному воображению спонтанно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия.
Продуктивное воображение – это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называет продуктивным воображением, представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле – в их использовании. Учёный должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное уменье, способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении, когда возникают абстракции и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях. В первом случае действует продуктивное воображение, во втором – способность суждения. Без них функционирование рассудка невозможно.
Кант
называет ещё одну сферу интеллектуальной
деятельности, высшую ее форму – это разум.
Разум – высшая контрольная и направляющая
инстанция, и, в отличие от рассудка, который
является сферой науки, – это сфера философии
и диалектики. Диалектика по Канту – логика
видимости. Дело в том, что разум обладает
способностью создавать иллюзии, принимать
кажущееся за действительное. Кант уточняет
понятие видимость – это иллюзия, которой
никак нельзя избежать. Нам кажется, что
солнце движется по небосводу, это видят
все, но на самом деле Земля вращается
вокруг Солнца. Явление и видимость –
разные понятия. Труднее дело обстоит
с трансцендентальной, философской видимостью,
когда высказываются суждения о вещах,
лежащих за пределами возможного опыта.
Задача критики – внести ясность. Трудности
разума связаны с тем, что он имеет дело
не с научными понятиями, а с идеями. Идея,
это такое понятие, которому в созерцании
не может быть дан адекватный предмет.
Разум непосредственно направлен не на
опыт, а на рассудок, подготавливая ему
поле для деятельности. Разум вырабатывает
основные положения, общие принципы, которые
рассудок и способность суждения применяют
к частным случаям. Он выполняет управляющую
функцию в познании, он направляет рассудок
к определенной цели, ставит перед ним
задачи. Разум очищает и систематизирует
знание. Именно благодаря ему теории переходят
в практику, идеи регулируют не только
наше познание, но и наше поведение. В теоретической
сфере велика роль идей. Разум доводит
рассудочный категориальный синтез до
предела, создавая максимально широкие
обобщения, входящие за пределы опыта.
Теоретические идеи, по Канту, образуют
систему, выведенную из трёх возможных
вариантов отношения к реальности: во-первых
отношение к субъекту, во-вторых отношение
к объекту, в-третьих – к тому и другому
вместе, т.е. ко всем вещам. Отсюда возникают
три класса идей: о душе, о мире, о Боге.
Кант считает, что как раз в области идей
разум нуждается в самой основательной
проверке и самокритике.
Философия И.Канта оставила в истории мировой философии глубокий след. Его труд положил начало замечательной традиции – каждый шаг дальнейший шаг вперед в духовном развитии рассматривался как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится, но не превращается в фетиш.
Гегель
считал, что в учении Канта произошел
главный переход к новейшей философии.
И.Кант достиг значительного расширения
и углубления философского анализа
по сравнению с его
Философия Канта полна противоречий. Он признавал объективный мир вещей и отстаивал права научного познания, но изолировал науку от этого мира, мечтал добиться в метафизике абсолютной научной полноты, но сумел лишь разрушить прежнюю метафизику. Кант фактически не ответил на вопрос – как возможна метафизика в качестве науки. До него в метафизике «можно было нести всякий вздор, не опасаясь быть уличённым во лжи», т.к. она не располагает теми средствами проверки, которые есть у естествознания. Поэтому она не считалась наукой, но у неё есть шансы таковой стать, по мнению Канта. Своей трансцендентальной диалектикой Кант разрушил все догматические построения в сфере метафизики, но дальше декларирования о необходимости новой научной философии не пошёл. Позднее термин «метафизика» был скомпрометирован Гегелем, он обозначил им заскорузлое мышление.
В целом система взглядов Канта отвечала и соответствовала развитию наук его времени, но многие выводы были сделаны им благодаря гениальности и намного опередили его время.