Представление о совершенном человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Краткое описание

Обращаясь к культурам прошлого и современности можно увидеть отсутствие единого представления о совершенном человеке. Данный факт может привести либо к релятивизму, либо к догматизму. В первом случае признание относительности общезначимых норм чрезвычайно затрудняет совместную жизнь людей, которая основывается на общих или взаимодополнимых ценностях, идеалах, смыслах. Во втором, может насаждаться такая культура, которая, рассматривая богатство, многообразие действительности как помеху к единению, будет стремиться все унифицировать, сделать единообразным. И релятивизм и догматизм не нацеливают на поиск истины, а это опасно для человеческого существования. Поэтому общество, где люди свободны, т.е. определяют свою жизнь сами, заинтересовано в том чтобы они самостоятельно умели мыслить, выбрать из множества представлений оптимальное, творить наилучшее.

Содержимое работы - 1 файл

ФИЛОСОФИЯ!Представления о совершенном человеке в различных культурах.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

     Основой нового понимания символа является интуиция антропокосма, понимаемая как "взаимная обратимость человеческого опыта и природного бытия". Виртуальная природа даосского человека и есть первооснова символического бытия, древнего бытия не в хронологическом смысле, а в онтологическом, разумеющем истинную полноту бытия Космоса еще до сотворения мира.

Совершенной Человек у Конфуция. Отмечается особое значение срединного Пути в деле духовного продвижения. Человека надобно понимать как целое, ибо целое, составленное из частей, неминуемо подвержено разрушению. Отсюда в Китае отсутствует идеал борьбы начал (как, например, в Греции). А потому, говорил Конфуций, только человек волен преобразовать свой путь: "Человек может расширить Путь, а не Путь человека". Следовательно, Путь совершенствования- это движение к себе самому.

Р.Декарт. Темой является метафизика света  так, как она представлена не только у Декарта, но и у его современника - французского художника караваджиста Жоржа де Латура. Свет – это Событие. А красочный слой, которым художник покрывает вещи является рассказом о Событии. Отсюда - тень караваджистов есть необходимая среда, необходимая для явления света. Свет Декарта - это свет внутренний, божественный, это способ познания Мира, свет внутренних страстей Человека.

     Cogito - это не просто мысль в размышлении или существование-в-мысли, cogito - это определенный порядок страстей. Страсти: 1/ удивление (предготовность к познанию), 2-3/ сомнение/приостановка, 4/ восхищение. Когитальная логика мысли восхищается совершенством божественного устроения Мира, избыточной полнотой совершенства. Человек же, будучи несовершенен нуждается в высшем Совершенстве и домогается его.

Интеллектуальная  аналитика cogito и метафизики света заставляет взглянуть совсем иначе и на Декарта, и на творчество Жоржа де Латура, и на всю культуру барокко.

     Постницшенская эпоха в разработке идеи Совершенного Человека. В центре внимания - супрематическая теория К.Малевича и его неизвестный до настоящего времени трактат Совершенный Человек. Рассуждения самого Малевича во многом основываются на философии Вл.Соловьева. Однако мировоззренческие амбиции таких ярких фигур новой России как Малевич и Лисицкий простирались много дальше. Они заявляли, что на смену ветхому и новому Заветам пришел новый - коммунистический, а на смену последнему грядет супрематический. В теоретических рассуждениях самого Малевича буквально "сквозят" не только идеи ведущих философов и теософов, но все эти идеи получают и свое визуальное воплощение. Идея Адама Кадмона и абстрактного образа Совершенного Человека находят свои следственные аллюзии в теории беспредметности и значении пустоты. Отсюда - знаменитые пустолицые образы в живописи художника.

Концепция совершенного человека в перспективе  исихастской антропологии

     В кругу понятий и представлений  христианства совершенство присутствует изначально. Откроем "Симфонию" к  Новому Завету - и она скажет нам, что в синоптических евангелиях нет существительного "совершенство", и всего в двух случаях, у Матфея, употреблено прилагательное "совершенный". Но оба случая крайнен важны: это - слова Христа, из тех, что во все эпохи служили и указанием для верующих, и предметом мысли для богословов и философов. Речь Евангелия о совершенстве открывается обращением Нагорной Проповеди: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф 5,48); и затем, уже уча в Иудее, богатому юноше Христос говорит: "Хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною" (Мф 19,21). Это все; и еще однажды, согласно Евангелию от Иоанна, Спаситель говорит о совершенстве на тайной вечери: "Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино" (Ин 17,23). Синодальный перевод уверяет накс, что "совершенный" употреблено у Иоанна еще трижды (в трех почти идентичных местах, говорящих о "совершенной радости", - Ин 15,11; 16,24; 17,13), однако вводит в заблуждение: во всех этих местах греческий оригинал говорит не о совершенстве, а о полноте, употребляя производные от, а не от. Но в Посланиях о человеческом совершенстве говорится значительно больше и чаще; и уже явственно можно выделить основные аспекты и грани того содержания, какое апостолы вкладывали в это понятие.

     Начнем, впрочем, с ограничивающего замечания. Также и в Посланиях совершенство и совершенный человек не ставятся в ряд центральных понятий  христианской антропологии. Они не входят в число ключевых терминов и выражений, какими апостолы передают то главное и специфическое, что  приносит Благая Весть. Этот специфический  элемент христианской вести о  человеке выражает, прежде всего, другая формула: новый человек. Радикальная  новизна открывшейся жизни во Христе; уход, удаление, разрыв с прежним, "ветхим" человеком и всей "ветхой" жизнью, обращение и переворот, совершившиеся в человеческом существовании, - вот лейтмотив первохристианского мироощущения; и всего полнее и органичней этот мотив могли выразить именно такие слова как "новый человек" и "новая жизнь" (ср. также "новая тварь (2 Кор 5,17 и др.), "новое небо и новая земля" (2 Пет 3,13 и др.) и т.п.). Однако эти моменты новизны, разрыва, переворота, стоявшие на переднем плане для первохристианства, слишком мало и слабо были (если вообще были) представлены в семантике "совершенства" и "совершенного человека". Это - "спокойные" понятия, пришедшие из круга античного миросозерцания с его олимпийской уравновешенностью, и в новозаветную эпоху неоплатонизм еще не внес в них мотива напряженной и ностальгической тяги к единому. Поэтому они не занимают в Новом Завете большого места. И все же разница между "новым человеком" и "совершенным человеком" в новозаветном дискурсе - скорее в тональности и расстановке акцентов, нежели в существе содержания. Не ставя в центр совершенства, не уделяя даже ему особо заметного внимания, этот дискурс, тем не менее, так толкует и применяет его, что оно явно оказывается входящим в арсенал тех понятий, посредством которых утверждаются новые, аутентично христианские позиции в онтологии и антропологии.

     Православная  аскеза – ключ к  новому видению человека

     Еще одним продвижением в направлении  христианской антропологии было отчетливое тяготение стоицизма к универсальной  идее человека, идее единой, всеобщей человеческой природы, не связанной ни с какими национальными, сословными или иными  эмпирическими различиями между  людьми. Отрицание всякой ценности и значения за такими различиями - обычный  стоический мотив. Обратиться и стать  совершенными, мудрецами равно могут  грек, римлянин, варвар, патриций, раб... - и выразительным практическим доказательством  этого было то уже, что двумя крупнейшими  фигурами позднего стоицизма были раб Эпиктет и император Рима Марк Аврелий.

     Стоит, однако, указать, что само ядро стоицизма, идеал атараксии, лишь в очень  ограниченной мере приближался к  будущим христианским представлениям. Он был слишком тесно связан с  дуалистическим типом антропологии, чуждым христианству. Если в антропологии христианства - наиболее чисто, аутентично представленной в мистико-аскетической традиции, обсуждаемой ниже, - путь духовного восхождения связывается с достижением полной подвластности, управляемости чувственно-эмоциональной сферы - так чтобы человек был способен "преложить от дурного на доброе" все в ней зарождающиеся импульсы и движения, - то стоицизм стремился не к преложению, а к отсечению, умерщвлению всей этой сферы: не к добрым чувствам, а к абсолютному безразличию и бесчувствию. Ключевое и центральное для христианства начало любви попросту отсутствовало в арсенале стоических понятий.

     Заключение

     В эволюции человека имеется стадия, которая непосредственно предшествует цели человеческих усилий, и когда  эта стадия пройдена, к человеку, как к таковому, уже нечего добавить. Он стал совершенным; его человеческая карьера окончена. Великие религии  присваивают совершенному человеку различные имена, но каково бы не было это имя, за ним лежит та же самая идея - он и Митра, Кришна, Осирис, Будда, Христос - но это просто символизирует человека, сделавшегося совершенным. Он не принадлежит к какой-то одной религии, нации, человечесткому сообществу, он не органичен рамками одной веры - повсюду это наиболее благородный, совершенный идеал.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Агофонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000

    2. Алексеев  П.В, Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000

    3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для технических вузов». Ростов н/Д.:Феникс,2001

    4. Гуревич  П.С. Философия Учебник для  психологов: Учебное пособие по  дисциплине "Философия" для  гуманитарных и социально-экономических  направлений подготовки и спец. высшего профессионального образования  М.- Воронеж МПСИ; МОДЭК 2004 1124 с.

    5. Канке В.А. «Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия».-М.:Логос,2000.

    6. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

    7. «Философия»  под. ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.:Феникс,2000

    8. Хрестоматия.  Психология личности в трудах  отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.

Информация о работе Представление о совершенном человеке