Познание как предмет философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 09:34, реферат

Краткое описание

Познание носит социально детерминированный характер. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством знание, постоянно соотнося с ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив развивающегося знания.
Познание как предмет философского анализа

Содержимое работы - 1 файл

1.фил.docx

— 23.54 Кб (Скачать файл)

Познание как  предмет философского анализа

 

Введение

 Человечество всегда  стремилось к приобретению новых  знаний. Процесс овладения тайнами  бытия есть выражение высших  устремлений творческой активности  разума, составляющего великую гордость  человечества. За тысячелетия своего  развития оно прошло длительный  и тернистый путь познания  от примитивного и ограниченного  ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

 Познание, таким образом,  носит социально детерминированный  характер. Только через призму  усвоенной культуры мы получаем  знания о реальности. Прежде чем  продолжать дело предшествующих  поколений, необходимо освоить  уже накопленное человечеством  знание, постоянно соотнося с  ним свою познавательную деятельность, - это категорический императив  развивающегося знания.

Познание как  предмет философского анализа 

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Вопрос о том, может  ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал  людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые “вещи-в-себе”.

При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его  как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведется не о познании, а о выяснении  его возможностей и о том, что  оно собой представляет в отношении  к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских  системах. Поэтому, в частности, неверно  отождествлять всякий идеализм с  агностицизмом. Так, немецкий философ  Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал  познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.

В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить  некоторые реальные трудности и  сложные проблеем процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его  субъективное преломление в органах  чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т.п. Между  тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно  их воспроизводят, то “непознаваемой вещи-в-себе” не остается места.

В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности' ого познания, либо не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как “паралич истины”). А именно понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного). Такой подход неизменно приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно “мыслящий”) в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.

Зарождение гносеологической проблематики в античной философии. Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а представляет собой “нечто диалектическое”, развивающееся по определенным законам. Они имеют длительную историю, истоки которой уходят в древнюю философию. На каждом из этапов своего развития знание есть резюме истории познания, квинтэссенция всех форм человеческой деятельности, в том числе и, прежде всего - чувственно-предметной (практики).

В античной, особенно в древнегреческой  философии (VI в до н. э.- II в. н. э.), были сформулированы глубокие идеи о соотношении  знания и мнения, истины и заблуждения, о совпадении знания и предмета, о диалектике как методе познания и др. Так, Гераклит высказал идею о  том, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность. Но все течет не как попало, а повинуясь законам “единого мудрого”, которые присущи и бытию и познанию.

Чтобы постигнуть природу  каждого отдельного предмета, нужно  уметь приложить общий закон. Поэтому много - учености, которая  “уму ненаучает”, Гераклит предпочитает “единое знание всего”. Исходя из того, что мышление присуще всем, что всем людям дано познавать самих себя и размышлять, он считает, что человеческий, субъективный логос (т. е. познание) имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом.

Зенон Элейскнй пытался выразить реальное движение в логике понятий, в связи с чем подверг скрупулезному анализу противоречия (апории), возникающие при попытке мыслить движение. Знаменитые апории Зенона (“Дихотомия”, “Ахилл”, “Стрела” и “Стадий”) не утратили своего значения я для современной науки, развитие которой связано с разрешением многообразных противоречий, возникающих при отображении в познании объективного процесса движения.

Заметными фигурами в истории  гносеологической и диалектической мысли были античные софисты - Протагор, Горши и др. Они привели в бурное движение человеческую мысль с ее вечными противоречиями, неустанным исканием истины в атмосфере острых и бескомпромиссных споров и стремлением найти тонкие ходы мысли. Античная софистика при всей своей неоднозначности, субъективизме и “игре слов” имела целый ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развить гибкость, подвижность мышления, придать ему диалектический характер; попытка с помощью такого мышления “разъесть как щелочь” все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в познавательном процессе и т. п.

Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных  представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь  познания и этики, метода и нравственности.

Рациональное содержание философии Платона - его диалектика, изложенная в диалогической форме, т. с, диалектика как искусство полемики. Ом считал, что бытие заключает  в себе противоречиям оно едино  и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое  условие для пробуждения души к размышлению, важнейший принцип  познания. Поскольку, согласно Платону, любой предмет, любая вещь в мире “есть движение”, и, познавая Мир, нам  следует по необходимости, а не по прихоти и субъективному произволу  изображать все явления как процессы, т. е. в становлении и изменчивости.

Вслед за элеатами и софистами  Платон отличал мнение (недостоверные, часто субъективные представления) от достоверного знания. Мнение он разделял на догадку и доверие и относил  его к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. В гносеологии Платона содержится идея о двух качественно различных уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме, “ нацеленных ” соответственно на конечное и бесконечное.

Аристотель в созданной  им логике видел важнейший “органон” (орудие, инструмент) познания. Его логика носит двойственный характер: она  положила начало формальному подходу  к анализу знания, но одновременно Аристотель стремился определить пути достижения нового знания, совпадающего с объектом. Он пытался вывести свою логику за рамки только формальной, ставил вопрос о содержательной логике, о диалектике. Тем самым логика и гносеология Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с концепцией истины, так как в логических формах и принципах познания он видел формы и законы бытия.

Важную роль в процессе познания Аристотель отводил категориям - “высшим родам”, к которым сводятся все остальные роды истинно-сущего. При этом он представил категории  не как неподвижные, а как текучие, дал систематический анализ этих существеннейших форм диалектического  мышления, считая их содержательными  формами самого, бытия.

Продемонстрировав веру в  силу разума и подчеркнув объективную  истинность познания. Аристотель сформулировал ряд методологических требований к последнему: необходимость рассмотрения явлений в их изменении, “раздвоение единого”- представленное им не только как закон объективного мира, но и как закон познания, принцип причинности и др. Заслугой Аристотеля является также то, что он дал первую обстоятельную классификацию софистических приемов - субъективистских, псевдодиалектических ходов мысли, свидетельствующих лишь о мнимой мудрости, уводящей познание на путь заблуждений.

По Декарту, разум, вооруженный  такими средствами мышления, как интуиция и дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться  истинным методом. Последний есть совокупность точных и простых правил, строгое  соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное.

Правила рационалистического  метода Декарта представляют собой  распространение на все достоверное  знание тех рациональных способов и  приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в частности, в геометрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недосказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. л. Свой рационалистический метод Декарт противопоставлял как индуктивной методологии Бэкона, к которой относился с одобрением, так и традиционной, схоластизированной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он считал необходимым очистить ее от вредных и ненужных схоластических наслоений и дополнить ее тем, что вело бы к открытию достоверных и новых истин. Таким средством и является прежде всего интуиция.

Продуктивным методом  декартовской философии и гносеологии  являются: формирование идеи развития и стремление эту идею применить  в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством  переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными нормами  и ряд других.

Крупным этапом в разработке проблем теории познания стала философия  Гегеля. Он дал анализ важнейших  законов, категорий и принципов  диалектики, обосновал положение  о единстве диалектики. Логики в  теории познания, создал первую в истории  мысли развернутую систему диалектической логики. Гегель выявил во всей полноте (насколько это можно было с  позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании, подверг критике метафизический метод мышления, обосновал процессуальный характер истины.

Гегель подчеркивал, что  невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути развития. Источником развития является противоречие, которое есть не только “корень  всякого движения и жизненности”, но и фундаментальный принцип  всякого познания. Разрабатывая субординированную  систему категорий диалектики и  выводя их друг из друга по ступеням логического восхождения познания от абстрактного к конкретному, Гегель гениально угадал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира в его целостности и развитии.

В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных  специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.


Информация о работе Познание как предмет философского анализа