Основные идеи буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 08:56, реферат

Краткое описание

Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии. Его философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад.

Содержимое работы - 1 файл

Контрработа.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

     Пятая — это свобода от рождения в  местах, где нет Дхармы (например, в диком африканском племени).

     Шестая  — это свобода от рождения неполноценным  человеком.

     Седьмая — это свобода от рождения в  среде, в которой культивируются, насаждаются ложные взгляды, например, там, где вам внушают, что жизнь  человеку дается только один раз.

     Восьмая — это свобода от такого рождения, когда вы испытываете неприязнь  к Будде. При таком рождении отсутствует  стремление к состоянию будды, нет  веры в то, что был Будда, который  указал путь к избавлению от страданий.

     Десять благих условий человеческого рождения делятся на две группы по пять в каждой. Первая группа — это объективные условия, вторая группа — это пять субъективных условий:

  1. Существование в этом мире Будды. Если сравнивать с бесконечностью, с медленной эволюцией мира, то появление Будды и проповедь им Учения — это как вспышка молнии.
    1. Существование и преподавание священной Дхармы.
  1. Существование последователей Дхармы, т.е. наличие единомышленников и возможность практиковать Дхарму не в одиночку.
  2. Наличие Духовного Наставника, показывающего путь к освобождению. Очень важно обрести Духовного Наставника, иначе вы лишаетесь возможности живого восприятия Учения. Без Учителя все кончается просто гонкой за информацией, результатом которой будет возросшая гордыня.
  3. Помощь от других, т.е. наличие сочувствующих людей, которые поддерживают нас морально и материально. Особенно это важно, когда человек уединяется на длительное время.
    1. Рождение человеческим существом.
  1. Наличие всех органов; коммуникативные органы (речь, слух, зрение) в порядке.
  2. Рождение в центральной стране, т.е. в месте, где Учение доступно.
  3. Вера в Дхарму, наличие энтузиазма в отношении Учения, что является результатом наших хороших предыдущих жизней. Уже тогда в нас зародилось стремление к Учению.
  4. Несовершение пяти тяжелейших преступлений (убийства отца, матери, архата, злонамеренное пролитие крови Татхагаты, сеяние раздоров в Сангхе). Следствием подобных деяний является рождение в аду уже в следующей жизни.

    Третья Благородная Истина  — истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним — ниродха, прекращение). Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее, существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

    Само  слово «нирвана» восходит к санскритскому  корню «нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильника  или прекращение волнения моря). Буддийские тексты вполне отчетливо  указывают на то, что угасает или затухает вовсе не бытие. То есть угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С исчезновением причины страдания исчезает и само страдание.

    Сам Будда никогда не давал прямого  ответа на вопрос «Что такое нирвана?»  и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Нирвана, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание — не апофатическая теология. Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване.

    Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства. Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме навсегда.

    Достичь освобождения можно, познав Четвертую Благородную Истину  — истина о пути, ведущемуу к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути.

    Это постижение пустоты. Благородная Истина о Пути — как свет, а неведение  — как тьма. Одновременно они  не могут существовать. Поэтому там, где проявляется свет Благородной Истины о Пути, нет места тьме и неведению. Неведение преодолевается умом, познающим пустоту. Пустота — это не просто “бытовая” пустота, которая характеризуется тем, что в ней ничего нет. Ведь если сказать, что все пусто, а пустота — это когда ничего нет, ничего не существует, то тут же возникает вопрос: а кто же говорит, кто слушает? Если ничего нет, то не было бы ни говорящего, ни слушающего.

    Истинный путь имеет три этапа — путь нравственности, медитации и мудрости, которые в своей совокупности образуют Благородный Восьмеричный путь. Духовная практика продвижения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване, а в конечном счете — в состоянии будды.

    Этап мудрости.  Правильное воззрение. Так как невежество с его последствиями – заблуждениями о самом себе и мире – является коренной причиной наших страданий, то естественно, что для нравственного совершенствования нужно иметь, прежде всего, правильные взгляды. Правильные взгляды – это правильное понимание четырех благородных истин. Только познание этих истин, а не какие-либо теоретические размышления о природе и самом себе, помогает, согласно учению Будды, нравственному совершенствованию, ведя нас к цели нашей жизни – нирване.

    Правильная  решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения. Одно знание истин было бы бесполезно без решимости преобразовать жизнь в соответствии с ними. От морально совершенствующегося человека требуется, поэтому, отрешение от всего земного (привязанности к миру), отказ от плохих намерений и вражды к ближним. Эти три условия и представляют собой основу правильной решимости.

    Этап нравственности. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду. Правильная решимость не должна оставаться лишь религиозным желанием, а должна воплощаться в действие. Правильная решимость, прежде всего, должна иметь возможность направлять и контролировать нашу речь.

    Правильное  поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

  1. Ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»
    1. Отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше)
    1. Неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства
    2. Правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»)
  1. Отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю

           У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.

     Правильный  образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так  и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

          Этап сосредоточения, или медитации. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» — связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke»  — «ярмо», «иго». Слово «йога», таким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели.

                Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова — одна из ортодоксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), созданная риши (мудрецом) Патанджали в IV — V веках н. э.

            Йога в широком смысле  — любая форма психопрактики, направленной на достижение освобождения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиозных монашеских сообществ. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции занятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

             Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности. Главные методы здесь — шаматха (успокоение сознания, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психоментальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).

                Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из которых не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в конечном итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»; тибетская этимология этого слова «победитель врагов»).

         Слово, которое переводится здесь как «правильный» (самьяк), точнее означает «полный», «целостный» «всеохватный». Таким образом, оно, с одной стороны, указывает на правильность, то есть на собственно предписанный буддийской традицией характер практики, а с другой — на целостность и органичность этой практики, которая в идеале должна охватить все стороны и уровни человеческого существования.

Информация о работе Основные идеи буддизма