Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:26, доклад
Одной из главных целей философствования Секста Эмпирика является достижение невозмутимости. По мнению мыслителя, истинный мудрец ни к чему не привязан, ничего не любит, ко всему безразличен и ничем не бывает взволнован. Поэтому все наслаждения и страдания жизни, все утверждения и отрицания для него совершенно безразличны. Даже понятие счастья безразлично для истинного скептика.
Решение вопроса о счастье
1. Скептики
Пиррон (360 – 270 гг до н. э.)
Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса.
1. Что есть то, что нас окружает?
2. Как мы должны к этому окружающему относиться?
3. Что следует из должного отношения?
Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».
Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.
Отсюда следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.
Сект Эмпирик
Одной из главных целей философствования Секста Эмпирика является достижение невозмутимости. По мнению мыслителя, истинный мудрец ни к чему не привязан, ничего не любит, ко всему безразличен и ничем не бывает взволнован. Поэтому все наслаждения и страдания жизни, все утверждения и отрицания для него совершенно безразличны. Даже понятие счастья безразлично для истинного скептика.
2. Стоики
Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность.
Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются
четыре вида аффектов: удовольствие, отвращ
Добродетель — самое важное для счастья. Она заключается главным образом в нравственном понимании значимости вещей. Из этой добродетели следуют другие (справедливость, мужество и т. д.) Добродетели можно научиться, тогда она становится неотъемлемой. Между добродетелью и пороком нет ничего среднего, поскольку можно действовать либо с пониманием, либо без него. На правильном суждении базируется правильное отношение к вещам и к влечениям. Достигнутая гармония — это и есть счастье.
3. Эпикурейцы
Сущность счастья, по Эпикуру, — отсутствие страданий, воспринимаемое как удовольствие.
В учении об удовольствиях Эпикур стремится внести две основные идеи: их умеренности и иерархичности. Для того чтобы быть счастливым, человек должен довольствоваться естественными и необходимыми потребностями: это – не жаждать, не голодать и иметь кров. Умеренность выступает главной добродетелью в этической системе Эпикура. Чтобы быть счастливым, нужно ограничиться минимальным. Удовольствия иерархичны. Высшими являются не материальные, а духовные ценности, а среди последних – познание и занятие философией. Именно философия обеспечивает здоровье души.
Удовольствие, по Эпикуру, – это
отсутствие страданий. Свобода от телесных
и душевных тревог – конечная цель
удовольствий. Человек должен находить
удовлетворение в самом себе, сохранять
достоинство и довольствоваться
минимальным в тех ситуациях,
когда у него не будет многого,
когда нет возможности
4. Киники
Добродетель киники видели в счастье довольствоваться малым и избегать зла. Добродетели научаются, однако для этого нужно не столько знание, сколько сила воли; проявляется добродетель в поступках. Умение довольствоваться малым обеспечивает, согласно киникам, независимость. Но независимость киников означала и отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений вплоть до сознательного эпатирования общества.
Основой счастья считали полное пренебрежение к общепринятой морали, нравственности, законам, а также отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий.