Основные исторические этапы развития техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:02, реферат

Краткое описание

Несмотря на то, что техника так же стара, как само человечество, ее философский образ стал объектом специального и глубокого анализа лишь сравнительно недавно. На сегодняшний день имеется довольно-таки большой спектр мнений и точек зрения по поводу существа техники и ее конкретного места в системе человеческой культуры.

Содержимое работы - 1 файл

философские вопросы.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

  Все это говорит о том, что на исходном этапе существования техники  человек еще не осознавал себя в качестве субъекта своей собственной  деятельности, а, следовательно, и в  качестве творца техники. И, в самом  деле, дикарь, как известно, не выделяет себя из окружающей его действительности, он не противопоставляет себя природе, а, наоборот, его сознание как бы еще "слито" с миром. Следует особо подчеркнуть и тот факт, что на первом историческом этапе существования техники, где в процессе изобретения нового орудия безраздельно господствовал случай, темпы ее развития были крайне низкими. Именно поэтому этап зарождения и становления техники был самым длительным и продолжался, по-видимому, сотнями тысячелетий. Он охватывал собой весь доисторический период существования человечества и завершился только с появления древних цивилизаций в Месопотамии, Египте, Индии и Китае, где впервые начинает складываться новый этап в историческом развитии техники - этап так называемой ремесленной техники.

  На  втором историческом этапе развития техники технические изделия становятся сравнительно многочисленными и намного разнообразнее, а технология их изготовления - достаточно сложной. Именно поэтому уже не всякий человек может, как это было раньше, сам изготавливать необходимые для своей работы орудия. Более того, само использование некоторых особенно сложных орудий требует теперь соответствующей, более или менее серьезной, подготовки. Еще более серьезной подготовки и длительной выучки требует теперь занятие собственно ремеслом, т.е. изготовлением самих орудий и производством утвари и услуг.

  Следовательно, можно определенно сказать, что  развитие техники шло по пути дифференциации и узкой специализации технической  деятельности, которые привели к  образованию отдельной социальной прослойки, специально занимающейся этой деятельностью - прослойки ремесленников. Ремесленник, как справедливо заметил  Х.Ортега-и-Гассет, соединяет в себе и техника, и рабочего. Он не только проектирует, т.е. идеально создает проект своей деятельности, но и сам осуществляет его, превращая его в реальность.

  В связи с этим стоит одна из важнейших  особенностей ремесла, отличающая его  от других, более развитых форм технической  деятельности, и заключающаяся в том, что при нем орудие труда еще выступает простым дополнением или придатком к человеку, который поэтому продолжает оставаться главным действующим лицом или "движущей силой" (К.Маркс) всего процесса. Данное отношение "человек - орудие" коренным образом изменится только впоследствии, при так называемой машинной технике.

  Другое  существенное отличие ремесла как  формы технической деятельности состоит в том, что оно основывается не на науке, не на теоретическом расчете, а на традиционных знаниях, на передаваемых от поколения к поколению (от отца к сыну и т.д.) практических навыках  и умениях. Это значит, что ремеслом можно было овладевать только эмпирическим путем, и именно поэтому оно и  оставалось во власти традиции. Данное обстоятельство наложило сильные ограничения  на всю изобретательскую деятельность. И, в самом деле, изобретение или техническое открытие на протяжении всего второго исторического этапа существования и развития техники оставалось редким событием и носило, как правило, тот же случайный непреднамеренный характер. Оно, как и прежде, осуществлялось главным образом методом "проб и ошибок", что, несомненно, явилось одной из причин низких темпов технического прогресса на этапе ремесленной техники. И хотя эти темпы существенно увеличились по сравнению с темпами развития "техники случая", но, тем не менее, они оставались настолько медленными, что второй исторический этап в развитии техники продолжался тысячелетия и в историческом плане завершился лишь с наступлением эпохи Возрождения, а еще точнее - с началом эпохи Нового времени в Европе. Следовательно, только с наступлением Нового времени ремесленная техника исторически исчерпывает свои возможности и уступает место новому этапу в развитии техники - машинной технике.

  В основе машинной техники лежит инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Вот, собственно, почему она как историческая альтернатива ремесленной технике, в принципе, не могла сложиться раньше, чем начало формироваться и свободно развиваться естествознание. Тем более, что инженерная деятельность, как впрочем, и естествознание, были вызваны к жизни, в конечном итоге, именно потребностями в развитии производительных сил, которые общество стало особо остро испытывать в Новое время вместе с завершением эпохи первоначального накопления капитала и началом эпохи буржуазных революций в странах Западной Европы.

  Вместе  с тем не следует, однако, забывать и того, что инженерная деятельность не могла появиться из "вакуума" и что она, как любое другое явление, должна была иметь свою предисторию. Поэтому "ростки" этой деятельности, ее исторические образы или, точнее, прообразы, можно найти не только в эпохе Возрождения, но и в античности. Правда, эти прообразы оставались тогда лишь чем-то эпизодическим, нетипичным, случайно существующим на фоне безраздельного господства ремесленной деятельности. Именно так следует, как нам представляется, оценивать, например, техническую мысль и вообще техническую деятельность Архимеда (ок. 287-212 до н.э.). Как повествуют исторические источники, он прославился, в частности, своими хитроумными техническими решениями и изобретениями при обороне осажденных римлянами родных Сиракуз. Именно благодаря использованию этих решений и изобретений и их практическому воплощению в оборонительных сооружениях и метательных машинах город смог оказать достойное сопротивление неприятелю. А поскольку  Архимед идеальнейшим образом сочетает технические дарования с практическими и большинство своих технических проектов производит на основе точных математических и механических расчетов, постольку его деятельность в этом плане, несомненно, можно охарактеризовать как инженерную. Однако сам Архимед не считал себя техником или инженером в современном понимании этих слов. Он, наоборот, презрительно смотрел на то, что мы называли бы сегодня инженерным делом, как, впрочем, и на всякое другое практическое занятие, считая его грубым и недостойным свободных мужей. "Сам Архимед, считал сооружения машин занятием, не заслуживающим ни трудов, ни внимания; большинство их появилось на свет как бы попутно, в виде забав геометров…". Поэтому о вещах, приносивших ему славу, Архимед "не пожелал написать ничего…, считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым…"18.

  И все же потребовалось еще более  столетия непрерывного развития производства и связанного с ним развития теоретического и практического естественно-научного знания, прежде чем начавшаяся в Англии в 60-х годах ХVIII века31 и перекинувшаяся затем оттуда на европейский континент и в США промышленная революция не привела, в конечном итоге, к необходимости формирования отдельных технических наук. Важнейшей вехой на пути к этому последнему, более или менее интенсивно начавшемуся на рубеже ХVIII и ХIХ вв., процессу, несомненно, служило такое замечательное техническое достижение, как изобретение Джеймсом Уаттом (1736-1819) паровой машины и универсального теплового двигателя, которые сыграли решающую роль в переходе к машинной технике, а, соответственно, и к машинному производству.

  Итак, переход мануфактуры к промышленному  производству, который ознаменовался, как отмечал К.Маркс, превращением средства производства из орудия в  машину32, привел к широкому внедрению  в производство и использованию  в производственном процессе машинной техники. Это, в свою очередь, резко  повысило спрос на инженерную деятельность, который уже не мог более удовлетвориться  случайным образом. Время инженеров-самоучек проходит и появляется острая потребность  в научно-методической, профессиональной подготовке инженеров. Начало подобной подготовки было положено французским  математиком и инженером Гаспаром Монжем (1746-1818) в 1794 году основанием Парижской политехнической школы, тип обучения в которой, гармонически сочетавший в себе научно-теоретическую и технико-практическую подготовку слушателей, затем распространяется по всей Европе и в США. Именно через подобную форму обучения и начинается широкомасштабная подготовка профессиональных инженеров, деятельность которых, как отмечалось выше, явилась одним из основных условий функционирования и развития машинной техники.

  Итак, машинная техника, как более высокий  этап в историческом развитии техники, не могла складываться иначе, чем  на строго научной основе, на базе теоретического и прикладного естествознания. Другой существенный признак машинной техники, отличающий ее от техники ремесленной, состоит в том, что мускульная сила как движущее начало всего технического процесса заменяется какой-либо из сил  природы (например, силой животного, ветра, воды, пара, электричества и  т.д.). "В качестве машины средство труда приобретает такую материальную форму существования, - говорит К.Маркс, - которая обуславливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов - сознательным применением  естествознания".33

  Следовательно, в отличие от ремесленной практики, где человек, как было уже отмечено, продолжал оставаться главным действующим  лицом и, как правило, основной движущей силой технического процесса, в машинной технике движущим началом этого  последнего выступает уже преобразованная  в машину сила природы. Это значит, что имевшая место в ремесленном  производстве непосредственная связь  человека с орудием разрывается и отношения между ними при промышленном производстве становятся опосредованными природными силами. В результате собственно техническая функция и функция сугубо исполнительная, которые ранее соединял в себе и одновременно выполнял один и тот же человек (ремесленник), оказываются теперь разделенными. И в самом деле, указанные функции в машинной технике выполняются уже разными людьми: инженерами (техниками) и рабочими (исполнителями). Первые не имеют прямого отношения к собственно изготовлению и выпуску продукции, тогда как вторые такого же отношения не имеют к составлению технической документации, в соответствии с которой производится продукция. Так техник и рабочий отделяются друг от друга.

  История с массовыми внедрением в производство принципиально новых технических разработок снова повторяется спустя несколько столетий с той разницей, что новая историческая волна таких увольнений оказалась связанной с автоматизацией производства, вместе с которой машинная техника перешла в качественно иную стадию своего развития. Данная стадия характеризуется рядом существенных признаков, позволяющих, как нам кажется, выделить ее в качестве отдельного исторического этапа в развитии техники вообще, которую можно было бы назвать информационной техникой.

  Среди всех существенных признаков информационной техники как нового этапа в  историческом развитии техники, который  начал складываться примерно с середины ХХ столетия, прежде всего следует выделить следующие. Во-первых, при информационной технике не только мускульная сила человека, но и его интеллектуальные способности заменяются природными силами, связями и процессами. Именно данное обстоятельство становится мощнейшим фактором дальнейшего ускоренного развития современной научно-технической революции. И в самом деле, достигнутые за последние 50 лет феноменальные успехи в создании и практическом внедрении искусственного интеллекта не только позволили поднять технику на небывалую ранее высоту, но и открыли практически безграничные возможности для дальнейшего ускоренного технического прогресса. Во-вторых, информационная техника отличается более глубокой дифференциацией инженерной деятельности, в структуре которой достаточно отчетливо обозначаются границы между такими его элементами, как изобретение, проектирование и конструирование. Каждый из этих элементов превращается в относительно автономную сферу технической деятельности. И здесь дело не только в простом разделении функций или труда между самими инженерами, но и в том, что некоторые аспекты или функции проектирования, конструирования и даже собственно изобретательской деятельности "передоверяются" компьютерам, то есть их выполнение переходит от человека к машине. В-третьих, участие и роль человека в непосредственном техническом процессе (и особенно, потребность в его исполнительных в данном процессе функциях) крайне минимизируются, что влечет за собой такие серьезные последствия, как:

  - крайне узкую специализацию занятого  в технике и в производстве  человека, а, следовательно, и  его одностороннее интеллектуально-духовное  развитие;

  - превращение этого человека в  незначительную частицу машинного  механизма, по отношению к которому  он еще в большей степени  чувствует себя простым придатком  (винтиком) и, таким образом, сильнее  ощущает свою рабскую зависимость  от техники и свое отчуждение  вообще;

  - существенное пополнение рядов  безработных, что, несомненно, обостряет  социальную ситуацию и заметно  усиливает социальную напряженность  и еще больше усугубляет отчуждение  человеческой личности в современном  обществе.

  В-четвертых, информационная техника еще больше и острее выявляет негативные стороны  научно-технического прогресса. Дело в  том, что темпы развития техники  на современном этапе ее существования  настолько ускоряются, что направленность, а, стало быть, и последствия этого  развития чаще всего становятся непредсказуемыми. В связи с этим современный  научно-технический прогресс приобретает в целом угрожающий характер по отношению к человеку и вообще к существованию жизни на нашей планете.

  По  мере развития производства и создания новых орудий труда Т. освобождает  человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. Т. применяется  для воздействия на предметы труда  при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; передвижения и связи; сбора, хранения, обработки и передачи информации; обслуживания быта; управления обществом; обеспечения обороноспособности и  ведения войны. По функциональному  назначению различают Т. производственную, в том числе энергетическую, и непроизводственную — бытовую, научных исследований, образования и культуры, военную, медицинскую и др.

  В заключение следует заметить, что  научно-технический прогресс на современном  информационном этапе своего развертывания  уже привел к серьезным, грозящими  стать необратимыми, изменениям среды  обитания человека (загрязнению среды, невосполнимому истощению природных  ресурсов и т.д.) и поэтому, если человечество сегодня не найдет в себе силы (мужества, мудрости, воли и т.д.) кардинальным образом изменить условия своего существования и взять под  жесткий и всесторонний контроль и подчинить себе свое собственное творение - науку, технику и их дальнейшее развитие, то рано или поздно оно с неизбежностью будет обречено не просто на полное духовное и социальное вырождение, но и на прямое вымирание как биологический вид.  
 
 

Информация о работе Основные исторические этапы развития техники